Проблемы и перспективы развития исламских финансов в РФ

Развитие исламских финансовых институтов уже сегодня реально для Поволжья и Северного Кавказа

Развитие исламских финансовых институтов уже сегодня реально для Поволжья и Северного Кавказа

Теги:




0
23 Мая 2012г. (02 Раджаб)
Вопросу развития исламского финансирования в России сегодня посвящаются круглые столы, конференции и саммиты. Однако, несмотря на широкую дискуссию в обществе, в стране по-прежнему отсутствует необходимая законодательная база для полноценного развития исламских финансовых инструментов. В экспертной среде существуют различные подходы к решению данной проблемы. О том, какой из них наиболее актуален, о перспективах развития отрасли в стране идет речь в докладе научного сотрудника Российского центра стратегических исследований Р.В. Шелгунова.



В последнее время на российском финансовом рынке проявляется определённый интерес к развитию исламских финансовых услуг, выражающийся, в частности, в появлении институтов, предлагающих соответствующие услуги, рабочих групп, осуществляющих взаимодействие с государственными структурами и подготовку предложений к законопроектам по данной проблеме. Но особенностью ситуации является то, что ни регулирующие органы, ни потенциальные потребители, ни даже потенциальные поставщики обозначенных услуг не имеют достаточного представления относительно специфики и сценария интеграции исламского финансирования в российскую практику, а также рисков, связанных с этим процессом.



Развитие практического интереса к исламским финансам в России определяют два фактора. Первый связан с возможностью привлечения через механизмы исламского финансирования инвестиций из стран Персидского Залива и диверсификации тем самым источников финансирования. Второй – с актуализацией в России мегатренда современной мировой экономики – этических финансов, т.е. когда для инвестора получение прибыли любой ценой не является приемлемой профессиональной и жизненной установкой, а существуют определённые этические ограничения. Исламские финансы в качестве таких ограничений предлагают религиозные нормы. В среднесрочной перспективе обозначенные факторы, видимо, сохранят свою силу и будут оказывать влияние на продвижение исламских финансов на российский рынок.



Среди сторонников интеграции механизмов исламского финансирования в российскую финансовую систему наблюдаются различные подходы к решению данной проблемы.



Позиция первой группы экспертов заключается в невозможности полноценного функционирования исламских финансовых институтов в рамках действующего российского законодательства. Исходя из этого, основным вектором активности данной группы является включение исламских финансов в стратегические планы развития российской финансовой системыи разработка предложений в части внесения изменений в соответствующие законы.



В частности, наиболее известными являются предложения Рабочей Группы по альтернативным (исламским) финансовым институтам при Ассоциации региональных банков России (далее РГ АРБ) о необходимости включения исламских финансов в «Стратегию развития банковского сектора на период до 2015г.», а также в «Концепцию создания международного финансового центра». При этом, согласно предложению руководителя РГ АРБ А.Коваленко изменения или дополнения должны затронуть около четырнадцати Федеральных законов РФ, таких как: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.



Вторая группа экспертов, не отказываясь от необходимости точечных изменений в законодательстве, исходит из того, что серьёзных барьеров для осуществления ИФ в России нет, а, не начав работать, понять какие нормы надо менять – нельзя. В связи с этим данная группа направляет свои усилия на поиск возможных моделей использования механизмов исламского финансирования в рамках действующих законов. Главный принцип – использование наименее зарегулированных организационно-правовых форм собственности и контрактов.



Также следует отметить, что обе группы экспертов одним из главных факторов, препятствующих внесению необходимых поправок в российское законодательство считают, высокий уровень исламофобии в обществе. В связи с этим на уровне предложений к законопроектам ими используются термин «альтернативное финансирование» вместо исламское финансирование. Обе экспертные группы рассматривают «просвещение» по ИФ в качестве ключевого фактора продвижения исламских финансовых институтов на российский рынок.



В настоящее время на российском внутреннем рынке действуют несколько институтов, предоставляющих услуги исламского финансирования, в т.ч. финансовый дом «Амаль» (Казань), товарищество на вере «Юмарт Финанс» (г. Казань), оказывающие услуги, близкие к исламскому бэнкингу. Для привлечения внешних инвестиций были созданы несколько инвестиционных компаний, в частности в Казани «Татарстанская международная инвестиционная компания» (ТМИК), в число её акционеров вошли Исламский банк развития и международные инвесторы из Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и Йемена. Кроме того, в 2011г. «АК-БАРС» банк привлёк $60 млн. с внешних рынков в рамках сделки мурабаха.



Таким образом, основные проблемы, сдерживающие развитие исламских финансов в России, по всей видимости, находятся не только в законодательной плоскости. В связи с чем, представляется, что специалисты, спекулирующие на тему того, что единственным препятствием развития исламских финансов в России является несовершенство российских банковских, инвестиционных и налоговых законов либо лукавят, либо недостаточно хорошо разбираются в вопросе.



Развитие внутреннего рынка исламского финансирования на данном этапе, в первую очередь, затрудняет отсутствие необходимого спроса на подобные услуги, что связано не только с недостаточной информированностью относительно исламских финансов, но и с определённой настороженностью населения к новым финансовым продуктам, недоверием, обусловленным негативным опытом.



Что касается привлечения арабских инвестиций в российскую экономику, то и здесь проблема, вероятно, связана с высоким уровнем экономических рисков с одной стороны и завышенным ожиданием уровня прибыли, а также отсутствием необходимой политической воли для решения инвестировать в Россию – с другой.



Иностранные эксперты обращают внимание на то, что в России инициатором внедрения исламских методов финансирования в экономику выступает не центральная власть, а власти регионов с большой долей мусульманского населения. Учитывая федеративное устройство России, эксперты обращают внимание на существующие возможности развития исламских финансовых институтов в Поволжье и на Северном Кавказе, без внесения соответствующих изменений в федеральные законы.



При этом, однако, можно констатировать, что например, некоторые арабские эксперты достаточно сдержанно относятся к сценарию самостоятельного развития индустрии исламского финансирования в России. Доводилось слушать такие оценки, что в отсутствие специального регулирования российские исламские финансовые институты вынуждены искать различные пути обхода законодательства. Однако, чем более агрессивно они будут себя вести в этом направлении, тем больше проблем у них может возникнуть с регулирующими органами. Что в свою очередь может нести репутационные риски для мировой индустрии исламских финансов.



В связи с чем, представляется, что для арабских финансовых кругов в краткосрочной перспективе наиболее предпочтительным является сотрудничество с крупными российскими банковскими структурами в сфере выпуска исламских облигаций под российские активы. В долгосрочной перспективе – реализация казахстанского сценария внедрения принципов исламского финансирования, предполагающая наличие следующих этапов: формирование спроса в обществе; внесение поправок в гражданское, банковское и налоговое законодательство; открытие дочерних структур крупных арабских банков.



В целом, оценивая перспективы развития исламских финансов в России, можно предположить, что рано или поздно определённые изменения в российском законодательстве, касающиеся исламского финансирования могут быть востребованы. При этом в настоящее время необходимость форсировать данный процесс отсутствует.



Более того, в условиях отсутствия адекватной системы регулирования деятельности исламских финансовых институтов и институциональной инфраструктуры, обеспечивающей их интеграцию в традиционную финансовую систему, принятие законодательных инициатив, опережающих формирование самого рынка исламских финансов в России, может способствовать появлению чрезмерно рискованных финансовых схем и использующих их структур.





Автор: Р.В. Шелгунов – научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика