История Градо Тюменской мечети

Улица Спасская. В центре на дальнем плане – Градо Тюменская мечеть

Улица Спасская. В центре на дальнем плане – Градо Тюменская мечеть

Теги:




0
28 Сентября 2012г. (12 Зу-ль-када)

Бывшая дореволюционная мечеть Тюмени оказалась единственной в ряду исторических мечетей азиатской России, «дожившей» до развала Союза и снесенной уже в 21 веке. Если в Кургане, Таре, Омске старые мечети разрушили в годы советского атеизма, а в Томске, Новосибирске, Иркутске, Чите они пережили СССР и теперь используются по прямому назначению, то ситуация с «Градо Тюменской мечетью» выбивается из общей картины судеб исторических мечетей. Бульдозеры сломали ее кирпичные стены летом 2003 года – спустя 10 лет после выхода распоряжения президента России №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества».

Предложение Оренбургскому Магометанскому Собранию о вакфе



Вакф Сулкарная Речапова

Старая мечеть Тюмени находилась по адресу ул. Спасская, 9 (позже Ленина, 15). Эта была своего рода улица храмов авраамических религий. Здесь же в нескольких десятках метров расположился римско-католический костел Святого праведного Иосифа, по соседству с мечетью на другой стороне улицы – православная церковь Михаила Архангела, чуть далее иудейская синагога и еще один православный храм – Спасская церковь. Все исторические здания, кроме мечети, сохранились и успешно действуют сегодня.

Первый архивный документ, касающийся Спасской, 9, датирован 15 декабря 1905 год. Это «предложение» Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию.

Документ гласит: «Вследствие представления от 9 минувшего Сентября № 4981 и на основании ст. 981 св. Зак. Т.Х, ч.1, изд. 1900 года, разрешая принять пожертвованное бухарцем Сулкарнаем Речаповым недвижимое имущество в г. Тюмени, по Спасской улице, под №9, заключающееся в каменном доме с надворными постройками и землей под ними, в пользу Тюменской мечети, предлагаю об этом Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию для зависящих распоряжений. Выписка из крепостной Тобольского Нотариального Архива книги за №188, при сем возвращается. За управляющего Министерством Внутренних дел, Товарищ Министра Князь УРУСОВ и Директор».

Как следует из данного документа, Департамент разрешил принять пожертвование – дом С.Речапова на Спасской, 9 – в пользу тюменской мечети и предложил Духовному собранию вынести дальнейшее распоряжение по вакуфному имуществу.

О дарителе Сулкарнае (Зулкарнае) Речапове известно, что этот человек владел кожевенным предприятием в Заречной части Тюмени и проживал в ауле Новые юрты (другие названия Юрты Ново-Шабабинские, Янаул). В 70-е годы прошедшего века Новые Юрты вошли в черту Тюмени, и сегодня этот район за рекой Турой носит название Парфеново. Здесь на ул. Жданова, 9 размещается городская соборная мечеть.

Известный мусульманский политик Абдурашид Ибрагимов, ставший впоследствии муфтием Японии, в своих воспоминаниях, посвященных времени пребывания в Медине в юные годы, упоминает о Зулкарнае из Тюмени, приезжавшем в хадж. Вероятно, речь идет о благотворителе Речапове, поскольку в числе состоятельных жителей Тюменского округа других людей с таким именем в конце 19 века не было.
В одном из архивных документов также упоминается Сулкармал Речапов, владелец торгового заведения в Юртах Шабабинских, торговавший сырыми кожами, закупаемыми в Семипалатинске, Павлодаре, на Ирбитской и других ярмарках, имевший ежегодную прибыль в 2 тысячи рублей. Поскольку часто имена записывали на слух и с учетом того, что таких имен, как «Сулкармал» среди тюрков и мусульман до сих пор не наблюдалось, можно с большой долей вероятности предположить, что речь в данном случае тоже идет о Сулкарнае-Зулкарнае Речапове.

Несколько лет назад имя тюменского благотворителя вновь оказалось на слуху. Во время строительных работ на территории мебельной фабрики «Заречье» один из рабочих, откапывая остатки старого фундамента, нашел несколько жестяных банок. В них оказались царские монеты, завернутые в бумаги с арабской вязью. Общий вес монет в сумме 200 рублей составил два килограмма. Краеведы тогда заявили, что на месте фабрики «Заречье» в царское время находились конюшни купца Речапова.

Фрагмент дарственной сделки, составленной нотариусом Н.Албычевым, хранит роспись тюменского хатыпа



Хатып Тюмени Ибрагим Гысматуллович

Следующий документ – копия указа Оренбургского Магометанского Собрания имам-хатыпу Тюмени Ибрагиму Бурундукову о принятии вакуфного дара – датирован 5 января 1906 года.
В нем говорится (орфография сохранена, публикуется с сокращениями):

«По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, в Духовном Собрании слушали: доклад, Бухарец Тюменского уезда, Бухарской волости, проживающий в Новых юртах, Сулкарнай Речапов при заявлении, от 24 августа 1905 года, представляя купчую крепость на недвижимое его имение, состоящее в г. Тюмени, по Спасской улице под №9, заключающееся в каменном доме с надворными постройками и местом земли; при чем заявляет Духовному собранию, что имение это он жертвует в полную собственность Тюменской мечети и просит дать поручении Тюменскому мулле о совершении крепостным порядком дарственной записи на жертвование им мечети имение»...

ПРИКАЗАЛИ: Для совершения дарственной записи на жертвуемое имение бухарцем Тюменского уезда Бухарской волости, проживающим в новых юртах Сулкарнаем Речаповым…. уполномочить хатыпа г. Тюмени Ибрагима Гысматуллича Бурундукова, которому и дать об этом указ, предложив по совершении дарственной записи и получении от Старшаго Нотариуса главной выписи представить ее в Собрание».
Сама сделка дарения вакуфного имущества состоялась 12 марта 1907 года. В документе о передаче в пользу тюменской мечети «каменного дома с надворными постройками при нем и местом земли» подробно излагаются размеры участка, но поскольку текст, составленный нотариусом Н.Албычевым от руки, неразборчив, мы не станем уточнять аршины. На момент совершения сделки, как указано в документе, имам-хатып Ибрагим Бурундуков уже проживал в доме на Спасской, 9.

Бурундуковы приходятся родственниками первому муфтию Духовного Собрания Мухамеджану Хусаинову аль-Борундыки. В Сибири одна из ветвей известного рода оказалась благодаря купцу-меценату Нигматулле Кармышакову, содержавшему Магометанское училище в Юртах Ембаевских под Тюменью. Стремясь повысить уровень образования в своем «джадидском» училище, Кармышаков приглашал на работу высококлассных специалистов и богословов. Гысматуллу (Хисматуллу) Бурундукова, отца будущего тюменского имам-хатыпа Ибрагима Бурундукова, он пригласил в Ембаево из Саратова, предложив должность муддариса и отдельный дом. Сын муддариса Ибрагим окончил духовное училище в Ембаево и продолжил образование в Турции.

По воспоминаниям дочери имам-хатыпа Халиды Ибрагимовны, их семья проживала на втором этаже Спасской, 9, на первом размещался молитвенный зал.

Ибрагим Бурундуков с учениками


Восьмого июля 1911 года Тюменская городская управа выдала разрешение на строительство рядом с мечетью» «магометанского дома служб». А соседний каменный дом на Спасской, 7, принадлежавший Герману Зейцу, был куплен у последнего в августе 1911 года бухарцем Хайритдином Абайдуллиным и передан общине мусульман. Так в начале 20 века на улице Спасской возник целый исламский комплекс. Уроки по исламу вел Салимгирей Габитов. Этот человек позже при советах стал уполномоченным по делам просвещения нацмен в Тобольском ОкРОНО.

Во время Колчака Ибрагим Бурундуков был арестован по доносу, надорвал здоровье, находясь в заключении, и с занятием города красными уехал с семьей, супругой Рабигой и детьми жить в деревню Куларово Тобольского района. В годы репрессий он эмигрировал в Узбекистан, где трагически погиб. Сын Ибрагима Бурундукова Хасан был обвинен ОГПУ в участии в повстанческой организации и расстрелян в Тобольской тюрьме в тридцатом году.

Комната с коврами в четыре полосы

Мечеть на Спасской, 9 закрыли в 1922 году. Акт изъятия имущества гласит:

»1922 года апреля 4 дня, мы, нижеподписавшиеся настоятель иногородской градо Тюменской мечети Ш. Минликаев, даем подписку Тюменской губернской комиссии по учету церковного имущества, члену таковой т. Евдокимову о том, что мы отвечаем всем своим достоянием и имуществом за правильность данных сведений по учету имущества в г. Тюмени мечети. Подпись Минликаев».
Опись:

»Дом каменный, длиной 9 сажень, шириной 3 сажени, 2 аршина, двухэтажный с мезонином и с выходом на площадку мечети, крытый железом. Символ верования. Минара медная 1 пуд 20 фунт луженая. Внутри мечети. Молебная комната устлана коврами в четыре полосы простыми (крашенными) шириной 3 сажени и длиной 3 сажени, 2 аршина, пять штук белых коленкоровых оконных занавесок и больше в мечети кроме деревянного подмостка для моления, окрашенного белой краской и обнесенного загородкой, ничего нет, в особенности отсутствуют ценности металлов».

В акте не случайно сказано об отсутствии ценных металлов. Опись имущества производился в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей», инициированной советской властью под предлогом борьбы с голодом.

В сентябре 1930 года президиум тюменского горсовета постановил отдать под общежитие сельхозтехникума и курсов подготовки в ВУЗы «здание культа бывшей татарской мечети общей площадью 372 кв. метра, жилой – 250 кв. метра».

Минарет Градо Тюменской мечети сняли в 1942 году. Об этом известно из письма председателя исполкома облсовета К.Кошелева от 1947 года в ответ на обращение мусульман Тюмени вернуть бывшую мечеть верующим. В письме Кошелева говорится:

»Двухэтажное каменное здание до 1942 г. использовалось на разные хозяйственные цели.

В 1942 г. здание б/мечети перечислено в жилфонд и горжилуправлением произведена капитальная перестройка со снятием минарета, с затратой 70000 руб. – под жилищный дом и заселен жильцами в количестве 12 семей с общей численностью 49 человек.

Мечеть утеряла вид молитвенного здания и к эксплуатации по прямому назначению непригодна. Учитывая, что в Тюмени граждан мусульманского вероисповедания незначительное количество и здание мечети было единственным, представление другого здания или освобождение здания б/мечети является невозможным и нецелесообразным, исполком областного Совета РЕШИЛ:

Ходатайство верующих мусульманского вероисповедания о передаче здания б/мечети находящегося по ул. Ленина 15 отклонить»

Новый этап борьбы за возвращение здания начался после выхода распоряжение президента России от 23 апреля.1993 г. под №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». Сначала за бывшей Спасской, 9 ходил ветеран, участник прорыва Ленинградской блокады Мирхад Аминов. После его ухода из жизни по инстанциям пошел Полный кавалер ордена Слава Хабибулла Якин, основатель и первый председатель мусульманской организации «Городская мечеть №2», которая была специально учреждена для Градо Тюменской мечети. Возвращения здания также добивались мусульманские и татарские организаций. Тем не менее, в 2003 году администрация мэра Степана Киричука снесла вакф Сулкарная Речапова . Организация «Городская мечеть №2», возглавляемая сегодня пенсионером Туяком Шариповым, продолжает добиваться предоставления участка для мечети.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика