Дело не столько в Путине

Путину посоветовали наладить социальное партнерство с исламом

Путину посоветовали наладить социальное партнерство с исламом

Теги:





13
12 Апреля 2012г. (20 Джумада аль-уля)
Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы, рассказал об итогах работы кабинета за минувшие четыре года, а также выступил с рядом предложений на ближайшую перспективу. Несколько основных приоритетов, отмеченных премьером, – это демографическая состоятельность российского государства, его сохранение, обустройство и защита от внешних угроз, новые рабочие места, построение новой экономики, укрепление позиций России в мире (прежде всего через новую интеграцию на евразийском пространстве). "Наш следующий шаг – запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического союза", – заявил Путин



Также премьер призвал принять поправки в законодательство, усиливающие ответственность за распространение наркотиков, нарушения в сфере оборота алкоголя, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и табака, вспомнил о поддержке многодетных семей и затронул ряд прочих важных вопросов.



Общие корни



Эксперты и религиозные деятели, проанализировав выступление премьера, поделились с ИА IslamNews своими соображениями по этому поводу. "Первое, что должно сделать государство – это выработать вменяемую стратегию во внутренней политике, способствовать восстановлению исконно российских ценностей в семейных отношениях, к которым призывают все конфессии нашей страны, изменить стратегию в области алкоголизации и наркоманизации в стране, – заявил ИА IslamNews муфтий Чувашской Республики Айрат Хайбуллов. – Пока не изменится политика государства по отношению к своим же гражданам, прогресса в этом вопросе вряд ли стоит ожидать. Нельзя одной рукой травить и спаивать, а другой требовать, чтобы все были здоровыми и сильными. Если Путин говорит о такой модернизации и стратегии, дай Бог, чтобы все получилось".



Кроме того, по словам Айрата Хайбуллова, "несомненно, Путин абсолютно прав, когда говорит об огромном разрыве между богатыми и бедными в нашей стране". "Граждане, производящие реальный продукт и тем самым реально развивающие экономику, должны получать соответствующую адекватную зарплату, а не крохи для выживания. Когда россияне перестанут мучиться вопросом, как прокормить себя и свою семью, а будут уверенно смотреть в будущее, тогда и начнется подъем в обществе и, естественно, в стране. А "владельцы заводов, газет и пароходов" – то есть граждане, располагающие огромным ресурсом и реальными активами, должны повышать уровень профессионализма своих работников. Все это должно идти через модернизацию производственных мощностей, другого пути просто нет", – считает собеседник агентства.



Муфтий также подчеркнул важность интеграционных процессов на евразийском пространстве. "Россия и все пространство СНГ – это некогда единая страна, с устоявшимися общими традициями. С Владимиром Путиным, призывающим развивать и укреплять историческую общность народов, живущих на этих пространствах, сложно не согласиться. Все мы имеем общие корни – социальные, религиозные, национальные, и потому укрепление и расширение экономических и политических связей, безусловно, является приоритетом, от которого выиграют все наши народы".



"Собиратель земель"



Политолог, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, со своей стороны, напомнил: о проблемах с демографией начали говорить еще в советское время. "Я как историк считаю, что виноваты в этом большевики, которые сломали хребет российскому крестьянству. А крестьянство во всем мире является тем социальным слоем, который склонен к многодетности. Масса крестьян перемещались в города, где их охватывал другой, урбанистический стиль жизни, не требовавший большого количества детей и даже считавший это препятствием для обустройства. События конца 80-х годов и 90-е тоже очень сильно отразились на нашем демографическом благополучии", – напомнил эксперт.



Сейчас, по его словам, "наметился небольшой тренд на стабилизацию и на некоторое улучшение, причем этот демографический тренд имеет прямое отношение к исламскому населению России". "Если посмотреть демографическую статистику, в подавляющем большинстве случаев более высокий прирост населения в РФ обеспечивают субъекты, где традиционно проживает большая часть мусульманского населения. Это говорит, как минимум, о том, что в мусульманских семьях традиции многодетности и добродетели все-таки более укоренены, чем среди других конфессий. Я имею в виду меньшую степень распространенности того, что сейчас имеет место в Европе – негативные стороны женской эмансипации, когда женщины отказываются от семейных уз в пользу карьеры или ценностей, связанных с феминистическим движением. В этот же ряд можно поставить однополую любовь", – подчеркнул Аждар Куртов.



Что касается других отмеченных трендов, говоря о задаче создать к 2015 году полноценный Евразийский экономический союз, аналитик отметил: очевидно, что это одна из стержневых идей следующего срока президентства Путина. "Не случайно, что свою первую статью, по сути дела, носящую предвыборный характер, он опубликовал в октябре, и она была посвящена именно Евразийскому экономическому союзу. Эта тема много и долго обсуждается с разных углов зрения, есть сторонники, есть противники этой идеи. Очевидно, что Путин является собирателем земель. Он никогда не скрывал своего отношения к распаду СССР, считая это событие величайшей трагедией, и, наверное, стремится остаться в истории национальным лидером, который сделает большой вклад для своей родины", – полагает эксперт.



Таким вкладом, по его словам, "действительно может быть собирание вновь тех земель, которые по ряду причин вынуждены были образовать собственные независимые государства". "По всем экспертным оценкам, да и по практическим действиям очевидно, что расширение Евразийского экономического союза может происходить не столько за счет европейского сегмента СНГ (таких стран, как Украина, о которой много говорится, но политическая элита которой продолжает играть в свои геополитические игры, пытаясь получить от России ресурсы и в то же время интегрироваться с Европой), а за счет азиатского участка СНГ. Там ситуация другая: есть государства, преимущественно, кстати, с мусульманским населением, которые стремятся объединиться в единую интеграционную модель с Россией. Прежде всего, это Киргизия, в меньшей степени – Таджикистан. Вероятно, именно за счет этих государств Евразийский союз и будет расширяться на восток. Это очень хорошо, поскольку обозначает, что Россия получает прямой выход к другим странам мусульманского мира, таким, как, скажем, Афганистан, и через него – к Пакистану, выход, которого она лишилась в результате распада СССР. Это будет обозначать, что РФ может попытаться вернуть себе статус великой державы. А для наших соседей по Евразийскому экономическому союзу это будет обозначать то, что самая мощная экономика на постсоветском пространстве – российская – может стать тем локомотивом, который выведет их далеко не всегда безупречные народно-хозяйственные комплексы на лучшую траекторию развития", – подытожил Куртов.



"Проблемы уммы – в ней самой"



Известный российский мыслитель, глава научно-издательского центра "Ладомир" Юрий Михайлов считает: есть вещи, о которых Путин не сказал.



"Много говорят о том, что усилия православной церкви будут направлены на сохранение института семьи. При этом систематически игнорируется роль ислама в этом вопросе. Наша власть не знает или не желает знать, что институт семьи для ислама является доктринально приоритетным, и потому игнорирует ислам как позитивную силу, на которую общество должно было бы делать ставку, а власть в лице президента – разработать программу мер популяризации позитивного лица ислама", – подчеркнул он.



Бесплатное выделение земельных участков семьям, воспитывающим трех и более детей, о котором упомянул Путин, по мнению Михайлова, проблему не решит: "В Москве обеспеченность земельными участками достаточно высокая – по этой логике, здесь вообще все должно было бы процветать, и ситуация на селе должна быть лучше, чем в городе – но такого же по факту нет!" "Дело в том, что институт семьи изживает себя как таковой. Об этом сейчас много говорят западные социологи, – продолжает собеседник агентства. – Банальным показателем непорядка являются десятки миллионов наших сограждан, просиживающих дни и ночи напролет на сайтах знакомств и в социальных сетях. И для огромной массы людей это продолжается многие годы! Разве нормально, что половина трудоспособной части населения каждый день пропадает на сайтах знакомств!? Ведь найти себе "вторую половинку" таким методом нереально. Массовый самообман. Настоящая социальная катастрофа!"



"Государство, на мой взгляд, самоустранилось от решения этих проблем". "На любой дискотеке распространяются наркотики, в метро раздают рекламные проспекты борделей, которых развелось немеренно, телевидение пропагандирует антисемейный образ жизни. Герои российского кинематографа, – на первый взгляд, "рядовые граждане" – ездят на машинах, которые стоят не меньше 60 тыс. долларов, живут в роскошных апартаментах. У молодого поколения, склонного слепо доверять всему, что показывается "по телеку", формируется устойчивое представление о цензе доходности, который позволит завести семью, – это должно быть тысяч не менее 50-60 тысяч долларов годового дохода. Но для большинства россиян такие заработки недостижмы!" – полагает эксперт.



С другой стороны, сложности, с которыми сталкиваются мусульмане, "не упираются в нашу власть в чистом виде – проблема мусульманской уммы отчасти в самой умме". "В самом упрощенном виде узел проблем возникает на стыке государственно-конфессиональных отношений и персонифицируется во взаимодействии между теми людьми, которые от имени государства курируют ислам, и теми, кто заявляет, что они представляют интересы основной массы мусульман. Кроме того, если отталкиваться от коранической систему ценностей, то, что такое мусульманин в обществе? Это прежде всего лидер. А что значит быть лидером в модернизируемом обществе? Таковым следует считать человека широко образованного, эрудированного, харизматика. Где все это? Где у нас мусульмане, с которыми наше поликонфессиональное общество связывает свое будущее? Нет и в помине".



При этом, напомнил эксперт, ислам по своей сути – это религия модернизации: "Исламские ученые пользовались авторитетом по всему миру, потому что были передовыми интеллектуалами своего времени. Карл Великий знал арабский язык – только потому, что на этом языке было озвучено передовое знание. А сейчас что мы имеем? Разве есть потребность изучать арабский язык, чтобы приобрести инновационное знание?"



Иными словами, если воспользоваться социологическими моделями оценки религий, "у нас ислам – это религия, которая мало на что влияет", – подчеркнул Юрий Михайлов. "И это проблема не в исламском вероучении, а в тех людях, которые являются его носителями. У нас вообще нет ни одного авторитета. В какой сфере социальной жизни мусульмане себя проявляют? Если бы они открывали какие-нибудь бесплатные больницы для бедных, открывали бесплатные кухни для бомжей… Чтобы быть социально активным в нашей стране, российская умма должна хорошо представлять себе ту социальную модель, которая бы стала восприниматься как позитивная не только правоверными, но и иноверующими. Ни одного человека нет, который предлагал бы эту модель. А это должна быть модель лидерства. Мусульмане должны привлекать к себе позитивное внимание. Поэтому какие могут быть претензии к Путину, если он не видит социально-позитивного выражения со стороны мусульман? Ислам всплывает в разговоре только тогда, когда совершается какой-то теракт. РПЦ официально признана как институт духовный, и с этой нагрузкой она явно не справляется, а ислам – это попутчик, который в основном доставляет неприятности. Но в том, что у нас в стране ислам не воспринимается как конструктивная сила, которая позволит государству развиваться, виноваты сами мусульмане. А власть констатирует это как факт, и поэтому ислам как опора государственности в речах наших государственных деятелей не звучит", – полагает собеседник агентства.



С другой стороны, государственная стратегия развития ислама, по его словам, необходима. "Хотя у нас религии отделены от государства, оно не может оставаться в стороне от той религии, где социальное проявление религиозного сознания является обязательным. Повседневность мусульман мотивируется не только светским законодательством, но и другой, ниспосланной свыше, системой ценностей, которая для них более значима. Значит, государство должно быть обеспокоено тем, в каком состоянии пребывает духовное поле и кто на нем поле основные игроки. Насколько компетентные люди? Насколько они заинтересованы в том, чтобы религиозно мотивированная социальная активность носила конструктивный характер? Ничего этого мы не знаем, системного анализа никто не делает. Государство практически самоустранилось", – считает эксперт.



В этом контексте, по его мнению, государство должно было бы озаботиться тем, чтобы в России возникла национальная богословская школа. "Не филиалы школ, которые созданы в Египте, в Тунисе, в Катаре или еще где-то, а национальная, которая, сохраняя все аксиомы ислама, учитывала бы национальную идентичность. Этим по сути озабочены все национальные богословские школы, существующие в других странах. Фактически они обеспечивают суверенитет на духовном поле. Чтобы появилась национальная школа, должны быть не расплодившиеся у нас псевдовузы, а появиться хотя бы один серьезный научно-богословский центр. Начинать надо с перевода фундаментальных трудов, на которых стоит ислам. Но ничего ведь не делается! А потом удивляются, что люди, которые плохо знают базовые основы вероучения, пользуются интерпретациями всякого рода фальсификаторов ислама, ведут себя неадекватно, и, естественно, входят в противоречие с представлениями государства о том, какова должна быть правильная гражданская позиция", – отметил аналитик.



По словам Юрия Михайлова, "предлагаемая программа рассчитана не на один год, и чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходима инициатива президента – так уж у нас сложилось. Только тогда можно надеяться, что ислам станет надежной опорой развития страны". "Еще раз подчеркну – проблема не в Путине. Он вполне вменяемый человек. Инициировал же он вхождение РФ в качестве наблюдателя в ОИК. Если он в те годы смог предпринять такие шаги, не имея нынешнего багажа знаний, сегодня он в состоянии сделать гораздо более серьёзные шаги! С такими инициативами следовало бы выступить и духовенству или еще какой-то самоорганизованной массе верующих. Должна быть осознана потребность в обозначенной программе и предложена власти ее маршрутная карта", – подчеркнул Михайлов.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

АбуМухаммад 13 Апреля 2012г.
Ответить

Михайлов- В этом контексте, по его мнению, государство должно было бы озаботиться тем, чтобы в России возникла национальная богословская школа. "Не филиалы школ, которые созданы в Египте, в Тунисе, в Катаре или еще где-то, а национальная, которая, сохраняя все аксиомы ислама, учитывала бы национальную идентичность. Да загнул дядька ?? даже до революции многие алимы получали обравнивание за границей Бухара, Турция, Мекка,Медина,Индия и что медресе в которых преподали алимы учившие заграницы это были филиалы ?? или Михалов желает иметь таких "удобных алимов2 уваж...
Читать дальше

uralec 13 Апреля 2012г.
Ответить

"Поэтому какие могут быть претензии к Путину, если он не видит социально-позитивного выражения со стороны мусульман?" Просто смешно. Любое социально-позитивное выражение со стороны мусульман, преследуется по закону. И все это с негласной руки нашей власти. Любой социально активный имам, который реально делает, подвергается прессингу(вызовы в комитет,подложные уголовные дела. Власть не трогает тех, кто ничего не делает, просто просиживает в мечетях. Так что эксперт заткнулся бы, ничего не знает, как на самом деле все обстоит.

impuls 12 Апреля 2012г.
Ответить

Юрий Михайлов правильно говорит, мусульмане должны быть активными и полезными обществу, в котором они живут. Ислам это образ жизни. Аллах(С.А.) ниспослал Писание, не для того чтобы Коран читали над покойником, а руководствовались во всех сферах жизни. У многих мусульман Коран лежит в книжных полках не для того чтобы его читали, изучали и руководствовались, а скорее всего, как талисман и украшение книжных полок. Многие мусульмане даже не знают толком Суру "Фатиха" и как она переводится, но несмотря на это, они готовы обвинит в безбожии и в лицемерии кого угодно, только не себя , е...
Читать дальше

АбуМухаммад 13 Апреля 2012г.
Ответить

Михайлов- В этом контексте, по его мнению, государство должно было бы озаботиться тем, чтобы в России возникла национальная богословская школа. "Не филиалы школ, которые созданы в Египте, в Тунисе, в Катаре или еще где-то, а национальная, которая, сохраняя все аксиомы ислама, учитывала бы национальную идентичность. Да загнул дядька ?? даже до революции многие алимы получали обравнивание за границей Бухара, Турция, Мекка,Медина,Индия и что медресе в которых преподали алимы учившие заграницы это были филиалы ?? или Михалов желает иметь таких "удобных алимов2 уваж...
Читать дальше

impuls 12 Апреля 2012г.
Ответить

Юрий Михайлов правильно говорит, мусульмане должны быть активными и полезными обществу, в котором они живут. Ислам это образ жизни. Аллах(С.А.) ниспослал Писание, не для того чтобы Коран читали над покойником, а руководствовались во всех сферах жизни. У многих мусульман Коран лежит в книжных полках не для того чтобы его читали, изучали и руководствовались, а скорее всего, как талисман и украшение книжных полок. Многие мусульмане даже не знают толком Суру "Фатиха" и как она переводится, но несмотря на это, они готовы обвинит в безбожии и в лицемерии кого угодно, только не себя , е...
Читать дальше

Яндекс.Метрика