Что связывает стрелка из Тулузы, Брейвика и национализм в России?

Как России избежать трагедий, подобных случившейся в Тулузе
Европа трещим по швам. Расстрел детей во французской Тулузе и кровавая бойня, которую устроил Брейвик в тихой и толерантной Норвегии показывают, что радикализм – только крайняя форма проявления противоречий, которые раздирают европейское общество. Казалось бы, какое нам дело до европейского конфликта цивилизаций, но, как ни странно, именно к России это относится в первую очередь, потому что на территории нашей страны, по воле истории, оказались спаянными вместе люди совершенно разных религий, культур и укладов жизни. Приступы радикализма сотрясают и Россию, и нам предрекают ужасы и катастрофы.



Один из последних выпусков телепередачи "В контексте" на Первом телеканале был посвящен теме "Как России избежать трагедий, подобных случившейся в Тулузе". Как обычно, тон беседы задавал автор и ведущий программы Максим Шевченко.



Гостями программы были главный редактор журнала "Вопросы национализма" Константин Крылов, председатель духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", политолог Федор Лукьянов, а также директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.



Как отметил Нафигулла Аширов, конфликт национальностей в России, несомненно, есть, но "он создается искусственно". "Люди сами по себе, как соседи, живут мирно, – считает он. – А конфликты создают те, кто хочет видеть Россию мононациональным государством". Религиозный деятель уверен, что "выделение какого-либо народа как государствообразующего, стоящего над другими, – это первый шаг к развалу страны". "Надо соблюдать закон, который уравнивает в правах всех граждан, независимо от национальной и религиозной принадлежности, не нужно позволять разжигать межнациональные конфликты в СМИ, – заметил Нафигулла Аширов. – И соблюдение законов позволит каждому российскому гражданину чувствовать принадлежность к своей стране и гордость за свою страну".



Максим Шевченко констатировал, что, к сожалению, интерпретация публичная и общественная все-таки привязывает акты насилия последнего времени именно к мусульманам.



По мнению Аширова, в этом нет ничего удивительного, "потому что сегодня эта тема и это направление мысли настолько раскручено, что любое преступление, совершенное, скажем, в России, таджиком-насильником, сразу же приписывается к исламскому экстремизму и, в частности, к исламу как к религиозной концепции".



"С другой стороны, – сказал мусульманский религиозный деятель – то, что вы сказали (о трагедии в Тулузе. – IN), конечно же, можно домысливать, как вы сейчас сделали: что, возможно, это связано с этим, возможно, это связано с этим. А возможно, это простое бытовое преступление, которое совершил человек. Не надо забывать, что он убил не только еврейских детей, а убил мусульман – военнослужащих. И к моему удивлению, все-таки я читаю в средствах массовой информации, в том числе и в российских, о том, что он якобы проходил обучение в Аль-Каиде, .



Максим Шевченко отметил, что не только в Европе, но и в России, налицо конфликты, которые возникают по всей стране между представителями разных культурных или религиозных традиций.



Н.Аширов предложил смотреть в корень происхождения каждого конфликта: "Допустим, если Расулу Мирзаеву за бытовое неосторожное убийство, когда человек упал, ударился головой об бордюр… Из этого делают фактически политический процесс, превращая его в мусульманина, который убил русского парня, и естественно, это действует на окружающую среду. Если бы Иван Иванов убил, допустим, Гришу Иванова, то я не думаю, что вокруг этого преступления была бы такая шумиха", – отметил он добавив, что конфликт в России создается искусственно, потому что люди сами по себе как соседи живут нормально.



Другого участника дискуссии, Константина Крылова, называют одним из идеологов русского национализма. Он высказал мнение, что в России существует некая пирамида народов, и "чем опаснее и проблемнее национальность для власти, тем больше с ней считаются, а рычаг решения этих проблем существует один – откупаться". По мнению эксперта, "национальная политика России, должна быть, прежде всего, честной". "Надо признать, что национальные проблемы существуют, надо признать, что они вызваны не тем, что есть народы плохие и хорошие, а тем, что власти им позволяют, – заметил Константин Крылов. – Национальная политика должна строиться на принципах равенства, на том, что закон един для всех".



Он также заявил, что никакого радикализма в лозунге "Хватит кормить Кавказ!" не видит. "Потому что, по сути дела, когда Кавказ кормят, ему отказывают в праве и даже возможности прокормиться самому. Это, по-моему, совершенно правильный лозунг, который на Кавказе, кстати, многие поддерживают", – сказал Крылов.



В противовес вышесказанному, Валерий Тишков выразил категорическое несогласие с утверждениями о наличии в России конфликта цивилизаций. "Есть понятие российской цивилизации, у нас есть общие ценности, общая история, культура, язык, – пояснил он. – И общего на порядок больше, чем различий". Вместе с тем, эксперт признал, что в России наблюдается обострение межнациональной ситуации. "Это обострение обусловлено тремя факторами: за последние 20 лет в общество вернулась религия, социальные различия зачастую проходят по этническим границам, и третье – внешнее воздействие в виде радикальных форм идеологий", – отметил Валерий Тишков. По его мнению, цель российской национальной политики – "обеспечение прав и интересов всех граждан при условии сохранения их культур и традиций".



"Реальной целью национальной политики должно быть достижение подлинного равноправия всех граждан. Это касается кавказцев, не кавказцев, русских. Поскольку все по-разному, но страдают от одних проблем – это плохо работающие институты и это вообще высочайший уровень социальных проблем в нашем обществе. Национальные проблемы существуют, это действительно глупо отрицать. Но социальный фактор является очень сильным катализатором. И до тех пор, пока не будет, в первую очередь, внимание уделяться социальному развитию, национальные проблемы будут все время только усиливаться", – отметил директор Института этнологии и антропологии РАН.



Проявления радикальных националистических настроений вызваны, прежде всего, низким качеством институтов власти, в частности – недоверием к судам и правоохранительным органам, считает Федор Лукьянов. Еще одним факторов развития этих настроений он назвал "высокий уровень социальных проблем в нашем обществе", от которого "страдают все граждане России – вне зависимости от того, русские они или кавказцы". "Социальный фактор – очень сильный катализатор национальных проблем, – заметил эксперт. – И пока власть не будет уделять внимания социальным проблемам, национальные проблемы только усилятся".



Завершая дискуссию, автор программы Максим Шевченко заметил, что тезис о том, что "мы должны сохранять цветущую сложность при создании единой идентичности, порождает больше вопросов, нежели ответов".



"На мой взгляд, – сказал телеведущий, – мы, люди, обладающие здравым разумом и называющие себя гражданами Российской Федерации, способны дать такие ответы на эти вопросы, которые сохранят целостность нашей Родины, создадут каждому, кто хотел бы быть ее гражданином, условия для достойной жизни и подарят нам историческое будущее".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Атар 08 Апреля 2012г.
Ответить

две вещи определяют идеолгию государства, это национализм,народ, этнос, как субъект и религия, как моральный критерий ...! в качестве национализма в России исповедуют шовинизм, поскольку русские, как этнос , в масштабах империи не реализуемы,от того и крайность.В качестве религии , православие (РПЦ), что не есть религия и от того ложный путь. В результате, все попытки реализовать шовенизм с РПЦ, это путь по которому мы медленно но верно, идем к развалу страны! В состоянии гражданской войны мы уже находимся, тока масштабы нас не пугают, от равнодушия наверно. ДА! собственно мое предложение пр...
Читать дальше

Abidov 07 Апреля 2012г.
Ответить

За последние 20 лет в многих регионах РФ где большинства мусульмане, люди начали возвращаться к истокам веры и соответственно смотреть на мир иными взглядами морали .... Но за это-же время в обществе христианского вероисповедания подобного возвращения к вере (такого количества в % соотношении) не происходило. Захвативший дикий капитализм проглотил всех тех кто остался без внимания к вере, и произошел моральный упадок духовного состояния большинства-которые считают правильным свои образы жизни и свои поступки. Но если человек верующий он не может совершить плохой поступок...
Читать дальше

Атар 08 Апреля 2012г.
Ответить

две вещи определяют идеолгию государства, это национализм,народ, этнос, как субъект и религия, как моральный критерий ...! в качестве национализма в России исповедуют шовинизм, поскольку русские, как этнос , в масштабах империи не реализуемы,от того и крайность.В качестве религии , православие (РПЦ), что не есть религия и от того ложный путь. В результате, все попытки реализовать шовенизм с РПЦ, это путь по которому мы медленно но верно, идем к развалу страны! В состоянии гражданской войны мы уже находимся, тока масштабы нас не пугают, от равнодушия наверно. ДА! собственно мое предложение пр...
Читать дальше

Abidov 07 Апреля 2012г.
Ответить

За последние 20 лет в многих регионах РФ где большинства мусульмане, люди начали возвращаться к истокам веры и соответственно смотреть на мир иными взглядами морали .... Но за это-же время в обществе христианского вероисповедания подобного возвращения к вере (такого количества в % соотношении) не происходило. Захвативший дикий капитализм проглотил всех тех кто остался без внимания к вере, и произошел моральный упадок духовного состояния большинства-которые считают правильным свои образы жизни и свои поступки. Но если человек верующий он не может совершить плохой поступок...
Читать дальше

Яндекс.Метрика