Ризаетдин Фахретдин о множестве течений в исламе

Невозможно понять, какие доказательства лежат в основе свидетельств о благости одних мусульманских течений и скверности других, а также вердикты о [попадании] их приверженцев в Рай или Ад. Говоря откровенно, все это неразрешимая загадка. В хадисе о расколе (хадис аль-ифтирак)[1] дается описание лишь одной группы, да и то крайне общее – охватывающее множество течений, при том что остальные никак не определены. Кому и кем дано право относить какую-то группу мусульман к числу «потерпевших убыток» (хасарин), в то время как Асхаб (Обладатель) шариʻата[2] не сделал этого? Тем не менее о достоверности иснада данного хадиса ведутся споры, но даже в случае его подлинности он представляет собой всего лишь хабар вахид[3]. А раз так, то как может быть надежным опирающееся на него установление в области убеждений?

Священный Коран облагодетельствовал мусульман тем, что примирил их сердца. Также он поведал о наличии между ними духовного братства и предписал соблюдать все вытекающие отсюда обязательства. Его Превосходительство защитник пророчества, стремясь к безоговорочному укоренению принципов любви и взаимоуважения, прекращает классовые разногласия (сыйныфи ифтирак) среди мусульман, провозглашая свободу и равенство. Ради этой цели он дает бесчисленное множество детализированных наставлений. Тем не менее, как это ни удивительно, спустя некоторое время после этого мусульмане принимаются совершать нападки на сердца [единоверцев] и под всевозможными предлогами обвинять друг друга в заблуждениях. Боже мой! Неужто Рай, «ширина которого подобна ширине неба и земли»[4], как описывает его Благородный Коран, оказался бы для них тесен? Или же им было велено наполнить людьми Ад?

Ризаетдин Фахретдин

Из книги “Аль-Маарри”

[1] Имеется в виду следующий хадис: «Разделились иудеи на семьдесят одно или семьдесят два течения, и христиане [разделились] таким же образом, а моя община разделится на семьдесят три течения». («Джами‘ ат-Тирмизи», № 2640.) В другом риваяте: «…иудеи разделились на семьдесят две группы, а моя община разделится на семьдесят три группы, все они в огне, кроме одной группы», [люди] сказали: «Какая она, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Та, которая на том, на чем [нахожусь] я и мои сподвижники». («Джами‘ ат-Тирмизи», № 2641.)

[2] Под термином «Асхаб аш-шариʻа» подразумевают пророка Мухаммада.

[3] Хабар вахид – хадис, переданный малым количеством путей и не достигающий степени мутаватир.

[4] Коран, 57:21.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Умар 26 Марта
Ответить

Если шииты-рафидиты оскорбляют (клевещут на) сподвижников Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, которые при жизни были обрадованы Раем, то их положение мягко говоря очень шатко в глазах мусульманской (суннитской) уммы, именуемой Ахлю сунна валь-джамаа.

Умар 26 Марта
Ответить

Как в случае с салафитами-муджассима, приписывающими Аллаху место и части, пречист Аллах от всего неподобающего Его Величию, совершающими вероотступничество только тогда, когда они начинают заявлять о подобном публично, то же самое и с шиитами-рафидитами, частно заявляющими, что Коран переписан, сподвижники испорчены (астагфируллах), то есть речь об отдельной личности, а не всех представителях заблудшей группы, ведь их могут принуждать причислять к ней себя. А Аллах знает лучше.

Яндекс.Метрика