Срединная терапия для Кавказа

В Нальчике аль-васатыйя собирает аншлаги
В Нальчик на международную конференцию "Мусульмане и национальная культура в светском обществе" были приглашены видные ученые отец и сын Мухаммад Абуль-Фатх Баянуни и руководитель международного центра "Аль-Васатыйя" доктор Салем аль Баянуни. На открытие форума в отеле "Синдика" 15 ноября гости не успели, однако в последующие несколько дней они провели ряд встреч. Напомним, Салем Баянуни уже читал лекции мусульманам Кабардино-Балкарии в октябре этого года. А на этот раз на вопросы мусульман отвечал Баянуни старший.



В пятницу 16 ноября профессор произнес хутбу (проповедь) в соборной мечети республики, а 19 ноября он встретился со студентами исламского университета имени Абу Ханифы, педагогического колледжа, Кабардино-Балкарской сельскохозяйственной академии и Северо-Кавказского государственного института искусств.



Крепость знаний



На встрече в сельхоз академии мусульманский ученый говорил о "крепости знаний". По его словам, Всевышний дал людям три пути постижения знания: сердцем, разумом и чувствами. Все люди по-разному воспринимают информацию, кому-то достаточно сердцем проникнуть в суть вопроса, другой хочет делать выводы, основываясь на логике, третий должен до всего прикоснуться и через свои чувства воспринимать действительность.



Поэтому, по мнению Баянуни, многое зависит от проповедника, оратора. Он должен знать, с кем он общается. Профессор привел пример из жизни пророка Мухаммада, когда молодой мусульманин пришел в мечеть, получить разрешение пророка совершить прелюбодеяние. "Ему было стыдно за свое намерение, поэтому он крикнул в дверях, Мухаммад, разреши мне совершить грех. Эти слова разозлили сподвижников пророка, но сам он не стал сердиться, а подозвал к себе молодого человека. Мухаммад не просто приблизил его к себе, а обнял за плечи и спросил, тебе понравится, если по отношению к твоей матери, сестре, дочери, другим близким женщинам кто-то будет иметь такие же намерения. Молодому человеку, конечно, это было не по душе. На что пророк Мухаммад ответил, никому другому не хочется, чтобы их близкие женщины были опорочены. А все женщины чьи-то матери, сестры, племянницы, дочери. Тот молодой мусульманин ушел из мечети с твердой уверенностью, что прелюбодеяние – это страшный грех. О чем говорит этот пример? Пророк не просто воздействовал на чувства и сердце этого человека, он не разозлился на него за намерение тяжкого греха, а дал логическое объяснение, почему нельзя его совершать", – сказал он.



Ученый сравнил проповедника, оратора с хорошим врачом, который должен уметь ставить правильный диагноз и выписывать нужные лекарства. "Человеческие чувства сравнимы с ключами. Надо терпеливо подбирать замки к ключам, иначе есть риск их сломать. Призывайте на путь Господа мудростью и благим увещеванием. Слова оратора, проповедника должны достичь цели – дойти до каждого", – резюмировал он.



Затем профессор ответил на вопросы студентов. Традиционно, первый касался одежды женщин и бород у мужчин. Один из студентов заявил, что якобы после встречи с муфтием и его заместителем в этом вузе, студентки, ранее одевавшиеся по фарду, сняли свои платки. "Вы говорили, что сегодня девушка в хиджабе обращает на себя больше внимания, чем немусульманка. Пусть шейх разъяснит, как должна одеваться мусульманка", – попросил он.



Со слов профессора, покрытая женщина – это не только обязанность, но еще один из видов поклонения Всевышнему. "От платка польза, как самой женщине, так и всему обществу. Бог создал нас мужчинами и женщинами и в нас есть влечение друг к другу. Покрываясь, женщина защищает себя от посторонних взглядов. Но вместе с этим она защищает и мужскую часть общества. Бог сотворил нас мужчинами и женщинами и дал нам правила поведения. Давайте подумаем, кому они – нужнее нам с вами или Всевышнему? Ему они не нужны, он наш Творец, эти правила созданы для нас, значит, они приносят только пользу", – сказал он.



Ученый также отметил, что одежда не должна привлекать особого внимания, если в обществе не принято одеваться во все черное, как к примеру в Иране, значит женщины не надо этого делать, лучше выбрать платье нейтрального цвета, которое не притягивает взгляды.



А если по разным причинам, ввиду слабости веры или запрета родителей девушка не может ходить покрытая по исламу, она должна одеваться скромно, но должна стремиться выполнить предписание Всевышнего.



Другого студента удивила ситуация, когда его знакомая девушка не подала руку, приветствуя своего двоюродного брата. "Они оба делают намаз, придерживаются религии. Правильно ли она поступила?" – спросил он.



Профессор напомнил, что в шариате сказано, на ком мужчина не имеет права жениться, а на ком такого запрета нет, несмотря даже на родственные отношения. "На двоюродных, троюродных сестрах запрета в женитьбе нет, хотя это и нежелательно. Правильно, что она не поздоровалась за руку с мужчиной, который теоретически может быть ее мужем. Но другой вопрос, в какой форме она это сделала, какое последствие может иметь этот отказ", – отметил он.



Причина – отсутствие знающих людей



В беседе ИА IslamNews профессор Мухаммад Абуль-Фатх Баянуни отметил, что, общаясь с мусульманами в мечети, на других встречах, если судить по их вопросам, он почувствовал пробел в проповедовании ислама в республике. "Чувствуется отсутствие знающих людей, которым доверяли бы все группы мусульман, к которым они могли бы обратиться в поисках ответов. Еще почувствовал холод во взаимоотношениях. Но если не будет доверия в общине, нельзя говорить о достижении конечной цели в проповедовании ислама. Люди не поймут нашей религии. В республике живут разные люди, с различными культурами, традициями, мироощущением, взглядами. Есть соблюдающие не соблюдающие исламские традиции. Поэтому нужны люди, обладающие достаточными знаниями в исламе, которые направляли бы людей, находили пути взаимодействия, мирного сосуществования разных слоев общества", – сказал он.



Студентка Диана, принявшая активное участие в беседе с алимом, считает, что подобные встречи очень нужны молодым людям. "Он рассказывал все доступно, подробно, приводил примеры из жизни Пророка. Говорил, что можно делать, а как поступать не следует, но не был категоричен, не диктовал жестко, а мягко подталкивал к правильному выводу. Это особенно важно сегодня в нашей республике. Было видно, что он понимает положение в КБР, и давал советы, какую форму взаимодействия мусульманину лучше выбрать. У меня было много вопросов, но я постеснялась их задать", – сказала она.

Автор: Фатима Тикаева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

nursafar 20 Ноября 2012г.
Ответить

прекрасно, что у людей есть возможность общаться со знающими, пусть Аллах наградит всех кто в этом участвовла. Для Фатимы Тикаевой: когда речь идет о получении знаний нет места стеснению! Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), сказал: «Двое не получат знания: высокомерный и стеснительный».

nursafar 20 Ноября 2012г.
Ответить

прекрасно, что у людей есть возможность общаться со знающими, пусть Аллах наградит всех кто в этом участвовла. Для Фатимы Тикаевой: когда речь идет о получении знаний нет места стеснению! Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), сказал: «Двое не получат знания: высокомерный и стеснительный».

Яндекс.Метрика