Надо ли обучать религии неслышащих мусульман?

Экскурсия для неслышащих детей по мечетям Каира

Экскурсия для неслышащих детей по мечетям Каира

Теги:





0
24 Апреля 2008г. (17 Раби ас-сани)
Мусульмане, лишенные слуха, часто не имеют возможности получать религиозное образование. Об этом я узнала, общаясь со своими неслышащими друзьями. Именно они рассказали мне о том, что многие глухие верующие сожалеют о своих недостаточных знаниях об исламе. Чаще всего им известно то немногое, что сумели рассказать в детстве родители, или то, что они сами усвоили из книг.

Нередко родители и учителя ошибочно предполагают, что понимание ислама, обучение Корану, арабскому языку – слишком трудная и нерешаемая для глухого ребенка задача. Вследствие этого, взрослые не дают детям столько знаний, сколько могли бы дать, если бы те слышали. Их дети растут, не осознавая, почему им не позволяют делать некоторые вещи, которые совершают немусульмане, почему они должны носить хиджаб и почему должны молиться. Многие не понимают или даже не знают слов, произносимых во время намаза. Они не осознают того, что имам говорит во время пятничной проповеди.



В результате, некоторые неслышащие люди, ранее называвшие себя мусульманами, принимают христианскую или иную веру. В первую очередь, это происходит из-за того, что многие церкви имеют сурдопереводчиков, в то время как большинство мечетей не могут предложить своим неслышащим прихожанам такой услуги. Многие глухие братья-мусульмане не посещают по пятницам обязательные для них проповеди именно по этой причине.



Слышащим людям необходимо понять, что глухие способны к получению знаний об исламе, о совершении молитвы, о чтении Корана, способны к пониманию веры. И преподаватели, и родители таких детей должны помнить об этом. Есть немало неслышащих мусульман, которые преодолели неравенство между собой и слышащими людьми, и теперь практикуют религию должным образом. В нашей стране примером таких людей могут быть выпускники медресе казанской мечети «Сулейман». В этой мечети уже не один год успешно обучают людей с нарушениями слуха исламским наукам. Выпускники медресе получают базовое религиозное образование и применяют свои знания на практике в повседневной жизни.



К сожалению, в России больше нет учебных заведений, в которых неслышащие люди могли бы получать квалифицированное исламское образование. Глухие мусульмане отмечают, что между ними и слышащими мусульманами существует коммуникативный барьер, и они не встречают среди религиозно грамотных людей тех, кто смог бы с ними общаться на их родном языке – жестовом. Многие находят выход, общаясь со своими братьями и сестрами по вере на страницах Интернет-форумов, создавая себе виртуальный круг общения. Но, как они говорят, им очень хочется получить реальное религиозное образование «из рук» знающих, действительно образованных людей, приходить на общие молитвы в мечеть и понимать смысл читаемых там лекций, а также принимать участие в общих массовых мероприятиях наравне со всеми.



В качестве иллюстрации к вышесказанному, я хочу привести в пример реальные истории мусульман с нарушениями слуха, которые учатся в Gallaudet University (Университете для неслышащих и слабослышащих людей в Вашингтоне, штат Колумбия). Их ощущения мало чем отличаются от чувств российских мусульман с нарушениями слуха. Однако американским студентам удалось найти то место, где встречаются такие же неслышащие люди, исповедующие религию, как и они.



Надеюсь, что с помощью жизненных историй, которые изложены ниже (имена их героев изменены, прим. ред.), вы поймете, что глухие дети-мусульмане имеют желание и большие способности для обучения религии. Возможно, эти зарисовки предоставят шанс другим неслышащим ученикам получить достойное религиозное образование.



Али



Ранее, в своей стране, я учился в школе для неслышащих. Я жил с опекуном, а мои родители жили в другом городе. С ними мы встречались только во время каникул. Школа, в которой я учился, была не очень хорошая, и учился я неважно. Семья, приютившая меня, была мусульманской, но здесь мне ничего не рассказывали об исламе. Когда пришло мое время совершать обязательную молитву, они только сказали, «О, ты – глухой. Ты не должен совершать намаз». Я чувствовал себя ужасно, потому что не знал слов молитвы. Я просил их научить меня намазу, но моя опекунша не делала этого. Позже мама дала мне слова молитвы, но они были написаны на моем родном языке, а не на арабском, как полагается. Я чувствую, что имею намного больше способностей для того, чтобы узнать об исламе. Сейчас я молюсь немного, потому что не понимаю слов молитвы.



Фатима



Я изучала арабский язык в Кувейтском специализированном центре для неслышащих. При обучении в институте использовался и жестовый, и устный языки. Но качество образования было низкое. Мои учителя не ожидали, что я могу многому научиться. Я изучала историю пророка Мухаммада, азы молитвы, но не учила слов обращений к Всевышнему. Я все еще не могу читать Коран по-арабски. Родители рассказывали мне кое-что об исламе.



Я считаю, что школы для глухих нуждаются в анализе и пересмотре образовательной программы. Необходимо понять, почему неслышащие студенты не могут читать и писать на арабском языке. Преподаватели должны поменять свое отношение к неслышащим студентам, чтобы суметь донести до них свое знание. Школам необходимо изменить набор учебников, обучающих материалов, чтобы улучшить взаимодействие со студентами. В книгах должно быть больше иллюстраций, наглядных примеров.



Если родители имеют глухих детей, они должны выучить жестовый язык, чтобы говорить на одном языке со своими детьми. Тогда они свободно смогут рассказывать своим неслышащим детям об исламе.



Хамза



Сначала я обучался в частной школе для глухих в Англии, специализирующейся на устном методе преподавания. Образование было очень хорошее, и преподаватели предъявляли ко мне высокие требования, несмотря на то, что я был глухой. Они дали мне необходимые знания, с помощью которых я смог адаптироваться в мире слышащих.



Я мало знал об исламе до того, как начал учиться в Gallaudet University. Родители не понимали, как донести до меня религиозные знания. В Gallaudet University я встретил глухих мусульман, соблюдающих религиозные каноны. Именно они помогли мне больше узнать об исламе. Во время обучения в университете я принимал активное участие в многочисленных религиозных обучающих семинарах и занятиях. Раньше это было мне недоступно, и я был потрясен, что некоторые неслышащие студенты-мусульмане знают различные способы обращения к Аллаху, читают по памяти суры Корана, больше знают об исламе, чем я. Я постоянно находился рядом с ними и узнавал от них о религии все больше и больше. Так я смог доказать своей семье, что могу понимать ислам намного лучше и глубже, чем им кажется.



Я смог добиться того, чтобы мама научила меня читать ежедневный обязательный намаз. Родители были впечатлены моим сильным желанием и стремлением обучаться своей религии. Мама написала мне арабские слова латинскими буквами на карточках, и я смог заучивать их каждый день в течение трех недель во время зимних каникул. Сначала было действительно трудно запомнить слова намаза, но я чувствовал себя настолько хорошо, что молился в течение последующих пяти лет. Родители жалели, что не донесли до меня эти знания ранее, потому что недооценивали мои возможности из-за нарушения слуха.



Я уже говорил, что мало знал об исламе до учебы в университете. Раньше я чувствовал себя из-за этого очень неуютно. Мне не хотелось, чтобы мои слышащие родственники знали, что я не могу изучать ислам. Когда же я получил немало сведений о религии, мне стало настолько хорошо и свободно, я смог доказать им, что способен на это. Они действительно удивлялись этому. И я чувствовал себя по-настоящему счастливым! Сейчас я знаю, что должен и дальше учиться религии. Обучение никогда не должно прекращаться! Я хочу углубить свои знания по истории ислама.



Я чувствую, что мое образование в Gallaudet University было действительно замечательно. Я удовлетворен моим исламским образованием, но хочу продолжать учиться. Это делает меня более сильным мусульманином. Теперь я понимаю слова Аллаха с помощью американского языка жестов.



В заключение хочу предложить, чтобы родители пересмотрели подход к общению со своими глухими детьми, потому что это важно для их понимания ислама. Неслышащему ребенку очень и очень трудно понять религию через устную речь, так же как нелегко это было для меня. Мои родители не знают язык жестов. Что касается преподавателей школ для неслышащих, то они должны включить в программу обучения уроки по изучению религии ислам.



Рашид



Я родился и вырос в Америке, мои родители приехали сюда из другой страны. До восьмого класса я учился в школе для неслышащих, специализирующейся на преподавании устным методом. После этого я перевелся в школу для слышащих, в которой были ученики с нарушениями слуха. В школе, в которой я учился до этого, нас совсем не готовили к общению в среде слышащих. Я очень многое здесь не понимал, потому что не имел никаких переводчиков. Когда я приехал учиться в Gallaudet University, почувствовал себя намного лучше, и смог узнать так много нового. Наконец-то я понимаю все!



Родители рассказывали мне немного об исламе. Они водили меня в мечеть, но я не понимал того, что там происходит, поскольку говорили на арабском устном языке. Моя семья хотела, чтобы я учил главным образом английский язык. Мои братья и сестры знают об исламе больше меня, потому что они понимают арабский язык, и в этом их большое преимущество передо мной. Родители в основном рассказывали мне о том, что является правильным и неправильным, разрешенным и запрещенным. Но при этом я не умею молиться, не знаю слов намаза, Корана, истории ислама.



Я чувствую, что способен многое узнать об исламе. Родители учили меня, как могли, теми способами, которые им были доступны. Но я уверен, что должен предпринять дополнительные усилия к получению знаний.



Парвиз



Сначала я учился в Иране, в Тегеранской школе для глухих, специализирующейся на устном методе обучения. В такой школе я учился до девятого класса. Образование было не очень хорошим, но мне повезло: родители обучали меня дополнительно. Поэтому, как мне кажется, я имею хорошие знания по исламу. Но, конечно, мне многому еще предстоит обучиться, и я хочу получать все больше религиозных знаний. В школе нам плохо преподавали подобные уроки. Мне бы хотелось более подробно и углубленно изучить историю ислама и сравнение ислама с иными монотеистическими религиями – иудаизмом и христианством. Ранее я был знаком с одним человеком, который рассказал мне замечательные вещи об исламе. Именно от него я многое узнал.



Мы очень нуждаемся в мечетях, которые могли бы предоставлять услуги сурдопереводчика или религиозно-образованных людей, которые владеют языком жестов, чтобы они могли преподавать неслышащим людям ислам. Такие учителя должны чувствовать своих глухих учеников и быть внимательными к ним. Они должны преподавать неслышащим людям больше литературы и поощрять язык жестов при общении глухих между собой.



Мухаммад



Я приехал из Сомали. В своей стране я учился в обычной школе, куда водила меня мама с четырех лет. На уроках я сидел спокойно, преподаватель занимался в основном со слышащими учениками. Он не владел языком жестов, поэтому не знал, как со мной можно общаться. Когда учитель делал попытки что-то мне объяснить, я не понимал ни единого слова. Однако он упорно старался объяснить мне материал, потому что хотел, чтобы я достиг успехов в образовании. Позже учитель все же перестал обучать меня из-за проблем в общении. Он сказал моей маме, что навряд ли я добьюсь чего-либо в обучении, поскольку не владею устной речью. После этого мама перестала водить меня в школу. Позже мы нашли в Кувейте школу для неслышащих детей. Тогда меня отправили учиться в Кувейт, потому что мама очень хотела, чтобы я получил религиозные знания и был силен в мусульманской вере.



В кувейтской школе я был очарован неслышащими людьми, которые общались на арабском жестовом языке. Я наконец-то все понимал! Здесь учились дети из разных стран. Однако образование было ужасное, потому что учителя нам рассказывали только основы ислама, причем на устном языке. Вы же знаете, что я глухой? А учителя не знали языка жестов – моего родного языка. Когда я окончил кувейтскую школу, то понял, что мои знания по арабскому языку очень малы. Я чувствовал себя плохо и винил школу в том, что она не смогла дать хорошие знания.



Наконец, из-за войны в Сомали мы переехали в США. Здесь я узнал, что в Gallaudet University много хороших преподавателей, которые имеют навыки общения на жестовом языке, и студенты успешно получают образование. Неслышащие люди нуждаются в общении на языке жестов, потому что это их ключ к пониманию окружающего мира. Мой друг постоянно зовет меня ходить вместе с ним в церковь. Мне было любопытно, и однажды я сходил туда. Я был очень удивлен тому, что священник, слышащий человек, хорошо владеет жестовым языком.



Я очень расстроен, что среди слышащих мусульман нет людей, которые знают язык жестов. Не понимаю, почему мусульмане не обучают глухих людей. Я считаю, что мусульмане-проповедники без нарушения слуха должны выучить жестовый язык. Если бы они знали наш язык, тогда бы неслышащие люди смогли с удовольствием посещать мечеть и по пятницам и каждый день.

Автор: Юлия Замалетдинова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика