Недавно российские власти призвали к более активному взаимодействию мусульманских высших учебных заведений с государственными вузами в целях повышения качества образования.
По оценке замначальника управления президента РФ по внутренней политике Михаила Белоусова, взаимодействие с государственными вузами находится "еще на начальной стадии, и очень тяжело развивается, особенно в некоторых регионах". Как подчеркнул представитель администрации, светские преподаватели должны приходить в исламские вузы для преподавания общих дисциплин, а их коллеги из исламских вузов – идти в светские учебные заведения. Только так в условиях ограниченности ресурсов можно обеспечить полноценный образовательный процесс и поднять престиж мусульманского образования.
Отметим, что одним из первопроходцев в сфере межвузовского взаимодействия и подготовки мусульманских кадров по праву считается Пятигорский государственный лингвистический университет. В развитие темы ИА IslamNews побеседовало с директором Института государственно-конфессиональных отношений ПГЛУ Валентиной Лаза. – Валентина Дмитриевна, Пятигорский государственный лингвистический университет иногда называют «
кузницей имамов». Вы согласны с таким определением?
– Возможно, это и справедливо. Но прежде всего, мы настроены на подготовку высококвалифицированных специалистов в области истории и культуры ислама, чтобы наши выпускники были действительно настоящими экспертами со знанием религиозной догматики. Глубокое изучение догматики при сохранении светскости – один из важнейших принципов нашей работы. На мой взгляд, только такой подход может привести к успешному результату подготовки специалиста. Я обычно студентам говорю: «Эксперт – это звание, его надо заслужить».
– Откуда вы берете специалистов с углубленным знанием ислама?
– Данное направление мы стали развивать в немалой степени благодаря интересному стечению обстоятельств. Наш вуз является одним из ведущих в области изучения арабского языка. Арабский язык – это, безусловно, носитель исламской культуры. Изучать арабский язык в отрыве от культуры невозможно. Поэтому, наши специалисты в области исламской культуры, изначально преподавали арабский язык. И когда, скажем, встал вопрос о замене пятигорского имама, то выбор пал как раз на доцента нашего университета Магомеда Саида Магомедова, который сегодня успешно совмещает две должности, являясь и имамом и успешным преподавателем.
– Очень интересный факт: человек с хорошим светским образованием становится имамом. Это то, что сегодня наиболее востребовано мусульманским сообществом?
– Это очень важно, потому что студенты проходят практику на базе духовного управления мусульман. С другой стороны, человек, который сам является практиком, безусловно, наилучшим образом может донести догматику. По тому же пути мы пошли и в православной теологии – у нас преподают четыре священника, кандидаты богословия. У них не только духовное, но и светское образование.
– А как насчет преподавания в ПГЛУ таких специфических дисциплин как, например, правила чтения Корана, которые требуют весьма неординарных для светского вуза навыков?
– Во-первых, к нам идут в основном подготовленные ребята, которые поступают по рекомендации духовных управлений мусульман. Как правило, они уже с детства посещали мечеть. Имея духовный опыт, они сознательно поступают с тем, чтобы потом продолжить свою деятельность в духовном управлении. Другие же не ориентированы на осуществление какого-то религиозного служения, стремясь на работу в государственные органы, может быть в силовые структуры, где тоже востребовано знание арабского языка, знание догматики.
– То есть, вы готовите универсальных специалистов широкого профиля.
– Этот профиль называется «Государственно-конфессиональные отношения». И он сочетает в себе основные общественно-политические дисциплины, психологию, педагогику, и большой блок конфессиональных дисциплин: фикх, акида, корановедение, хадисоведение, сира, история ислама и многое другое. И, конечно же, арабский язык, изучению которого уделяется большое внимание.
– И такие специалисты востребованы?
– Как показывают опросы и анкетирование – а я как член совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, также участвовала в созданиях программ, опросах и анкетировании – очень многие потенциальные работодатели нуждаются в таких специалистах. Но, другое дело, что выпускники сами должны зарекомендовать себя, а это связано с определенным периодом становления.
– А какие дисциплины ведете лично Вы?
– Я веду очень интересные дисциплины – «Введение в теологию» и «Религия в современном мире». Их изучают совместно православные и мусульмане. В этом – уникальность нашего опыта. В ходе обучения мы активно обсуждаем те цели и задачи, которые ставит перед собой наш вуз, и которые они должны поставить сами перед собой. Своих студентов я ориентирую в том числе на умение вести диалог с человеком любого вероисповедания и не исповедующего ничего, возможно позиционирующего себя как богоборец и атеист. Этот подход я считаю очень важным, так как в большинстве случаев самые острые конфликты решаются на личностном уровне. Настанет такой момент, когда они, будучи состоявшимися людьми, просто сядут за один стол и будут решать проблемы уже совершенно на ином уровне, в ином ключе, нежели это могло бы произойти.
– Каким еще критериям – помимо умения договариваться – должен соответствовать религиозный деятель?
– Прежде всего – это честность, искренность намерений. Безусловно, любовь к людям, умение понять. Искренне верующий человек, даже без глубоких знаний теологических дисциплин, является одним из самых востребованных сотрудников. Потому что вера накладывает определенный отпечаток на характер, на манеру поведения, отношение к людям, к работе, ко всему, что он делает.
Кроме того, современный религиозный деятель не может быть с узким кругозором. Как бы ни было прискорбно, но сегодняшняя молодежь мыслит брендами. Кстати, радикалы это уже поняли и многие молодые люди сегодня мне говорят: «Вы знаете, радикальным в нашей республике быть модно». Когда ты заявляешь о статусе «радикала» в какой-нибудь социальной сети – у тебя сразу столько друзей и подруг, и девчонки по-другому начинают относиться. И наши традиционные конфессии должны подумать о создании бренда, который будет интересен, покажет молодому человеку созидательный путь.
– Сколько ваших выпускников работает в религиозной исламской среде?
– Пока немного, потому что у нас в прошлом году был первый выпуск исламских теологов, включая студентов заочников. Среди выпускников были преподаватели, и даже муфтий Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежев.
– С какими исламскими вузами вы сотрудничайте и в чем это сотрудничество заключается?
– Мы сотрудничаем с тремя учреждениями – это Центр исламского образования в Махачкале, Северокавказский исламский университет имени Абу Ханифы в Нальчике и Российский исламский университет имени Кунта-хаджи в Грозном. Что касается содержания, то здесь очень большой пласт работы. Он связан с учебно-методической деятельностью. Мы готовим учебные пособия, учебно-методические комплексы, учебные программы, которые мы передаем нашим вузам-партнерам. Также проводим совместные мероприятия, конференции, курсы повышения квалификации, которые пользуются огромной популярностью не только среди студентов, но и преподавателей.
– А как обстоит дело с написанием полноценных учебников?
– Сейчас мы идем по пути создания полновесных учебников. Это дело не одного года. Недавно была выпущена хрестоматия «Отечественные ученые об истории и культуре ислама». Кроме того мы переиздаем академические работы Бартольда, Крачковского, Тихомирова и др. Эти труды не ангажированные, не политические, не религиозные, они великолепно написаны, с большим интересом читаются и поэтому имеют огромный успех.
– Как вы относитесь к получению исламского образования в арабских странах?
– Я считаю это нужным, но на каком-то определенном этапе. Необходимо ограничить доступ молодых, несозревших после школы людей, которые еще ничего не понимают в религии, не владеют в достаточной мере арабским языком. То есть тех, кто является потенциальной жертвой обмана. А вот когда человек заканчивает бакалавриат по направлению, например, теологии – он получает определенный багаж знаний, определенный уровень арабского я зыка, который позволит ему разобраться, кто искренен, а кто манипулирует.
Ответить
Может будет толк
Ответить
Исламское образование в России в руках кафиров! Не стыдно?
Ответить
Получение знаний – это фард для каждого верующего, и, приобретает их мусульманин для применения. Но на сег.день сложилось так, что поступают в вузы, ссузы не ради получения знаний, а для получения «корочки». Не ожидает ли это же и мусульманские вузы?
Ответить
Хотелось бы верить, что Исламским наукам обучают студентов для несения людям добра и мира, а не заискивания в мусульманах востоковедами слабых мест, для нанесения удара ниже пояса, как было во времена атеистического правления коммунистами.
Ответить
Может будет толк
Ответить
Исламское образование в России в руках кафиров! Не стыдно?
Ответить
Получение знаний – это фард для каждого верующего, и, приобретает их мусульманин для применения. Но на сег.день сложилось так, что поступают в вузы, ссузы не ради получения знаний, а для получения «корочки». Не ожидает ли это же и мусульманские вузы?
Ответить
Хотелось бы верить, что Исламским наукам обучают студентов для несения людям добра и мира, а не заискивания в мусульманах востоковедами слабых мест, для нанесения удара ниже пояса, как было во времена атеистического правления коммунистами.