Дагестан: земельные конфликты прирастают религиозными лозунгами

Земельный вопрос на Кавказе: от разрешения конфликтов к их предупреждению

Земельный вопрос на Кавказе: от разрешения конфликтов к их предупреждению

Теги:








0
27 Декабря 2011г. (01 Сафар)
Раскачать конфликт легко, тем более в Дагестане, где бок о бок сотнями лет живут представители разных национальностей. Также тесно пересекаются национальные интересы в земельном выражении. Еще легче этот конфликт перевести на уровень, религиозного протеста, когда представителей одной из конфликтных сторон пытаются уличить в связах с бандподпольем.



Недавно в Общественной палате проходили слушания "Земельный вопрос на Кавказе: от разрешения конфликтов к их предупреждению".



Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в основе многих острых территориальных, национальных и политических конфликтов на Северном Кавказе лежат нерешенные земельные споры и претензии. Непродуманная политика сначала царских, потом советских, а теперь и современных властей в сфере перекраивания административных границ на Кавказе привела к тому, что в регионе возникло много тлеющих конфликтов.



В настоящее время ситуация на дагестанской равнине привлекает все больше внимания экспертов, как в Дагестане, так и за его пределами. Равнина республики, это в первую очередь крупные города и их спутники, поселки. Однако это еще и земли отгонного животноводства, распределенные между районами, как горными, так и низменными.



Как рассказал, эксперт – заместитель главного редактора РИА Regnum Константин Казенин, выступавший на мероприятии, земельные вопросы на Кавказе – это не только вопросы границ или исторической памяти, но и вопросы устройства жизни конкретных сельских общин, использования земли в ее исконном, сельскохозяйственном назначении.



Как отметил эксперт, отгонные земли в Дагестане составляют более 1 млн га, и это далеко не только животноводческие земли, но и земли, используемые под пашню. «Это земли, которые в советское время предоставлялись горным колхозам и совхозам. И сейчас они могут быть в аренде только у горных хозяйств, причем вопрос об аренде может решаться по очень сложной схеме».



По словам К. Казенина, вывести земли из категории отгонных практически невозможно, что «создает дополнительные сложности – иногда они нарезаны крайне неудобно».



Эксперт отмечает, что запутанные юридические расклады главная причина появления альтернативных правовых систем:



«В Дагестане, и именно на отгонных землях, есть случаи, когда две сельские общины – горная и равнинная, игнорируя все сложности республиканского законодательства, заключают между собой договор, подписываемый в мечети, в котором между ними согласуются вопросы землепользования.



Здесь нет идеологии, здесь есть просто попытка найти более простую систему отношений. Но в любом случае стихийное появление такого параллельного юридического мира это проблема для государства».



На фоне этого, Казенин, выделил и другую проблему – «проблему идеологизации земельных споров, возможность их быстрого наполнения этническим содержанием. Это возможно даже для очень локальных земельных конфликтов. Учитывая активность общественных организаций, а также ученых-историков этнического толка, игнорировать такие риски представляется крайне опасным».



В пример того, как можно давить на национальные и религиозные чувства в Дагестане, стоит привести выступление руководителя НКО «Толеранс» Абсалютдина Мурзаева на сходе жителей Кумторкалинского района. «Федеральный центр уже знает, что все протестные настроения и дестабилизация ситуации в Дагестане не связаны, как многие говорят, с исламским фактором. Этот фактор в первую очередь проявляется из-за проблем, связанных с землёй. А потом они приобретают религиозную оболочку. Когда людей загоняют в угол, то им ничего не остаётся, как кричать «Аллаху Акбар», – цитирует слова Мурзаева дагестанский еженедельник «Черновик» (от 21 Октября 2011 в статье «Фактор страха»).

Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика