Перспективы России в меняющемся арабском мире

М. Саляхетдинов (справа) и Ш. Султанов на встрече с главой МИДа Кувейта Мухаммедом ас-Сабахом

М. Саляхетдинов (справа) и Ш. Султанов на встрече с главой МИДа Кувейта Мухаммедом ас-Сабахом

Теги:





28
30 Марта 2012г. (07 Джумада аль-уля)
На фоне последних последних событий на Ближнем Востоке миру предстоит активное взаимодействие с "Братьями-мусульманами", уверено большинство экспертов. В России бытуют разные подходы и точки зрения по поводу этой организации. Часть аналитиков выступает за активное сотрудничество с "братьями", другие смотрят на них с опасением, как на экстремистов – что вряд ли благотворно отразится на внешнеполитической позиции России в арабском мире, считает эксперт по исламским движения и организациям за рубежом, участник многих международных конференций и семинаров в том числе на Ближнем Востоке, председатель Ассоциации общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов. Важно найти новые механизмы взаимодействия с арабским миром и понять, как начать взаимовыгодное сотрудничество, полагает общественный деятель.



"БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" И ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ



- Мухамед Абдулханович, расскажите, пожалуйста, о египетских "Братьях-мусульманах". Как развивались их отношения с режимом, чем они отличаются от своих коллег, например, в Тунисе или в Сирии?



- "Братья-мусульмане" считаются ключевой общественно-политической и религиозной силой Египта, существующей с 1928 года. Она отличается социальной активностью, предлагает решение насущных социально-экономических и политических вопросов на основе традиционных исламских ценностей, к которым тяготеет общество. У египетских "Братьев" существует сложная бюрократическая инфраструктура, отделения во всех городах – это не какая-то "мобильная группировка". Руководство, в основном, представляют люди преклонного возраста.



Будучи влиятельным движением, "братья" всегда представляли собой серьезную оппозицию для авторитарных режимов страны – которые, находясь в тесных взаимоотношениях с Западом (в особенности, с США), получали оттуда ощутимую поддержку для сдерживания оппозиции. Со своей стороны, Запад и США были заинтересованы во влиятельном, но, в то же время, управляемом Египте, который в первую очередь выполнял бы функцию "щита" Израиля от сил, считающих израильтян оккупантами. И египетский режим успешно справлялся с этой задачей, особенно при Мубараке, в т.ч. в палестинско-израильском конфликте, где можно было наблюдать произраильскую позицию. Что, безусловно, устраивало и Израиль, и Запад.



- Однако режим Мубарака, тратя немало сил и средств на противодействие "Братьям-мусульманам", все же не смог предотвратить революцию…Почему?



- Египетская революция разразилась для многих неожиданно. Власть всегда опасалась того, что зачинщиками изменений (революции) могут выступить именно "братья" (и на противодействие этой угрозе, действительно, были брошены немалые силы), однако "рвануло" там, где не ожидали: а именно, в народных массах – среди молодежи, студентов, в фейсбуке. Общество к тому моменту устало от бюрократии, отсутствия социальных лифтов, безработицы и много другого, и все это раздражение выплеснулось на улицы.. У "Братьев-мусульман" с началом революции были развязаны руки, и они уверено вышли на политическую арену, имея за плечами огромный стаж деятельности и популярность в народе, который видит в них некую альтернативу, способную привести страну к справедливому обществу через религиозные ценности.



- В чем, на ваш взгляд, причина популярности "Братьев"?



- Они являются не только политической, но и социальной организацией с развитой инфраструктурой (профсоюзами, благотворительными организациями, больницами, школами и пр. в различных регионах страны), и потому воспринимаются как народная сила, которая занимается решением проблем простого человека, даже не будучи у власти и являясь ее оппонентом. При Мубараке взаимоотношения "Братьев-мусульман" с властью характеризовались постоянными давлением на "Братьев", попытками их дискредитации в том числе и путем провокаций.



ФАКТОР САЛАФИТОВ



- Как режиму удавалось достичь этих целей?



- Мубарак использовал против "Братьев" "фактор салафитов". В отличие от "Братьев" с их разветвленной инфраструктурой , салафиты представляют собой разнородные группу (точнее, многочисленные разрозненные группы от умеренных взглядов до радикальных). Салафитов – в отличие от "Братьев-мусульман" – можно было легко контролировать, манипулировать ими. При этом ни опасности, ни конкуренции для самого режима салафиты – в отличие, опять же, от "Братьев" – не представляли. Мубарак, договорившись с Саудовской Аравией, развивал их в противовес "братьям", из-за их богатого опыта в общественно-политической деятельности спровоцировать которых было практически невозможно. Таким образом, салафиты выступали в роли слабой, политически не подкованной массы, которая не может помешать власти, но может быть инструментом, своего рода "структурой-спойлером" в обуздании влияния "Братьев".



Особенно умело Мубарак пользовался представителями салафитских группировок радикального толка. Провоцируя их, давая им возможность организовывать разные теракты, власть получала возможность "гнать антиисламскую волну", обвиняя в данных экстремистских выходках "Братьев-мусульман" и используя эти инциденты как повод для арестов неугодных оппонентов из числа оппозиции. В качестве примера может рассматриваться взрыв в Александрии в 2010 году, незадолго до египетской революции, во время празднования Рождества Христова коптами. Впоследствии выяснилось, что взрыв организовал министр внутренних дел Египта, нанявший для этих целей несколько человек. Однако во взрыве обвинили "исламистов" и арестовали несколько сот человек.



Некоторые салафиты понимали, что власть использует их против "Братьев", но это мнение – в связи со слабой координацией процессов внутри групп салафитов – не носило характера общей, явно выраженной позиции.



- Тем не менее, салафитам удалось занять свою нишу в египетском парламенте! Значит, общество небезразлично и к их идеям?



- Прохождение салафитов в парламент тоже стало для многих неожиданностью, поскольку салафиты, как упоминалась выше, недостаточно однородная структура, никогда ранее не участвовавшая в политической деятельности. Они ограничивались выступлениями в мечетях и среди своих единомышленников. "Братья" же, в различные периоды, баллотировались в парламент и занимали там довольно много мест. Но при этом они баллотировались не как "Братья-мусульмане" (находившиеся в те времена под запретом), а как одномандатники или самовыдвиженцы.



Причины же успеха салафитов в следующем. Несмотря на то, что они не были дружественны режиму Мубарака и вовсе не считали себя "управляемой оппозицией", называя Мубарака "неверным, продавшимся тираном", а его режим – антиисламским, им, по сравнению с "братьями", предоставлялись всевозможные преференции. В частности, при Мубараке салафиты открыли два телеканала для пропаганды своих идей, что в немалой степени способствовало продвижению их взглядов в египетском обществе, появлению у них определенного круга сторонников и последователей. Послабления в их сторону со стороны режима предопределили их высокий результат на парламентских выборах (хотя "братья", не обладавшие подобным льготами, смогли добиться более внушительных результатов).



КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ



- Как сейчас развиваются отношения между "братьями" и салафитами, возможно ли их сотрудничество, объединение во имя интересов страны?



- Объединение салафитов с "братьями" представляется проблематичным в той связи, что их изначально противопоставляли друг другу. К тому же, салафиты опасаются, что в случае объединения и сотрудничества с "братьями" они начнут растворяться в более организованной, мощной структуре, утратят свою идентичность. Поэтому салафиты стремятся к обособленности, а в различных коалиционных процессах им проще даже объединяться с либералами, поскольку такие альянсы их самоидентичности не угрожают.



Следует также отметить, что у салафитов присутствует конкурентный комплекс в отношении "Братьев-мусульман". Будучи разрозненными группировками, они, тем не менее, всегда стремились к такому же влиянию в обществе, как "братья". Но в вопросах выработки каких-то политических концепций салафиты, располагая некоторым кругом собственных интеллектуалов, все же вынуждены заимствовать опыт "Братьев-мусульман".



- Иными словами, собственных политических программ у салафитов нет?



- Во всяком случае, внятная политическая программа у них отсутствует, что и неудивительно, поскольку предыдущий период они занимались в основном обсуждением вопросов исключительно богословского характера. Вообще в мечети салафиты чувствуют себя гораздо увереннее, чем под объективом телекамер (иногда в интервью они даже не до конца понимают, что и как нужно говорить, поскольку привыкли работать не на широкую аудиторию, а на узкий круг единомышленников, где могут позволить себе резкие высказывания в отношении своих оппонентов).



Тем не менее, находясь в парламенте, салафиты трансформируются, начинают переоценивать свою роль в обществе, понимают, что парламент – это не мечеть. Политический опыт накладывает на них свой отпечаток – ведь ранее они никогда не выдвигались в "парламент тиранов", игнорировали выборы. Сейчас же, оказавшись в политике, они растеряны, но пытаются приспособиться.



- Некоторые аналитики не исключают, что в случае, если "Братья-мусульмане" не смогут вывести страну из пост-революционного кризиса, на их место может прийти кто-то другой http://www.islamnews.ru/news-116511.html. Вы не допускаете возможности, что этими "другими" и смогут стать салафиты?



- Вряд ли салафиты в ближайшей перспективе станут мощной силой, способной всерьез оппонировать "Братьям-мусульманам" или даже потеснить их на политической арене. К такой конкуренции салафиты не готовы: слишком слабы их организационные, кадровые, политические позиции.



ГЕНЕРАЛЫ НЕ ХОТЯТ ЖИТЬ "КАК ВСЕ"



- Помимо вышеназванных игроков, в Египте имеется сила, перспективы которой представляются весьма неоднозначными. Что происходит сейчас с египетской армией и что ждет ее в будущем?



- Несмотря на попытки отстранить армию из политики, на сегодняшний день она остается одной из главенствующих сил в стране. Уйдет ли она из политики, и когда это случится – вопрос открытый. Кроме того, египетскую армию по-прежнему поддерживает Америка, которая поддерживала ее много лет через режим Мубарака. "Братья-мусульмане" пожеланий обеспечить армии те же преференции не высказывают, объясняя, что в дальнейшем ей придется существовать на общих условиях. Если раньше у армии был свой бюджет, теперь он будет выделяться из общего госбюджета, объясняют "Братья-мусульмане". Естественно, перспективы утраты былых преференций и привилегированного положения заставляют генералитет нервничать.



- Именно генералитет?



- Напомню: Мубарак считал армию и силовые структуры гарантом своей власти, всегда на них опирался, подкармливал их и верил в то, что армия защитит его от возможных волнений. Но рядовой состав египетской армии "американские дотации" не касались – западные субсидии распределялись среди генералов и офицерства, а рядовой состав проживал в "убогих казармах", т.е. не отличался в этом смысле от народа. И это тоже сыграло свою роль в ходе революции.



- Вернемся к американской позиции в этом вопросе…



- Поскольку не только генералитет египетской армии, но и США (для которых Египет является важным стратегическим партнером в регионе) заинтересованы в посильном продлении статуса-кво армии, ее привилегированного положения, Америка пытается навязать свои сценарии развития событий. Например, добиться того, чтобы армия договорилась с "братьями" и выдвинула единого кандидата на президентских выборах. В итоге, между "братьями" и армией в настоящее время происходят сложные переговоры, которые не особо афишируются. Армия пытается отстоять свои интересы и максимальные полномочия, в то время как "братья" хотят реализовать свою программу гражданского общества, где армии уже не будет отведена главенствующая роль. "Братья" пытаются плавно, без резких движений, вычищать старый режим, заменять его своими кадрами.



Америка, со своей стороны, работает по схеме "деньги в обмен на лояльность", склоняясь к позиции "если мы не можем противостоять процессу, нужно его возглавить". В данном контексте, имеется в виду, "взять в оборот "Братьев-мусульман".



- Какова позиция "братьев" на президентских выборах?



- "Братья" не планируют выдвигать своего кандидата, поскольку не хотят брать на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране. Когда один из кандидатов – Абуль Фаттух, являющийся одним из лидеров "Братьев-мусульман", решил баллотироваться, "братья" попросили его покинуть ряды своей организации, поскольку сочли, что он пошел против политики движения не выдвигаться на выборах. В настоящее время "братья" не поддерживают его кандидатуру, но и не выступают против. В то же время, ему симпатизирует молодежное крыло "братьев".



"И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ"



- Несмотря на то, что в египетской внутренней политике сохраняется еще слишком много интриг и неопределенности, какими вам видятся перспективы развития отношений России и Египта? И как влияют на эти отношения США?



- На протяжении последних десятилетий "Братья-мусульмане" ясно осознавали, что основным оплотом режима, который запрещал их и преследовал, являются США и Запад (на деньги которых эти репрессии, собственно говоря, и происходили). Это сформировало у "братьев" определенные предубеждения в отношении США.



Однако и в отношении России не все безоблачно. С одной стороны, в арабских странах бытует мнение, что при СССР было лучше – существовал баланс сил: в случае, если давили американцы, можно было апеллировать к СССР – и наоборот, что давало определенную свободу маневра. После распада СССР Россия не имеет такого влияния, в частности, на Ближнем Востоке, но, тем не менее, сохраняется чувство, что Россия – это сила, противостоящая Западу, и надежда на то, что в этом смысле РФ сможет выполнить роль СССР. Это придает "Братьям-мусульманам" определенный оптимизм. Политика противостояния Западу, с точки зрения "братьев", должна продолжиться с приходом Путина, который – из новых российских лидеров – был, к тому же, своего рода первопроходцем в арабском мире. Его попытка вступления в Организацию исламского содружества (тогда – ОИК) "Братьям-мусульманам" импонирует.



С другой стороны, "братья" знают, что находятся в российских списках экстремистов, и это их в определенной степени настораживает, несмотря даже на то, что представители российского МИДа встречаются с их представителями. Так что, с одной стороны, "братья" смотрят на РФ с надеждой, а с другой, с опаской: и рады бы контактировать с Россией, но не знают, как это сделать, каков механизм этого сотрудничества, готова ли к этому взаимодействию сама Россия. Прежде всего, они ждут какого-то шага со стороны России, но согласится ли РФ его сделать – вопрос открытый.



- Некоторые дипломаты говорят о том, что Россия с радостью будет взаимодействовать с "братьями", а экстремистские списки – дело давно минувших дней…



- Но, в то же время, у ряда российских чиновников, возможно, все еще существуют определенные предубеждения в отношении "братьев", на которых они привыкли смотреть с опаской, как на представителей "экстремистских организаций", связанных с международным терроризмом и Аль-Каидой. Так что существует взаимный комплекс – и с российской стороны, и со стороны "Братьев-мусульман". Сейчас важно найти механизмы, понять, как начать взаимовыгодное сотрудничество. Возможно, установлению более прочных контактов способствовали бы всевозможные конференции, семинары, круглые столы с участием широкого спектра участников, включая заинтересованные стороны.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

АбуМухаммад 02 Апреля 2012г.
Ответить

смотрите как быстро изменилось мнение ихван недавно они были против выдыежен6ие своего кандидата в президенты,а теперь не против. где гаранитя что они и с США или "Сраилем" не поминяют мнения ???? где грань межу Кураном и Сунной и "грязной политикой"?

impuls 02 Апреля 2012г.
Ответить

В Администрации Призидента РФ должны работать больше мусульман в сближении и регулировании международных отношений с арабскими странами и вообще с мусульманским миром. Востоковеды сегодня явно с этой задачей не справляются.

АбуМухаммад 30 Марта 2012г.
Ответить

Интересно какая будет политика ихван и саляфитов по отношению к репрессиям к мусульманам?? будут по Курану и Сунне требовать от РФ ? или займутся грязной политикой?

Ian 30 Марта 2012г.
Ответить

Куда не посмотри там где упоминается Россия и Ислам — сразу терроризм экстремизм. Россия уже сама не знает чего хочет.

АбуМухаммад 02 Апреля 2012г.
Ответить

смотрите как быстро изменилось мнение ихван недавно они были против выдыежен6ие своего кандидата в президенты,а теперь не против. где гаранитя что они и с США или "Сраилем" не поминяют мнения ???? где грань межу Кураном и Сунной и "грязной политикой"?

impuls 02 Апреля 2012г.
Ответить

В Администрации Призидента РФ должны работать больше мусульман в сближении и регулировании международных отношений с арабскими странами и вообще с мусульманским миром. Востоковеды сегодня явно с этой задачей не справляются.

АбуМухаммад 30 Марта 2012г.
Ответить

Интересно какая будет политика ихван и саляфитов по отношению к репрессиям к мусульманам?? будут по Курану и Сунне требовать от РФ ? или займутся грязной политикой?

Ian 30 Марта 2012г.
Ответить

Куда не посмотри там где упоминается Россия и Ислам — сразу терроризм экстремизм. Россия уже сама не знает чего хочет.

Яндекс.Метрика