Оказывается, два года как идёт цифровая революция в образовании. Растёт новый вид бизнеса – обучение в режиме онлайн в США, Европе и Китае. Мы регулярно обсуждаем
проблемы исламского образования в России, но с этим вызовом пока не пересекались. Мусульмане могут отстать от прогресса, с одной стороны. Но, с другой стороны, вписавшись в него некритически, потерять свои традиции в образовании. Что происходит?
Большинство вузов мира становятся «сельскими ПТУ». Останутся единицы
Недавно Кирилл Мартынов (философ, доцент НИУ ВШЭ, главный редактор сайта «Мнения.ру») кратко и толково изложил суть новшества, которое многие не замечают, но которое существенно изменит всю нашу жизнь в ближайшем будущем. В статье «Прощай, ПТУ!» он обрисовал ход цифровой революции в высшем образовании.
«За каких-то два года мир пережил революцию в сфере образования. Прямо сейчас вы можете бесплатно начать слушать онлайновые курсы ведущих университетов со всего мира. Увы, за исключением российских.
Пока мы спорили о ЕГЭ, судьбе и умственных способностях министра Ливанова, в образовании произошла революция. В этот самый момент, не вставая с кресла, вы можете выбрать курс одного из американских, европейских или китайских университетов, прослушать его в течение ближайших недель, а потом сдать экзамен и получить соответствующий сертификат. Сами курсы не будут стоить вам ничего, а вот за экзамен придётся заплатить – его проведение денег стоит. Если не брать в расчёт разного рода бытовые и социальные причины, вроде отсрочки от армии, можно сказать «прощай» скучному и провинциальному образованию, когда какие-то нудные тётки в течение семестра читают вам на лекциях учебник 80-х годов прошлого века. Знания теперь рядом.
Эта радость стала возможной благодаря появлению многопользовательских открытых онлайновых курсов (massive open online courses, MOOC) – площадок, предлагающих своим слушателям учебные программы от преподавателей различных университетов вместе с возможностью академического общения с другими студентами. За последние два года появились как некоммерческие проекты такого рода (edX), так и компании, ориентированные на получение прибыли (Udacity).
Лидером движения MOOC стал проект Coursera, созданный в апреле 2012 года двумя специалистами по computer science из Стэнфордского университета – Эндрю Нгом и Дафной Коллер. Темпы развития Coursera действительно впечатляют: сегодня он предлагает своим слушателям более 400 курсов, представленных 80 университетами. Летом 2013 года проект отчитался о том, что в его участники записалось уже 4 млн. человек».
И завершает свой обзор Мартынов таким риторическим утверждением: «Ваши дети спросят вас, зачем вы отправили их учиться в местный вуз, вместо того чтобы подарить им путёвку в виртуальный Стэнфорд». Для мусульман России тот же вопрос будет формулироваться несколько иначе: вместо Стэнфорда будут университеты Аль-Азхар в Каире или Аль-Мустафа в Куме, к примеру.
А где же Москва, Грозный, Уфа, Казань и Махачкала?
Сохранить специфику исламского образования в онлайн режиме
Первое, что стоит осознать перед лицом технологического вызова, это факт постоянной изменяемости методов мусульманского обучения при незыблемости его вечных принципов. В прошлом году появилась на русском языке первая монография, где всё сказанное показано наглядно – это «История образования в Исламе» доктора Хасана Хосейнзаде Шанечи (Москва, 2012 г.). Полистайте её – и увидите, как по-разному выглядели школы, медресе, университеты миллиардного исламского мира за прошедшие 14 веков.
Менялось многое: место обучения, его участники (учители и ученики, профессура и аспиранты), их статус и методики преподавания, системы продвижения и оплаты, материально-техническое оснащение, отношения с власть имущими и богатыми согражданами… И – что в нашем случае важно отметить! – всё лучшее из доисламских традиций, или от внеисламских народов всегда бралось в оборот, перерабатывалось и применялось на благо уммы. Это работа сложная, деликатная, ответственная.
Вот пара примеров для размышлений. Расцвет исламской цивилизации состоялся во многом благодаря развитию сети «Домов науки» (Дар уль-‘улум) – так назывались научные центры, которые стали создаваться в III веке хиджры. Так как эти центры не были связаны с богослужением, то они существенно отличались от мечетей. По существу, такие учреждения были скопированы с аналогичных центров, которые имелись в цивилизованных странах доисламского периода. Как представляется, даже название этих центров было заимствовано от названия Дома науки, основанного в Александрии Птолемеем.
Вот другой пример, с иным уроком. Соборная мечеть Омейядов в Дамаске была построена в Дамаске во времена правления халифа Валида ибн Абд уль-Малика (в 86-96 гг. хиджры) – и сразу же прославилась как научно-исследовательской, так и педагогической активностью и качеством. Известный мусульманский путешественник Ибн Батута, посетивший Дамаск позднее, в VIII веке хиджры, так описал проводившуюся здесь просветительскую деятельность: «В этой мечети, происходят различные научные диспуты и уроки. Хадисоведы разъясняют хадисы, а чтецы Корана своими сладкими голосами каждое утро и каждую ночь нараспев читают Священное Писание. Группа учителей Корана, прислонившись к колоннам мечети, обучает детей чтению и письму Божественной Книги». Эта яркая картинка показывает, что обучение детей вписано в контекст жизни всей мечети с её ритмом, молениями, а также работой взрослых и пожилых учёных и даже диспутами.
Тут важно не только то, что позднее все названные функции «выделились и разошлись по разным помещениям». Быть всем мусульманам вместе, от детей до учёных, быть пропитанными молитвой и чтением Корана – вот что главное! Это и есть ИСЛАМСКАЯ СРЕДА, джамаат – человеческая среда, пропитывающаяся божественными энергиями.
И ещё очень важный момент: здесь проходит живое общение ученика с учителем, учеников друг с другом, старших и младших… Одним словом, тут воплощена ценность ШКОЛЫ КАК СЕМЬИ. Ведь задача – не только передача знаний, но и воспитание душ, развитие «ахляк керим – доброго нрава», совершенствование в богопоклонении, «ибадат». Учитель в Исламе учит не столько и не столько своими знаниями, сколько личностью. Ведь если высокоэрудированный знаток не ведёт сам тот образ жизни, который проповедует – он демонстрирует отрицательный пример, учитель на словах, а на деле «мунафик», лицемер.
Как же сохранить все эти тонкие, но столь важные особенности исламской образовательной системы – в режиме онлайн? Признаться, я пока не вижу, как бы это было возможно.
Но вижу прежде всего угрозу традициям исламской педагогики. В чём именно?
А в том, что за несколько лет в разных странах может возникнуть несколько высококлассных интернет-центров, предлагающих самое лучшее с интеллектуальной точки зрения образование. Местные и некомпьютеризированные учебные заведения не выдержат конкуренции, и со временем сойдут со сцены. Так в прошлое могут уйти не только инертные и устаревшие методики и практикующие их кадры педагогов, но… сами живые инструменты передачи живой религиозной традиции, замена живой веры и живого опыта в общине – на схоластику.
Если же всё-таки удастся найти способы сохранения живых ценностей, тогда прорыв в онлайн обучении будет чрезвычайно полезным. Если не найти – он станет детонатором разрушения изнутри, деградации душ под знаменем «высоких технологий».
Помнить об этом и как можно скорее догнать начавшийся процесс, но без потери исламских качеств – задача дня для всех, кто переживает за судьбы исламского образования, за будущее уммы.
А как российская специфика?
Это тоже крайне важный вопрос – сохранить уникальные ценности в условиях глобализации. Сфера, где нас подстерегает ещё одна угроза. Угроза потери национальных, свойственных народам России, образовательных традиций. Это не абстракция, но по сути вопрос о сохранении живой и духовно необходимой связи с нашими предками. Также и проблема «образовательного суверенитета и безопасности страны».
Вот что видит Кирилл Мартынов (естественно, не затрагивая тем религиозного и тем более исламского обучения): «Россия сегодня остаётся в стороне от перечисленных тенденций, что свидетельствует об отставании и даже провинциализации отечественного рынка образовательных услуг. На Coursera.org нет предложений от российских университетов (хотя представлены программы из Германии, Италии и Китая). Очевидно, что большинство наших вузов по объективным причинам сегодня не рассматривает себя как игрока на глобальном рынке образовательных услуг, а скорее озабочено выживанием в условиях падения внутреннего спроса со стороны студентов. Однако и гигантский рынок русскоязычного онлайнового образования остаётся сегодня пустующим, причём ведущие отечественные игроки не демонстрируют заметной активности на нём».
Если так со светскими вузами, то что сказать о наших исламских? Они, как отмечалось неоднократно, только ещё в стадии становления. И вот теперь онлайн-революция может полностью перекрыть все усилия по развитию отечественного исламского образования, конкурентно вытеснив его на обочину в статусе некого «этнографическо-сельского ПТУ».
Вот почему именно сейчас важно осознать эту реальность, выявить угрозы и позитивы. И срочно приступить к разработке подлинно исламского по сути, традиционно российского по типу культуры онлайн-образования. Тем более, что рынок тут – в его языковых характеристиках! – может быть весьма выгодным для нас.
А именно: русский язык распространён, как средство межнационального общения, и в странах СНГ и в дальнем зарубежье. Здесь у нас конкурентов просто нет. Также и варианты тюрки: почему наш татарский не может стать ведущим для Тюрксой, стран тюркоязычной цивилизации? Возможно, со временем активнее работать и на поле иранских языков – от таджикского, дари до фарси. Более того, успех новосозданного арабоязычного телеканала «Русия аль-Яум» – «Россия сегодня» показал, что мы из Москвы можем быть актуальны и для арабов и их диаспоры в мире. Почему бы со временем не выйти и на арабское поле в сфере образования?
ИТАК
От революции онлайн образования не увернуться. Можно или распластаться в бездействии и быть раздавленным на дороге… или же использовать новые технические и бизнес возможности в продолжение своих традиций, во имя собственной стратегии. А «счётчик» уже тикает…
Ответить
в одной из соцсетей видел приглашение на подобное обучение.
Ответить
تعلّم و لو بالسّحر учись даже при помощи волшебства(современных достижений).из-за отсутствия дистанционного образования пришлось прервать образование в исламском университете(на пенсию учиться,ездить и проживать,платить за обучение и литературу...невозможно).если это внедрить-будет ЗДОРОВО!(промелькнуло в и.н.,что малайзия собирается это сделать в обл.исл.образован.?)
Ответить
Любой метод обучения должен пройти проверку временм.Может так статься,что как и пишет автор статьи(Маркус)он-лайн обучение заменит все другие,а может и сойти со временем с арены,из-за не конкурентоспособности(это покажет время). Голограмма учителя в окруж. голофр.проекций учеников-не нарушит никаких традиций,живой связи.В любом случае мы живем в инертной среде,и наш консерватизм(Российский)даст нам возможность воспольз. опытом чужих ошибок.
Ответить
в одной из соцсетей видел приглашение на подобное обучение.
Ответить
تعلّم و لو بالسّحر учись даже при помощи волшебства(современных достижений).из-за отсутствия дистанционного образования пришлось прервать образование в исламском университете(на пенсию учиться,ездить и проживать,платить за обучение и литературу...невозможно).если это внедрить-будет ЗДОРОВО!(промелькнуло в и.н.,что малайзия собирается это сделать в обл.исл.образован.?)
Ответить
Любой метод обучения должен пройти проверку временм.Может так статься,что как и пишет автор статьи(Маркус)он-лайн обучение заменит все другие,а может и сойти со временем с арены,из-за не конкурентоспособности(это покажет время). Голограмма учителя в окруж. голофр.проекций учеников-не нарушит никаких традиций,живой связи.В любом случае мы живем в инертной среде,и наш консерватизм(Российский)даст нам возможность воспольз. опытом чужих ошибок.