Первый учебник об исламе

Во время презентации "Исламоведения" в Москве

Во время презентации "Исламоведения" в Москве

Теги:




0
02 Апреля 2008г. (25 Раби аль-авваль)
У российских педагогов появился хороший учебник, хотя и под довольно скучным названием – "Исламоведение". Объемный 400-страничный труд за авторством лучшего переводчика смыслов Корана на русский язык, ученого-востоковеда Эльмира Кулиева, ректора главного исламского вуза страны Рафика Мухаметшина и других авторов затеивался в противовес "Основам православной культуры". Но возникшее как симметричный ответ РПЦ, "Исламоведение" превратилось в глубокий и обстоятельный светский рассказ о величайшей религии мира, не преступающий порог, за которым начинается проповедь.

В этом разговоре не нашлось места противопоставлению различных религиозных концепций. Зато в нем присутствует один из важных постулатов ислама – познай себя и познаешь окружающий мир. Поэтому скандалы, возникшие с первого дня появления школьных учебников религиозной направленности в системе российского образования, обвинения их авторов в разжигании религиозной и национальной розни, обойдут стороной эту книгу в скромной зеленой обложке.



Учебник охватывает времена доисламской Аравии с ее монументальными городами идолопоклонников Сабы, Пальмиры, Набатеи и племенами кочевников. Он дает живописную – насколько позволяют объемы школьной программы – историческую картину пророческой деятельности последнего пророка Мухаммада. Рассказывает, как в пустынной Аравии, где "бедуины не знали раболепия" и "больше всего ценили свободу", возник ислам, наделивший каждого человека фундаментальными правами и свободами.



Авторы рассуждают о проблемах свободы слова Аравийского полуострова времен Пророка, а эти проблемы отражаются в зеркале настоящего времени, – и это главная находка учебника. "Коран допускает любые дискуссии, даже если они касаются основных положений религии, но пользование свободой слова не должно превращаться в посягательство на честь и достоинство других людей: Если вы вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом (сура 29 "Паук", аят 16)", – говорится в главе "Ислам и права человека". Аргументы истории – самые сильные аргументы, их и приводят авторы: "Мусульмане высоко ценят свободу слова и мысли, потому что Пророку и его сподвижникам пришлось пройти через многие испытания, прежде чем они добились права высказывать свои убеждения вслух. И после того, как власть мусульман распространилась практически на весь Аравийский полуостров, Пророк продолжал оберегать свободу слова всякий раз, когда она оказывалась под угрозой".



Такое путешествие из прошлого в настоящее и обратно происходит постоянно, рассказывают ли авторы о величайших временах праведных халифов или принятии ислама народами России от Кавказа до Волжской Булгарии. Повествуют ли они о развитии исламской мысли, мусульманской культуры, науки и искусства. Иногда кажется, что слишком разные аспекты религии – культурные, бытовые, научные и нравственные, – собранные в одной книге, могут переполнить ее, как мощный поток переполняет мелкие берега. Но спасает гладкое повествование и хороший литературный язык, что есть редкое исключение в современной русской исламской литературе. К тому же этот учебник смог доказать, что культурологический разговор об исламе возможен и с позиции верующего человека. При одном условии: если отсутствует полемический задор и пристальное рассматривание деталей взаимодействия религий. И это главный недостаток этого труда. Например, авторы учебника обошли болезненную тему покорения Иваном Грозным Казани и насильной христианизации татарского населения.



Но как подчеркивают сами авторы – это одно из первых пособий на заданную тему.

К тому же сейчас, когда идет мощный рост плюрализма в религиозной области, никто еще не придумал лучшего противоядия от стереотипов и вражды, чем знание друг о друге. А знание об исламе школьники могут теперь получить в учебнике "Исламоведение".



Эльмир Кулиев: Люди, поддерживающие светскую государственность, нередко ходят в церкви и мечети



На вопросы ИА IslamNews отвечает один из авторов учебника "Исламоведение", директор департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа, кандидат философских наук Эльмир Кулиев.



- Российский читатель знает вас в основном как автора перевода смыслов Корана. Сейчас вы написали учебник "Исламоведение", который, возможно, тоже станет популярным трудом. Удалось ли вам аккумулировать в этом учебнике все, что вы хотели донести до преподавателей и учеников?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что главная заслуга в появлении на свет данного пособия принадлежит ректору Московского исламского университета Марату Фахрисламовичу Муртазину, который не только инициировал проект, но и сыграл исключительную роль в научной редактуре книги. Полагаю, коллективу авторов удалось справиться с главной задачей – подготовить оригинальное пособие, дающее достаточно полное представление о ценностях мусульманской веры, образе основателя ислама – Пророка Мухаммада, вкладе ислама в развитие мировой цивилизации. Конечно, нельзя не учитывать тот факт, что это одно из первых пособий на данную тему на русском языке. Но уверен, что в процессе подготовки новых учебников и учебных пособий авторы будут ориентироваться и на наш труд.



- Считаете ли вы такой учебник своевременным?

- Вышедшее в свет пособие предназначено для преподавателей. Оно содержит краткое изложение базового материала, который можно преподносить учащимся средней школы. Принимая во внимание проблемы, актуальные для современного российского общества, мы постарались как можно шире осветить вопросы, касающиеся традиционных нравственных ценностей, подчеркнуть гуманистический характер мусульманской религии. Подбирая учебный материал, мы стремились помочь преподавателям найти ответы на важные вопросы, беспокоящие подростков, о смысле жизни и предназначении религии, о месте религиозных ценностей в современном обществе, о значимости межрелигиозного общения и диалога.



- Учебник получился универсальным, – возможно, пригодным для преподавания не только в российских школах. Стояла ли изначально такая задача?

- Изначально ставилась задача подготовить пособие для преподавателей в российских школах. Целая глава книги посвящена истории ислама в России. Отдельные параграфы посвящены взаимовлиянию культуры мусульманских и христианских народов России, месту ислама в современном российском обществе. Вопрос любви к Родине в исламе тоже освещен в пособии с учётом российских реалий. Что касается возможностей использования собранного в книге материала в других странах, например, в государствах СНГ, то сегодня перед мусульманскими общинами бывшего Советского Союза стоят схожие задачи – сохранить самобытность мусульманских народов в условиях глобализации, защитить традиционные основы нашей духовности от влияния зарубежных религиозно-идеологических течений, помочь мусульманской общественности занимать активную гражданскую позицию, плодотворно участвовать в социокультурной жизни наших обществ.



- Как вам удалось написать исключительно светский учебник, но в то же время с позиции верующего человека?

- Думается, в современном обществе будет поменьше проблем, если мы научимся не противопоставлять светское религиозному. Как ничто земное не чуждо людям верующим, так и люди, поддерживающие светскую государственность, нередко ходят в церкви и мечети. В основе подготовленного нами пособия лежат научная методология, рациональные научные принципы. Отобранный нами материал соответствует традиционным представлениям об исламе, его основах, истории и культуре, которые веками складывались у мусульманских народов России. В связи с этим мы надеемся, что учебная программа, основанная на предложенном материале, будет позитивно воспринята и научной общественностью, и традиционным духовенством, и родителями, желающими видеть своих детей прогрессивно мыслящими, современными, свободными от суеверий и фанатизма, но в то же время знающими и уважающими свою этноконфессиональную культуру.



- Считаете ли вы необходимым преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательных школах?

- На мой взгляд, существуют вполне обоснованные опасения того, что преподавание религии, – именно самой религии и её богословских основ, – в средней школе может привести к росту ксенофобных настроению и возникновению социальных конфликтов на этой почве. Я разделяю эту точку зрения, хотя не исключаю, что с повышением уровня общественной сознательности подобные опасения перестанут существовать. Вместе с тем считаю, что в современном обществе учащиеся должны иметь представление о религиозной нравственности, истории возникновения и становления мировых религий. Религия – часть нашей культуры, нашей истории, и её не надо чуждаться. Напротив, её следует знать, уважать и правильно использовать как для достижения душевной гармонии, так и для укрепления гражданского единства.

Автор: Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика