Россия поможет Ирану сорвать американский план удара

Зенитно-ракетный комплекс С-300
План нападения на Иран в связи с полученными от израильских спецслужб новыми данными в Пентагоне уже готов. Главная роль в наказании Тегерана отводится авиации. Всего удару должны подвергнуться 1500 иранских военных целей, включая не только атомные объекты, но и станции ПВО и военные базы.

Что может противопоставить этому Иран? Его вооруженные силы не способны ни поразить объекты и войска противника, ни отразить воздушные удары. Ситуация усугубляется однобокой и ущербной стратегией иранской ПВО: она подразумевает применение главным образом зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) без активного участия истребителей-перехватчиков, которые рассматриваются иранскими военными как дорогие игрушки и средство устрашения соседей.



С виду иранская ПВО выглядит более чем внушительно. Только ЗРК насчитывается около 300 единиц. Однако 80% их является обыкновенным утилем 1970-х гг., неспособным эффективно поражать цели на высотах более 5 км, а значит, бороться против современной авиации. Это старые американские и советские «Хоки» и «Квадраты», архаичные английские «Рапира» и «Тайгеркэт», а также китайские версии давно списанных в музеи советских и французских ЗРК вроде С-75 и «Кроталь».



Исключение составляют 10 ЗРК С-200 и 6 С-300, тайно купленные еще в середине 90-х годов через сердобольного батьку Лукашенко. «Торы», несмотря на их новизну, можно вообще не брать в расчет. Фактически, это армейские средства ПВО, предназначенные не для прикрытия стратегических объектов вроде Бушера, а для защиты воинских частей от штурмовиков, работающих на малых высотах. И они не способны бороться против тех же B-52, атакующих с 10 и более километров. К тому же 16 ЗРК для защиты столь большой по площади страны, какой является Иран, недостаточно. И та же «двухсотка» панацеей для Ирана не является, хоть она и доказала свою боевую эффективность в ливийских условиях. Этот «маломобильный» комплекс в боевых условиях обычно прекращает свое существование после первой–второй стрельбы.



Истребительная авиация Ирана находится в еще более плачевном состоянии, чем зенитно-ракетные войска. Из 190 боевых машин лишь менее трети можно условно назвать «новыми». Среди них 40 самолетов «ближнего боя» МИГ-29, которые не могут «на равных сразиться» против F-15, составляющих ударную силу ВВС США, а также 25 изношенных F-14А «Томкэт» и 10 Су-27, не способных изменить общую печальную картину. Остальные машины представлены устаревшими F-4 «Фантом», F-5, китайским вариантом МИГ-21 (F-7) и МИГ-19 (F-6) и иранскими копиями устаревших американских самолетов вроде того же Saeqeh.



Против этих сил США и их английские и французские союзники готовы выдвинуть минимум 600 современных боевых самолетов, что во много раз превышает силы иранцев. Стратегическое положение Ирана также представляется довольно тяжелым. Страна со всех сторон окружена американскими военными базами, а значит изначально уязвима для ударов, которые в случае начала боевых действий посыплются на нее как горох из рваного мешка. А отражать их распыленными по большому пространству средствами ПВО будет очень нелегко.

Американская же тактика позволяет в течение считанных дней подавить ее и поразить все предназначенные для уничтожения объекты. То, как действует авиация США, известно давно: на направлении главных ударов создается перевес в 20, а то и в 30 раз. В результате противостоящие ей средства ПВО моментально уничтожаются. Причем главная охота ведется против радиолокационных станций (РЛС). Уничтожив их, американцы тем самым «ослепляют» противника и лишают его возможности контроля даже за полетами в собственном небе. И уже после этого они концентрируются на окончательном уничтожении вражеской ПВО и прикрываемых ею объектов.



Американцы уже «обвешали» Иран самолетами дальнего радиолокационного обнаружения «АВАКС», неуязвимыми для иранской ПВО и позволяющими просматривать практически всю территорию этой страны. А раз так, то всякий поднявшийся в воздух самолет аятолл будет тут же уничтожаться по тому же сценарию, который применялся в Югославии, постоянно дежурившими в воздухе истребителями F-15 с помощью ракет дальнего радиуса действия «Феникс».



Правда, еще до нового 2008 года стало известно о грядущей поставке в эту страну нескольких десятков ЗРК С-300 и истребителей Су-30 из России, что может спутать американцам карты. Кое-кто радостно потирает руки, считая, что уж теперь-то американцы туда «не сунутся», а если сунутся, то «получат» так, что будут вспоминать о Вьетнаме как о невинной туристической прогулке.



О новом оружейном контракте заговорили после событий 5–6 сентября 2007 г., когда израильтяне при содействии американцев разбомбили ядерный объект союзной Тегерану Сирии. Примечательно, что сирийцы, имеющие на вооружении современные средства ПВО, включая С-300 и перехватчики Миг-25 и Миг-31, не смогли защитить стратегический объект и поразить хотя бы одну воздушную цель. «Ахиллесовой пятой» «трехсотки» стали её «глаза» – РЛС. «Ослепив» её помехами, созданными современными средствами радиоэлектронной борьбы, нападавшие обезопасили себя от потерь. А пока мы к сожалению даже не знаем, что конкретно было применено и потому не способны дать иранцам «противоядия».



Действовали израильтяне согласно имеющемуся у них опыту 1981 г. уничтожения иракского реактора «Осирак». Однако если тогда им удалось обмануть врагов боевым построением своих самолетов, которое те приняли кто за гражданский авиалайнер, кто за облако, то теперь успех объясняется применением новейших электронных средств подавления радаров. А это тревожный сигнал самому Тегерану, поскольку его ПВО имеет еще больше минусов, чем более современная сирийская.



Не исключено, что удары по иранским ядерным объектам последуют по такой же схеме. И хотя подземный завод в Натанце, расположенный на глубине 200 метров, представляет более сложный орешек, его вполне можно «разгрызть». Например – с помощью бомбардировок двенадцатитонными бомбами типа «Bunker strike», разработанными специально для уничтожения объектов на большой глубине.



Правда, заветные «трехсотки» в Иран могут попасть еще не скоро. Учитывая возможности нашей «оборонки», для выполнения контракта нам потребуется не менее полутора лет. Кроме того, С-300 – техника высочайшего уровня и для нее требуются грамотные подготовленные операторы и прочий персонал обслуживания, на подготовку которого уйдет минимум год. И это время США и Израиль могут использовать для нанесения рокового удара.



При этом стоит иметь ввиду, что легендарная «трехсотка» появилась не вчера – ей уже «стукнуло» 30 лет. И в 1993 г. первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич вывез в США одну из «трехсоток», где ее разобрали до винтика. И американские эксперты смогли разработать против С-300 систему подавления и постановки помех. И хотя с тех пор «трехсотка» не раз модернизировалась, по мнению американцев, им удалось найти от нее «противоядие». Согласно их расчетам, им удалось с помощью разработки новой системы помех снизить эффективность С-300 в несколько раз. И сентябрьская вылазка израильтян это доказала.



Однако Тегеран может создать немало проблем нефтяной отрасли региона и спровоцировать новый энергетический кризис. Например, перекрыть узкий Ормузский пролив, через который идут на Запад танкеры из Персидского залива, а также с помощью шиитских боевиков парализовать добычу нефти в южном Ираке Тегеран в состоянии. Кроме того, он все-таки способен «достать» нефтедобывающую инфраструктуру той же Саудовской Аравии. И в лучшем случае даже в таком обновленном виде иранская ПВО затруднит уничтожение ядерных объектов, но не предотвратит их уничтожение.



У Тегерана есть тысяча ракет разного радиуса действия, оснащенных обычными боеголовками. Однако они, как показывает опыт их испытаний, слишком несовершенны для нанесения точного удара. Нацелишься на Израиль, а попадешь, например, в египетских «братьев». Но опасаться американцам стоит отнюдь не иранских недоракет, а закупленных в Италии сотен быстроходных катеров типа Levriero, способных развивать скорость до 130 км в час и превращенных в оружие смертников. И они могут создать самую серьезную проблему для американских кораблей в случае массированной атаки этого «москитного флота». Кроме того, у Ирана есть сотни противокорабельных ракет вроде Sea Killer, которые также способны нанести противнику большие потери. Впрочем, для того, чтобы парализовать нефтяные транспортные коммуникации, персам можно просто минировать проливы, благо возможностей для этого хватает.



К чему же приведет подобный удар? Это не станет третьей мировой войной, как того опасаются многие, пока Иран не обладает ядерным оружием. Однако израильтяне, как и во время «Бури в пустыне», скорее всего на провокацию не ответят, и тем самым избегут возможного удара соседей. К тому же пока АЭС в Бушере не заработала, этого можно не опасаться – по крайней мере, ничего подобного не произошло при уничтожении иракского и сирийского ядерных объектов. К тому же даже среди соседей Иран считается опасным изгоем. Те же арабские страны отнюдь не в восторге от его желания добиться гегемонии в регионе и потому большинство из них не только не поддержит режим мулл в его противостоянии с американцами, но и молчаливо одобрит действия последних.



Пока что эффект от возможной поставки «трехсоток» лишь психологический. И как бы от подобной поставки не получилось конфуза, как это бывало ранее не только с арабами, но и с вьетнамцами, которые, испытав на себе удар израильтян или американцев, начинали плакаться о том, что «советское оружие – плохое». И для подъема его авторитета нередко приходилось вступать в бой самим «советским камарадам». Как бы и на этот раз не пришлось повторить такую комбинацию. Иначе как мы еще ответим на упреки в неэффективности нашего оружия?



«Правда.Ру»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика