Сергей Комков: Дети разных конфессий - в первую очередь люди

Сергей Комков
Ведущий российский эксперт в области образования, ученый, публицист, писатель, автор более 200 статей по проблемам образования и социально-политического развития России и десятка книг (включая упоминавшегося недавно в СМИ "Ваххабита") Сергей Комков в интервью ИА IslamNews рассказал о том, как бороться с нетерпимостью и ксенофобией в школе.

- Сергей Константинович, как вы, опытный педагог, оцениваете недавний скандал в московской школе, где учительница популярно объяснила нерусским учащимся их права, была уволена, а затем восстановлена в должности через суд?

Это вопрос, возникший не сегодня и не вчера. Эта проблема существует уже достаточно давно – другое дело, что некоторые руководители не понимают, насколько опасна эта тема, если ее вовремя как положено не решить. Я в свое время жил в Югославии, работал там директором школы при посольстве и видел, как в этой стране начинались известные события. Сначала бросали бутылки с зажигательной смесью в мечети, потом бутылки полетели в христианские храмы, осквернили мусульманское кладбище, затем христианское. А потом началась такая заваруха, что вообще никто не мог понять, что происходит и кто с кем воюет. В сараевской трагедии "победили" те, кто это потихоньку раздувал, они с этого сняли сливки. А мусульмане и христиане друг друга поуничтожали.

В России, я уже много об этом писал в своих книгах и статьях, развивается тот же самый югославский сценарий. Россия – страна, в которой и христианство, и ислам имеют достаточно серьезные исторические корни. Причем наши мусульмане – не пришлые люди, не чурки, понаехавшие откуда-то. Это люди, которые здесь родились, здесь их родина, для них это такая же родная земля, как и для православного христианина.

- Не кажется ли вам, что опасность кроется не столько в противоречиях между верующими детьми разных конфессий, сколько в несовместимости верующих детей с неверующими? Вот, например, придет верующая девочка в школу, увидит там накрашенных одноклассниц, которые в 8 лет ругаются матом и много чего еще делают, что верующих родителей, к какой бы конфессии они не относились, вынуждает уже задумываться о надомном обучении для своих чад…С другой стороны, светские родительницы тоже высказываются на форумах за надомное обучение, потому что не хотят, чтобы их дети учились "с чурками"…И что мы получим на выходе через 10 лет при таких раскладах, когда эти дети выйдут из "укрытий" и с ужасом обнаружат во внешнем мире друг друга?

Очень важно в процессе воспитания соблюдать определенные правила. Речь даже не о толерантности: толерантность – это всего лишь терпение, а нам не нужно воспитывать в детях терпимость по принципу: "Бог с ним, пусть уж рядом находится, а я уж как-нибудь потерплю, скрипя зубами, но потом придет время, и я отыграюсь по полной программе". Нет, здесь надо использовать совершенно другую методику. Надо детишек, относящихся к различным культурным традициям и конфессиям приучать к тому, что они, в первую очередь, люди. С раннего возраста надо приучать к тому, что есть люди разные. И к людям разной культурной и религиозной традиции все равно нужно относиться с любовью и уважением. Нужно понимать, что представляет собой религиозная традиция, к которой относится твой товарищ по школе. Христианин должен знать, что представляет собой ислам, и наоборот. И те, и другие должны знать, что такое буддизм, иудаизм, потому что в нашей стране это тоже традиционные конфессии. Очень важно, чтобы они понимали друг друга и не навязывали друг другу своих взглядов. И уж тем более нужно всеми имеющимися средствами, в том числе, административными, сразу, на корню гасить любое проявление религиозной или культурной нетерпимости. Я на эту тему неоднократно общался со своим другом, руководителем Департамента образования Москвы Исааком Калиной. Он со мной полностью согласился, что в корне надо сразу пресекать действия любых педагогов, направленные на разжигание вражды. Это очень опасная вещь.

- Педагог утверждает, что она, напротив, пыталась погасить вражду, когда школьники после убийства своего одноклассника начали приходить на занятия с ножами. И тогда она объяснила нерусским ученикам, что, в отличие от них, "имеет право диктовать здесь свои условия", так как "эта земля" отвоевана ее родственниками "и тысячами таких же простых русских солдат". А еще ее нерусская речь в транспорте сильно раздражает.

Знаете, не люблю таких слов, но, если вкратце, по-русски, она просто дура. И ей в школе делать нечего. Таким людям вообще нечего делать рядом с детьми. Пусть сидит себе на кухне, печет блины и рассуждает о том, что она в семи коленах русская. Теперь о том, что сегодня на улицах Москвы слышится разнообразная речь. Вот я уже пятый год живу в Чехии, и в Праге на улицах какой только речи не услышишь. И кого только не увидишь: и негры тут ходят, и индусы, вьетнамцев полно. Ну и что? Они приехали сюда, нашли здесь свой второй дом. Правда, в том местечке, где я живу, мусульман практически нет, здесь только христиане, а в Праге есть все. И это не значит, что если ты на улице или в трамвае услышал какую-то непонятную тебе речь, надо брать в руки тесак и бросаться на человека, крича "Долой отсюда! Говори на чешском!" Тут никто никого к таким вещам не принуждает.

Я не знаю всех тонкостей, но если все происходило так, как описано в материалах журналистов, учитель однозначно работал на разжигание конфликта. А для учителя это является должностным преступлением. Я бы тоже за такие вещи выгнал учителя из школы…

- И заплатили бы им потом по 280 тысяч в суде?

Если та сторона проиграла суд, значит, как-то в суде себя неправильно повели те, кто ее увольнял. Я в свое время, в 80-е годы, еще при советской системе работал директором школы, но и тогда сумел уволить двоих учителей по статье за антипедагогические действия. И их никто не восстановил. При увольнении надо очень жестко, четко, грамотно вести себя в суде, отстаивать свою позицию. Значит, директору школы тоже поделом. Нельзя так себя вести по принципу «и нашим, и вашим». Если ты совершаешь какие-то действия, ты должен быть совершенно уверен в их правильности и своевременности. А если ты в этом не уверен, то нечего тебе сидеть в директорском кресле.

- Теперь победители собираются выгнать и директора, и его заместителя, азербайджанца…

Я, конечно, сейчас нахожусь далеко от Москвы и не могу давать какие-то рекомендации, но я бы на месте руководителя окружного управления образования очень жестко пресек всю эту волну противостояния, вплоть до увольнения, но уже по обвинению в антипедагогических действиях. Это наносит очень серьезный вред всему процессу воспитания подрастающего поколения и представляет большую опасность. На этой волне может подняться настолько серьезная вражда, что потом ее не погасишь никакими судебными решениями. Когда пойдут друг на друга с ножами и кирпичами и начнут друг другу резать глотки, будет поздно принимать меры.

Есть несколько способов решения проблемы. В свое время мы очень настойчиво пробивали школьный курс "Основы традиционных религиозных культур России". Мы предлагали 4 основных направления – православие, ислам, иудаизм и буддизм. Тем не менее, сделали 6 модулей. Но при этом мы предлагали еще одну вещь: чтобы в школы были допущены представители этих религиозных конфессий, но не в качестве преподавателей, а в качестве помощников в проведении этого курса и, в какой-то степени, в качестве воспитателей. Умный директор школы поступил бы так: пригласил бы к себе православного батюшку и исламского проповедника – муллу или муфтия, сел с ними и обсудил: что делать в столь сложной ситуации? Провел бы такой совет, чтобы решить острые вопросы сообща. Как наладить взаимоотношения между детьми православными (или близкими к православным) и мусульманскими, ликвидировать противоречия? Может, на такой совет стоило бы пригласить и кого-то из авторитетных учителей. Сели бы, вместе покумекали. А может быть, и кого-то из умных родителей имело смысл пригласить, не горлопанов, готовых по любому поводу хвататься за кухонный ножик и писать в блогах всякую гадость с утра до вечера, вместо того, чтобы делом заниматься. А действительно заинтересованных. Вот так следовало поступить директору. Это было бы очень грамотно и разумно. Но ведь не хотят этого делать, легче идти самым простым путем, чисто административным. Но директор школы – это не администратор! Это главный педагог, главный организатор всего педагогического воспитательного процесса. Этого как раз не хватает сегодня нашим руководителям школ. Поэтому выход может быть только в том, чтобы все-таки наладить в школах такие межкультурные, межконфессиональные советы – они преодолели бы многие отрицательные явления, их можно было бы погасить в самом зародыше.

- А вы считаете, один отдельно взятый батюшка справится с толпой старшеклассников?

Есть разные батюшки. Иногда такие попадаются, к сожалению, что… Но есть очень умные и хорошие, философы, понимающие детский возраст. У нас в лицее духовной культуры имени преподобного Серафима Саровского в 1992 году работал уникальный батюшка, отец Иоанн Вавилов, внук Сергея Ивановича Вавилова. Философ, умница. Его ребята любили до безумия, ходили к нему по любому поводу посоветоваться. Среди мусульман тоже есть очень умные и достойные. Я вот до сих пор дружу с бывшим сопредседателем СМР. Это мой близкий друг. Я в свое время спасал его семью, о чем как раз в книге "Ваххабит" описано. Есть люди в разных конфессиях очень умные, способные дойти до каждого ребенка. Вот таких надо подыскивать и отправлять в школу. Но и одному батюшке, конечно, не выстоять против "армии готов в цепях", поэтому, как я и говорил выше, все это надо делать сообща. Надо понимать: все это начинается не в один момент, все это созревает. Надо смотреть, откуда все это пошло, откуда эта зараза к нам вылезла, как этому противостоять. Это очень сложный процесс. Школа – очень серьезный организм, требующий серьезного подхода. Чисто административные и волевые методы здесь не подойдут. Единого какого-то рецепта нет. У меня как у достаточно опытного педагога, прошедшего сложные жизненные и педагогические перипетии, есть только одна рекомендация: надо учиться создавать в каждой школе такую атмосферу, при которой вражда, злоба и нетерпимость постепенно бы отходили. Надо оттягивать ребят от враждебной чуждой западной субкультуры и постепенно подтягивать к нашим традиционным ценностям. Православным, мусульманским, иудейским, буддистским, или просто светским культурным ценностям. Это очень непростая работа. Вместе с родителями должен работать весь коллектив. А кампании "стенка на стенку" работают против детей, однозначно. Родителям кажется, что они спасают своих детей, а на самом деле они своих детей губят.

- Вот вы говорите: надо полюбить детей другой культуры. А как заставить родителя-мусульманина полюбить одноклассницу его дочери, которая вся в наколках вечером на лавке пьет пиво с пацанами, например?

Полюбить, конечно, не заставить. Но заставить понимать и уважать другого ребенка можно. Ребенок же не враг тебе! Ну не нравится тебе, так ты сделай что-нибудь, чтобы этот ребёнок не нанес твоему ребенку вреда!

- Схватить, оттащить в школьный туалет и лицом в раковину, отмывать мочалкой следы враждебной субкультуры?

Может быть, и так! Я такое тоже практиковал, извините, будучи директором школы, занимавшей до моего прихода туда первое место в Москве по преступности. У меня есть книга об этом, называется "День дурака", потому что меня назначили туда 1 апреля. Я тогда стал самым молодым директором школы в столице. И что делать? Мне приходилось иной раз и за шкирку вести в туалет, и отмачивать, и отмывать. Но потом я делал то, что этого ребенка ко мне, наоборот, притягивало. Ребенок не должен думать, что ты его ненавидишь. Он должен понимать, что ты предъявляешь к нему жесткие требования, но при этом его любишь и относишься к нему уважительно. Одна из моих уволенных как раз оскорбляла и ненавидела детей, и во время очередного приступа девочку при всех обозвала проституткой, сказала, что ее мать проститутка, сама девочка вырастет такой же, "и вообще, все вы тут из подворотен". Я вызвал эту учительницу к себе, предложил написать заявление об уходе. Когда она отказалась, я подписал приказ об ее увольнении за антипедагогические действия. И суд ее не восстановил. Это, конечно, очень непростой процесс, надо разбираться в каждом случае отдельно, внимательно. И, опять же, надо в школе создавать такую атмосферу и условия, при которых дети перестали бы смотреть друг на друга волками. А это можно сделать только в процессе очень грамотно организованной совместной деятельности.

- Одна часть проблемы в том, что если нынешнюю девочку схватить и оттащить в туалет смывать боевой раскрас, она все это снимет на мобильник, а потом весь Ю-тьюб и Малахов на Первом будут возмущаться действиями этого учителя. Но другая часть проблемы – противоположная. В связи с введением единой школьной формы теперь под каток репрессий может попасть и девочка в хиджабе. С ней что делать? Тоже тащить в туалет за шкирку и срывать хиджаб? Вот вы бы как поступили, столкнувшись с такой ситуацией?

Главное – ни в коем случае не устраивать принародный разнос. Когда ты начинаешь принародное унижение и оскорбление, ты никогда своей цели не добьешься и станешь врагом этому ребенку. Он будет тебя ненавидеть. А вот если тихо эту девочку отвести в сторонку, сказать – извини, но будет не очень правильно, если ты так будешь одеваться… Она скажет: "а меня мама заставляет", или папа. Тогда девочку не надо вообще трогать, надо переносить свою работу на маму с папой. Причем не вызывать их в школу на родительское собрание и кричать на них при всех про установленную форму одежды и светское государство, не угрожать судом или полицией, ни в коем случае! В этом и заключается талант педагога – в том, чтобы никого не оскорбляя, не унижая ничье достоинство, не оскорбляя ничьих чувств, получить желаемый результат. Объяснить спокойно родителям и доказать, что, возможно, будет лучше, если их ребенок не будет выделяться, и не будет у него никаких недоразумений со сверстниками. А если уж не могут родители согласиться с такими условиями, резоннее решить вопрос продолжения их ребенком образования другим образом. Есть ведь конфессиональные школы с этнокультурным компонентом. В Москве есть татарские школы, насколько я знаю, там никто не запрещает девочкам носить платки, все прекрасно понимают, что это элемент этнокультурного компонента, и ничего страшного в этом нет.

Причем с единой школьной формой – тоже вопрос спорный. Насколько известно, до сих пор этой единой школьной формы нет, никто не знает, как она будет выглядеть, и вообще никто не знает, как подходить к решению этой проблемы. У нас ведь, к сожалению, часто принимаются решения (в частности, в Минобразования), а как их исполнять, никто не представляет. Элементарных вещей не знают. Поэтому я не думаю, что на этом сейчас стоит зацикливать внимание, но этнокультурные школы, в принципе, по статусу предусматривают этнокультурный компонент, отличный от обычной усредненной общеобразовательной школы. Ведь есть в Москве школы с эстонским компонентом, там детишки ходят в национальных кокошниках. Я был в такой школе, видел это. Есть школы православные, в которых дети ходят с православной атрибутикой, везде по классам развешены иконочки, батюшки проводят уроки. Есть татарские школы. Там девочки ходят в хиджабах, в платках, и никто не запрещает этого.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SON 04 Июля 2013г.
Ответить

Выражаю свою благодарность Вере Ильиной за проникновенные,проница- тельные заметки о жизни мусульман России.Думаю ей уготовано хоро- шее будущее!

Яндекс.Метрика