Этруски и тюрки

Ш.Р. Мингазов у кургана этрусков (некрополь г. Цере). апрель 2008 г.

Ш.Р. Мингазов у кургана этрусков (некрополь г. Цере). апрель 2008 г.

Теги:




0
10 Июля 2008г. (06 Раджаб)
Многие достижения человечества, которые принято считать римскими, были переняты у цивилизации этрусков, на фундаменте которой римляне построили свою империю. Однако о самих этрусках до сих пор наши познания весьма ограниченны, а сведения о них имеют форму версий и гипотез.

Римляне не скрывали, что обязаны этрускам своей государственностью, религией и даже письменностью – латиница является немного измененным этрусским алфавитом. Рим перенял структуру армии и флота, вооружение и тактику, знаки власти. Этруски оказали сильнейшее влияние в архитектуре и прикладных искусствах, мифологии и ритуалах. Римляне переняли бои гладиаторов как развлечение, но у этрусков это было частью погребального обряда. Римская империя переняла этрусскую систему геодезии и деления земли на квадраты стороной 710 м.



Ювелирная техника филиграни и зерни, имеющая явные восточные корни, позволяла этрускам создавать произведения искусства, непревзойденные и сегодня (1). Этрусские ювелиры научили римлян делать тонкие золотые зубные коронки и мосты.



Этрусская кожаная обувь с острым загнутым носком считалась роскошью у римлян – сегодня такую обувь назвали бы азиатской (2). Конусообразные головные уборы этрусков также аналогичны уборам тюрков и скифов.



Этруски называли себя расна (расенна), римляне звали их тусками (откуда название Тосканы), а греки – тирренами (их море – Тирренским). Этрусский порт Адрия дал имя Адриатическому морю.



Этрусский флот господствовал в западной части Средиземного моря, обеспечивая связь с дальними странами. Им принадлежит изобретение тарана в носовой части корабля (3). Исследователь М.К. Цели выдвинул гипотезу о том, что этруски достигали берегов Америки, а европейцы, "открывшие" ее, пользовались их картами. Порты этрусков из стратегических соображений были построены в некотором удалении от моря, как позже и Рим. Многие города, основанные ими, существуют и сегодня – Флоренция, Пиза, Сиена, Перуджа, Ливорно, Тарквиний и др.



Об этрусках много написано историками Геродотом (I, 94), Тацитом ("Анналы", IV, 55), Страбоном, Титом Ливием, Плинием старшим и другими, большинство из которых утверждало, что этруски – пришельцы с Востока. Версия о восточном происхождении является основной даже в западноевропейской науке (4). Сенеке принадлежит фраза: "Tuscos Asia sibi vindicat" – "АЗИЯ считает, что она породила тусков". Но где в Азии искать родину этрусков?



В последнее время получила развитие гипотеза, в соответствии с которой этруски являлись представителями древней шумерской цивилизации (5). В XXIV в. до н.э. Шумер был завоеван аккадским (семитским) царем Саргоном Древним, после чего началась семитизация и миграция частей прежнего шумерского населения в разные стороны.



Этруски могли быть потомками одной из частей шумерского народа, ушедшей в Европу. Другая часть носителей шумерской культуры мигрировала в Центральную Азию, где после контактов с местными этносами стала основой тюркской цивилизации. В языке этрусков и тюрков обнаружено множество идентичных слов, большинство из которых, естественно, претерпели изменения, но многие совпадают и сегодня.



Возможно, этруски сложились в процессе смешения местных латинских и иных народов с прибывшим этносом – осколком древней цивилизации. С прибытием азиатов – носителей государственности и прогрессивной культуры начинается резкое развитие общества.



Этрусские города продолжили археологическую культуру вилланованских поселений (6). К VII в. до н.э. этруски уже имели много городов-государств, подобных греческим полисам. Возникла Этрурия – конфедерация двенадцати городов (Вейи, Тарквиний, Цере (совр.Черветери). Вольсинии (возм. совр. Орвието), Ветулония, Вольтерра и др.)



В эпоху наивысшего могущества (VII-V вв. до н.э.) Этрурия распространила свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова – от подножий Альп на севере и до окрестностей Неаполя на юге, где им принадлежали Помпеи, Сорренто, Геркуланум и залив Салерно.



На это время и приходятся первые упоминания о Риме. Земля, на которой он был основан, входила во владения этрусков в VII-VI в. до н.э. По легенде, Рим был основан в 754-753 гг. до н.э. Ремом и Ромулом недалеко от крупного города Этрурии – Вейи. Ромул, по преданию, был внуком этрусского царя.



Расцвет Рима пришелся на время правления этрусской династии Тарквиниев, правившей городом с 616 по 509 гг. до н. э. Они были создателями римской государственности. Первым царем династии стал Луций Тарквиний Приск – житель этрусского города Тарквиния (7).



"До этрусков Рим был скорее объединением деревень, чем настоящим городом. Этруски превратили его в город, сопоставимый с царскими столицами южной Этрурии. В этот период вокруг семи холмов была построена внешняя стена из местного туфа, обеспечившая их оборону" (8). Именно Тарквиниями была построена знаменитая римская канализация Большая клоака, позволившая осушить болотистую равнину Форума, ставшую местом народных собраний.



Символ Рима – известная статуя капитолийской волчицы, была создана в конце VI в до н.э. этрусскими мастерами г.Вейи. Кстати, рисунок точно такой же волчицы был обнаружен при раскопках дворца царей в столице азиатского государства Уструшаны – городе Бунджикате (9). В начале XX века на Форуме Рима археолог Бони раскопал множество погребальных урн этрусков с кремационным пеплом. Урны изготавливались в форме реальных жилищ, позволяющих представить дома первых обитателей римских холмов (10). Эти дома схожи с юртами, распространенными у многих народов Азии.



Захоронения же без кремации совершались этрусками в курганы, также по форме напоминающие юрты. Самый большой курганный некрополь открыт у г. Цере (совр. г. Черветери). При Тарквиниях Рим смог войти в плеяду других этрусских городов – вряд ли тогда кто-то предполагал, что усилия этрусской династии приведут к усилению Рима и подчинению ему остальных полисов Этрурии.



После правления последнего царя – Тарквиния Гордого (509 до н. э.), в Риме была установлена республика, просуществовавшая полтысячелетия до времен Цезаря. Рим стал усиливаться и захватывать соседние территории. В итоге многочисленных войн были последовательно завоеваны многие города этрусков: 396 г. до н.э. – Вейи, 358 г. до н.э. – Цере, 308 год – Тарквиний. К 283 году практически вся Этрурия оказалась под властью Римской республики, в составе которой этрусские города сохранили некоторые автономные права. Римляне старались сохранить древние знания, Сенат принимал меры к сохранению "Этрусского учения", свитки этрусков активно переводились на латынь (11). Этрусские мастерские продолжали работать вплоть до н.э.



Римляне в центре городов своих колоний строили Капитолийский храм – копию храма этрусков, возведенного при Тарквиниях на Капитолийском холме Рима. Впечатляющий фундамент этого сооружения и сегодня виден в подвале Дворца консерваторов (...)(12).



Религиозные обряды этрусков, поддерживаемые жрецами-гаруспиками, проводились вплоть до крушения Римской империи (V в н.э.), как проводились и ежегодные религиозные собрания представителей этрусских городов (concilium Etruriae) у святилища Вольтумны (Fanum Voltumnae) (13). Предсказания гаруспиков были важны для римлян. Даже в христианские времена римляне продолжали почитать Солнце и Юпитера (Тина), справлять обряды в честь Юноны (Уни) и слушать этрусских гаруспиков, несмотря на то, что гаруспиции были запрещены декретом Констанция в 357 г. н.э. (14). В 410 г. гаруспики призывали молнии для защиты Рима от войск готов Алариха, изгнанных из Восточной Европы тюркоязычными гуннами (15). Вскоре гунны покорили почти всю Европу, став основной движущей силой Великого переселения народов. Их правитель Аттила захватил северную часть современной Италии в 452 г., а обе Римские империи одновременно сделал своими данниками. После распада империи гуннов, тюркоязычные авары и болгары продолжали играть важную геополитическую роль – Аварский каганат просуществовал в центре Европы два с половиной столетия.



Если будет установлено, что часть этрусков действительно смогла уберечь язык и традиции до V века н.э., не слившись с римлянами, то историческая встреча представителей двух ветвей древней цивилизации (этрусков и тюрков) теоретически могла состояться.



Историк Прокопий даже в VI веке н.э. жителей Этрурии называет этрусками: "Константин без всякого труда подчинил своей власти Сполитион (Сполетто), Перузию (Перуджу) и другие маленькие укрепления: этруски добровольно принимали его в свои города" (16).



Традиции этрусских предсказаний по молниям, по печени и внутренностям жертвенных животных имеют прямую связь с аналогичными ритуалами Шумера, Вавилона и тюрков (17).



Шумерский язык и в Вавилонском государстве оставался до самого I в. до н.э. языком науки и религии, что говорит о превосходстве шумер по уровню развития над соседними народами, в том числе и семитскими. Еще в 1915 году лингвист Ф.Хоммель обнаружил около 200 шумерских слов, совпадающих с тюркскими (18). Последующие работы ученых увеличили это количество (19).



Примеры некоторых слов, установленных Ф.Р. Латыповым:







Русский



белый

товарищ

представление

земля

горло

птица

дорога

кровь

молоко

игла

молоток

Этрусский



ac

epteshio

tamasa

zer

tamax

cus

ful

han

set

ina

zucis



Татарский



ак

иптеш

тамаша

ж,ир

тамак

кош

юл

кан

сет

энэ

чукеч







В 1924 году у г. Виши во Франции были найдены так называемые "Глозельские надписи", датированные примерно XXV в. до н.э. Европейские лингвисты несколько десятилетий безуспешно пытались их расшифровать, используя все известные им индоевропейские языки. Случайно на тюркские слова надписи обратил внимание парижский пианист Х.Тарджан, пославший их турецкому специалисту по древним языкам К. Миршану.

К.Миршану удалось расшифровать текст Глозельских надписей используя тюркские языки, о чем он и сделал доклад на конференции в Сорбонском университете в 1993 году (20). Оказалось, что этрусское письмо, возможно, происходит от письма Глозельских текстов.



В 1885 году французские ученые – Ж.Кузен и Ф.Дюррбак сделали сенсационное открытие на острове Лемнос в Эгейском море – была найдена стела с надписями на языке догреческого населения острова. Язык оказался близким языку этрусков (тирренов) и был разговорным до эллинизации острова после подчинения Афинам в 510 г. до н.э. Это догреческое население, этнически близкое этрускам (тирренам), Геродот (Herod. VI,136), Гомер ("Илиада"), Фукидид ("История", IV) и Плутарх называют пеласгами (21).



Знаменитого Пифагора Диоген Лаэртский (Diog.Laert.. VIII, 1) называл тирреном с одного из этих присоединенных островов. Пифагор передал европейцам теорему, известную шумерам в Азии за тысячу лет до этого.



Сына Пифагора звали Аримнест, как и царя тирренов, а аримами назывался народ, соседний с троянцами. Интересно, что в составе скифов также указывается народ арим-аспы ("одноглазые"). Изучение связей этрусков (тирренов, пеласгов) с древними кочевниками скифами и киммерийцами перспективно. Не зря Гомер называл этрусков киммерийцами. Сходство катакомбных традиций этрусков и киммерийцев уже привлекло внимание ученых (22).



Часть скифов имеет установленные этнические, культурные и языковые связи с тюркской цивилизацией. Может оказаться, что тюркоязычный компонент скифского конгломерата был образован не тюрками Центральной Азии, а еще ранее – мигрантами из Шумера, ибо и кавказский путь миграции шумер исключать нельзя.



Вопросов добавило обнаружение множества тюркских слов в языках американских народов майа, инков, ацтеков, а также кочевых индейских племен чероки, сиу и др. Пока необъяснимым остается полное фонетическое и лексическое совпадение этих слов со словами в современных тюркских языках (23). Неясным остается путь возможной миграции – через Берингов перешеек, Атлантику или Тихий океан. Интересно, что ритуальные бани народа майа, которые автору удалось увидеть в Мексике, имеют форму юрт.



Таким образом, в мире обнаружено несколько культурных очагов, возможно принадлежащих одной древней цивилизации (некоторые даже отождествляют ее с Атлантидой), но ученые пока не могут четко установить их связи и последовательность возникновения. Накопление информации продолжается.



Язык этрусков долгое время оставался загадкой. Лингвисты, пытавшиеся его расшифровать с помощью индоевропейских языков, ощутимых результатов не добились.



Этрусскому языку посвятила свои работы дочь выдающегося татарского государственного деятеля Садри Максуди – Адиле Аида, бывшая послом Турции в Италии (24). По мнению академика М.З.Закиева, язык этрусков под воздействием индоевропейских языков сильнее отошел от основного строя тюркских языков, чем, например, чувашский или якутский, но сохранил многие элементы, присущие тюркским языкам (25).



Существует несколько десятков вариантов расшифровок слов этрусского языка. Про

рыв был совершен тридцать лет назад уфимским ученым Ф.Р.Латыповым, который на основании фоноэволюционной пратюркской гипотезы и метода ПЭКФОС успешно расшифровал многие этрусские тексты, в том числе и текст на стеле с острова Лемнос (26).



Некоторые древние слова, унесенные этрусками в Европу, а пратюрками в Азию прошли интересную параллельную эволюцию. Из языка этрусков они попали в латинский язык, оттуда в европейские и даже в славянские. Например, слово "clan" – "сын", перешло в латинский, европейские и даже в русский язык в форме "клан". Иную эволюцию оно прошло в тюркских языках и дошло до нас в формах "оглан", "улан", "оглы", но в том же значении, как и у этрусков – "сын".



Возможность случайного совпадения значений и фонетики исключает многочисленность таких параллелей, которые современная лингвистика уже не может игнорировать.

Сравнительный анализ языков этрусков и тюрков – перспективное направление будущих исследований, а подтверждение гипотезы происхождения этрусков и тюрков из одной древней цивилизации может изменить многие взгляды на всю историю человечества.



Шамиль Мингазов



"Татарские Новости", №6-7, 2008

_________________________

ПРИМЕЧАНИЯ:



1. Блок Р. Этруски. Предсказатели будущего/Пер. с англ. Л.А.Игореаского. – М.: ЗАО

Центрполиграф, 2004. – 189 с. (Далее – Елок Р. Этруски)-С. 175.

2. Блок Р. Этруски. – С.118, 122.

3. Макнамара Э. Этруски. Быт, религия, культура/Пер, с англ. Т.Е.Любовской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 192 с. (Далее – Макнамара Э. Этруски). – С. 136.

4. Блок Р. Этруски. – С. 54.

5. Шумер (Сумер, Субар) – древнее государство в Южном Двуречье рек Тибр и Евфрат, на территории современного южного Ирака. Шумеры состав/шли основное население Двуречья с 5-го до конца 3-го тыс. до н. э. и по антропологии принадлежали к средиземноморской и балкано-кавказской расам европеоидной большой расы. Сторонники теории четвертой (красной) расы отнесли бы шумер к ней. Государство у шумер начало складываться около 3000 лет до, н.э. Примерно 2700-2300 лет до н.э появилась клинописная письменность. Еще в IV тысячелетии до н.э. шумеры начали воздвигать пирамиды-зиккураты, достигавшие высоты 90 м. На территории Шумера позже возникло Вавилонское государство.

6. Эта археологическая культура X-VI вв. до н.э. названа по городищу у Вилланова (Villanova) близ Болоньи.

7. Династия названа по родному городу царей – Тарквинию, бывшему крупным центром этрусской цивилизации. Некоторые лингвисты усматривают общую этимологию слов Turk и Tarch, легшего в основу этого топонима и часто встречающегося и в Азии.

8. Блок Р. Этруски. – С. 91.

9. Воронина В.Л.. Негматов Н.Н. Открытие Уструшаны.//Сквозь века. К истокам культуры народов СССР. Вып. 2 – М.: Знание, 1986. Бунджикат находился недалеко от современного Шахристана в Таджикистане, почти на границе с Узбекистаном.

10. Блок Р. Этруски. – С. 75.

11. Макнамара Э. Этруски. – С. 153.

12. Блок Р. Этруски. – С.49, 142-143.

13. Там же. – С. 9. 105-106.

14. Там же. – С.9.

15. Макнамара Э. Этруски. – С. 153.

16. Прокопий Кесаррийский. Война с гота

ми. Кн.V (I), 16.

17. Робер Ж.-Н. Этруски. – М.: Вече, 2007. – 368 с: ил. (Далее – Робер Ж.-Н. Этруски.) –С. 204; Блок Р. Этруски. – С.50 – 51.

18. Мингазов Ш.Р. Доисторические тюрки. В энциклопедии Википедия. Тема "Тюрки". Режим доступа: http://ru.wikipedia.org; или Татарская электронная библиотека. Режим доступа: http://kitap.net.ru/mingazov/1.php

19. Сулейменов О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. – Алма-Ата, 1975. – С. 230- 242; Hommel Fr. Zweihundert sumeroturkische Wortgleichenden. Munchen. 1915; Osman Nedim Tuna. Sumer ve Turk Dillerinin Tarihi ilgisi ile Turk Dili'nin Yasi Meselesi. Ankara, 1990. – C.49. (Ссылки по кн: Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003. – С. 85-86).

20. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003, 496 с. (Далее – Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар) – С. 114-124.

21. Среди возможных родственных шумерам и пратюркам народов указываются также халдеи, гиксосы, туареги. Возможно, этнонимы "туарег" и "тюрк" имеют общую этимологию.

22. Латыпов Ф.Р. Комплексный лингвистический анализ восточнотирренской надписи на памятнике воинской славы с острова Лемнос. – Уфа: Полиграфсервис, 2008.- С. 13.

23. Каримуллин А. Прототюрки и индейцы Америки. – М.: ИНСАН, РФК, 1995. – 80 с. Рахмати Д. Дети Атлантиды. (Очерки по истории древнейших тюрок). – Казань: Тат. кн. изд., 1999.

24. Книги Адиле Аида: Etruskler turk mu idi?//Ankara: Ayyildiz Matbaasi, 1974. 91 p.; Les

Etrusques etaient des Turcs (preuves) (Этруски были тюрками). Ankara: Ayyildiz Matbaasi, 1985. 390 р.; Etruskler (Tursakalar) Turk idiler (Ilmi deliller). (Этруски-Турсака – были тюрками). Ankara: Ayyildiz Matbaasi, 1992. 382 р.

25. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. – С.114-124.

26. Латыпов Ф.Р. Исследование древних языков Средиземноморья на основе фоноэволюционной гипотезы и комбинаторно-частотных методов. – Уфа: Гилем, 2003. – 164 с: ил., табл.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика