Методологический подход Корана к вопросу войны и мира

Коранические аяты могут показаться противоречащими друг другу при поверхностном прочтении: одни зовут к войне, другие – к миру. Ссылаясь на аяты о войне, некоторые заявляют об отмене аятов о мире, объявляя войну всему миру. Другие же хотят видеть лишь аяты о мире, считая аяты о сражении несовместимыми с идеями мира и милосердия.

Но обе эти крайности ошибочны и ведут в ловушку, о которой Коран предупреждает с самого начала – ловушку разрозненного, фрагментарного чтения. «Те, которые разделили Коран на части», то есть читают его несвязно, по кускам.

Коран призывает как к миру, так и к сражению, и в этом нет противоречия. Мир – с миролюбивыми, сражение – с агрессорами. Пожалуй, наиболее ясно исламскую позицию выражает следующий аят:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Коран, 60:8-9).

Этот аят разделяет людей на два основных типа:

К первому относятся миролюбивые люди, не проявлявшие враждебности. Коран призывает нас не просто оставить их в покое, но быть по отношению к ним добрыми и справедливыми.

Второй тип – это агрессоры, нарушившие права мусульман. Именно с ними Коран повелевает сражаться и не покоряться их притязаниям.

Итак, позиция Корана предельно ясна: мир с миролюбивыми, противостояние агрессорам, и в этом нет никакого противоречия. Ислам не хочет, чтобы мусульманское общество было покорным и безропотно сносило посягательства других. В равной мере он не желает, чтобы оно было агрессивным, попирая права других при любой возможности. Вместо этого он стремится к справедливому обществу, которое защищает себя, но не посягает на права других, и в этом заключается истинная справедливость.

Коран ясно определяет цель человеческого разнообразия – взаимное познание. Он гласит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный (преданный Создателю). Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49:13). Могут ли конфликт и война быть предпочтительными в исламе, который сам утверждает, что цель человеческого разнообразия в том, чтобы люди познавали друг друга? Конечно же, нет, Коран ниспослан для построения справедливого общества, а не конфликтного.

Таким образом мы приходим, что основным препятствием для правильного понимания исламского текста является фрагментарное прочтение, то есть, когда коранический текст читается в отрыве от других текстов. Например, многие люди считают, что Коран призывает сражаться с каждым немусульманином, и их доказательством является аят: «Убивайте их, где бы вы их ни встретили» (2:191). Если рассматривать этот аят отдельно, то можно понять его как открытый призыв к сражению. Но если мы прочтем аят непосредственно перед ним, то обнаружим, что он ясно определяет, о ком идет речь: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих границы» (2:190). Значит, речь идет об агрессоре.

Этот методологический подход необходим каждому исследователю, желающему понять позицию Корана по любому вопросу. К сожалению, многие исследователи Корана не принимают его во внимание.

Подготовил Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика