Как организовать онлайн образование мусульман России?

Возможно ли образование, не вставая с дивана

Возможно ли образование, не вставая с дивана

Теги:




4
17 Сентября 2013г. (12 Зу-ль-када)
Хочу предложить, как мне кажется, весьма актуальные размышления в продолжение моей статьи о цифровой революции в образовании «Цифровая революция в образовании: благо или угроза для мусульман?», а также горького анализа в обозрении «А есть ли в России исламское образование? Вопрос не риторический, а остро жизненный». Каждый год, если мы не решим этих вопросов, будет отталкивать умму России всё далее и далее в средневековье. Цифровые технологии вдруг неожиданно дают шанс резкого и качественного скачка – но сможем ли мы этим воспользоваться?

Все стремятся к знаниям на мировом уровне, кроме нас…

Итак, не будем ещё раз повторять – что такое новая реальность онлайн образования. Лучше обсудить хотя бы первоочередные вопросы и попробовать их реализовать.

ПЕРВОЕ, что я предлагаю всем, кого эта тема взволнует – посмотреть в Рунете по поисковику саму тему «дистанционное обучение, образование онлайн». Всего, конечно же, сразу не охватишь. Но вот для старта – главное. Пожалуй, нигде мы пока не встретим предложений по исламскому качественному образованию. Лидируют педагоги светских дисциплин, прежде всего востребованных для бизнеса и политики (что вполне объяснимо для нашего типа цивилизации).

Вот как на своем сайте рекламирует новые возможности Московский центр дистанционного образования «Бакалавр-магистр»: «Дистанционное обучение в вузах, бизнес-школах, на курсах. Получите образование дистанционно! Знаете ли вы, что интернет технологии и российское законодательство в сфере образования продвинулись далеко вперед?

Теперь у вас есть прекрасная возможность получать образование в ведущих ВУЗах и учебных центрах через интернет. Не нужно приезжать на сессии. Сохраните привычный образ жизни. Учитесь в ведущих московских и федеральных ВУЗах через интернет!

Не откладывайте развитие своей карьеры, ведь инвестиции в себя самые прибыльные! Заполните заявку на консультацию по выбранной программе и с вами свяжутся консультанты приемной комиссии».

Это деловое предложение завершается цитатой авторитетного на Западе интеллектуала, писателя Андре Моруа: «Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать».

Это замечание Моруа побуждает вспомнить: а как в Исламе решаются подобные вопросы? Во-первых, крайне важно, что мусульманами мир рассматривается целостно и нет деления на «светские» и «духовные» знания. Арабское понятие ИЛЬМ изначально подразумевает единство в познании мира – разными методами, которые позднее, особенно в процессе секуляризации на Западе, получили раздвоение на «светские» (наука) и «духовные» (богословие). Цветение исламской классики было обеспечено как раз целостностью, неразделённостью двух типов познания.

Так что, развивая мысль Моруа в исламском направлении, можно сказать так – всякий искренний и алчущий знаний человек, вне зависимости от сферы своих интересов, получает шанс на совершенствование, изменение жизни к лучшему. Здесь задачи, которые кажутся внешне «образовательными», выявляют свой духовный, сугубо «религиозный» потенциал. Сколько сказано в хадисах и пословицах мусульманской традиции о высокой ценности учёных трудов!

Второе: мусульмане также помнят завет о том, что «когда человек сделает шаг в направлении к Богу, Аллах пойдёт ему навстречу и сделает десять шагов!»

Зачем я повторяю прописные истины? А так получилось, что прогресс технологий образования и реальный азарт учащейся молодёжи в нашей стране – у тех, кто в силу разных причин далёк от религии. И это явно однобоко. Но не менее однобоко – даже зеркально! – невнимание религиозно ищущих к «светским» наукам. Вот так и раздваивается наш мир. Создаётся (или усугубляется) будто бы разрыв между наукой и верой, образованием светским и духовным.

В заключение скажу лишь, что и взрослым дипломированным педагогам, и имам, и учащимся от школ до вузов важно знать – что происходит в онлайн образовании. Изучать методику, даже если содержание, наполнение предметов далеки от вашей собственной профессии. К примеру, полистайте материалы обозрения «Лучшие западные образовательные ресурсы». И подумайте – как уже наработанное в мире применить у нас, как дополнить?

Роль учителя неотменима

Размышляя в предыдущей статье о новом виде обучения, я обозначил возможную угрозу – отрыв получателя знаний от среды, от учителей, от молитвенного ритма общины, от духа братства. По-прежнему вижу здесь реальные проблемы.

Но – ВТОРОЕ – что хочу сегодня всем сказать. Как бы ни были широки и восхитительны возможности онлайн выходов от своего домашнего экрана на любые аудитории мира, каждому учащемуся совершенно необходим личный руководитель, наставник, тьютор, консультант (пусть названия меняются от ситуации, но суть остаётся). Это важно прежде всего с точки зрения методической. Новичок в любой сфере не способен сам выстроить иерархию тем, занятий, предметов, которые ему надо осваивать (а может, и не надо? – так кто же это ему скажет…).

И это трижды важно в деле исламского образования. Помимо соблюдения «техники методической безопасности», нужно ясное понимание ЛИЧНОСТИ ученика: его характера, жизненных устремлений, способности не просто «преумножать знания», но «изменять сердце, стяжать баракат, обретать добрый нрав – ахляк керим». Иначе говоря, если молодой человек вступил на путь знаний, он должен ясно осознавать, что «знание без любви надмевает», что наряду с разработкой своих умственных способностей, он должен разрабатывать нравственные, моральные, этические и эстетические способности. Должен стремиться стать «совершенным, красивым человеком».

Почитайте рассказы об исламских учёных древности – там чуть не половина внимания уделена добродетельным поступкам алима (носителя ильм), его личной внимательности к людям и реальной богобоязненности, выражаемой не только на словах, но в деле.

Вот почему задача перед нами не только в том, чтоб овладеть технологиями дистанционного обучения (что не так уж и сложно при желании) – но в том, где и как сформировать группы таких наставников, которые с помощью современных технологий могли бы передавать «дух, а не только букву», учить не просто «многознаек», но полноценно и разностронне духовно развитых мусульман?

Согласитесь, есть в традиции очень ценная практика: представляясь новым людям, говорить не только, кто твой отец, из какого ты рода – но кто твой учитель? Духовный учитель, наставник в целостном знании. Алим.

Сможет ли наше поколение решить эту проблему в России? Или мы будем смотреть только в двух направлениях: в наше историческое прошлое, да за рубеж…

Уточним – а кто должен учиться?

Обсуждение проблем исламского образования в России ведется в основном (или почти исключительно) относительно людей молодого возраста. От возраста детского до студенческого.

Но это в корне неправильно. Вся исламская традиция свидетельствует о необходимости постоянного обучения людьми всех возрастов. И о том, что в период расцвета мусульманских обществ мечети были постоянно полны людьми, проходящими обучение. От младенца до старца.

Вот сейчас на Западе становится всё более модным так называемое «обучение через всю жизнь» (lifelong learning), создаются специальные институты со своими методиками. И это правильно. Невозможен одинаковый подход к разновозрастным ученикам, с разным жизненным и образовательным опытом. Нужна дифференциация, научный подход, научные методики.

Итак, возникает ещё ТРЕТЬЕ: важнейшее направление онлайн обучения в умме России – это создание сетей, программ для обучающихся любых возрастов. Дело, несомненно, очень трудное.

Но разве не стоит им заниматься, как минимум, по двум соображениям? С одной стороны, это норма для исламской цивилизации. Пусть даже во многих странах от этой нормы давно отошли в силу инертности, нищеты, отсталости и т.п.

Но для нас в Российской Федерации это ещё актуальнее! Почему? Потому что мы с вами, особенно старшие поколения (отцы и деды) пережили атеистический режим, вымывание исламской образованности, снижение общего уровня культуры и религиозных знаний. В такой пост-атеистический период умме ещё важнее, чем в спокойных условиях, восстанавливать образовательный уровень всех возрастов.

Ведь именно в зазор между невежеством старших и невежеством младших могут попадать (и попадают) семена раздоров и конфликтов. Будто бы «конфликт поколений». Как с этим бороться? – до недавнего времени думали, что только повышением образования у молодёжи. Но теперь открывается иная перспектива: пора и бабаям садиться за компьютеры! Года три назад такие слова вызвали бы усмешку и иронию…

Но теперь, в эпоху максимального вовлечения населения в компьютерные связи и электронные услуги, это становится обыденным. Известно, что ныне при многих государственных библиотеках открыты курсы по обучению пенсионеров компьютерной грамотности. Число пользователей Рунета в старшей возрастной группе растёт год от года. Государственные учреждения, включая районные поликлиники, переходят на электронные системы диалога, заказа услуг и справок.

Итак, что сказать в заключение этих размышлений? Я вовсе не думаю, что осветил все стороны процесса, дал единственно верные оценки… возможно, упустил ещё более важные проблемы…

Но моя задача сейчас иная: призвать всех, кто заинтересован в развитии российской уммы, в образовании её членов – к дискуссии и раздумьям. А тех, кто уже практикует в этой сфере, к практическим делам.

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

miskin-00 25 Сентября 2013г.
Ответить

что-то восторгов бесчисленных муфтиев не слыхать?!

Юрий Белоножкин 24 Сентября 2013г.
Ответить

Совсем не трудно и не дорого открыть такую площадку, главное наполнить ее содержимым (лекции, задания, проводить обсуждения...). Идея замечательная.

miskin-00 25 Сентября 2013г.
Ответить

что-то восторгов бесчисленных муфтиев не слыхать?!

Юрий Белоножкин 24 Сентября 2013г.
Ответить

Совсем не трудно и не дорого открыть такую площадку, главное наполнить ее содержимым (лекции, задания, проводить обсуждения...). Идея замечательная.

Яндекс.Метрика