Причина кризиса мусульманских религиозных институтов

news-o76uEYwjXw
Актуальная проблема дефицита авторитетных исламских ученых и распространения большого количества людей, апеллирующих к исламу и исламским наукам, была характерна не только для нашего времени. Свидетельством тому являются исследования данной темы ранними мусульманскими авторами.



Одним из наиболее известных трудов, уделивших внимание проблеме знаний и их носителей (ученых), является книга "Воскрешение наук о вере" имама Абу Хамида аль-Газали (1058 – 1111 гг). В ней содержится развернутый анализ мусульманского права, вопросов вероубеждения, исламской этики и психологии.



Впоследствии данная проблема получила развитие в книге "Краткое изложение Пути страждущих" именитого ученого, хафиза Корана Ибн Кудамы аль-Макдиси (1146 – 1223 гг). Помимо своей научной деятельности Ибн Кудама прославился в боях за освобождение Палестины от крестоносцев в составе армии полководца Салахуддина аль-Айуби.



В своем труде Макдиси продолжил тему психологии и исламской этики, взяв за основу исследования Газали. Он классифицировал ученых на "уляма ад-дунья" (стремящихся к жизненным благам) и "уляма аль-ахира" (ставящих целью довольство Всевышнего). Первых автор еще называет "уляма ас-су" – ученые порока.



К первой категории относятся те, кто главной целью приобретения религиозных знаний ставит сближение с властями, повышение своего общественного статуса и улучшение материального положения. Как отмечал пророк Мухаммад: "Тот, кто получил знания, которые ведут человека к лику Всемогущего Аллаха, для достижения мирских благ, не ощутит запаха рая в Судный день" (приводится у Абу Дауда и других сборниках). В другом хадисе пророка говорится: "Тот, кто изучил науки, чтобы снискать славу у ученых, спорить с неучами или же привлекать внимание людей, пристанище тому – в огне" (приводится у ат-Тармизи).



Для второй категории ученых, по словам автора, характерны такие качества, как: приоритет спасения в Судный день над мирской жизнью, соответствие слов делам, избегание власть имущих и их помощи, отказ от поспешных фетв, повышенный интерес к анализу деяний человека (что делает их тщетными, способствует распространению смут и т.д.), а также следование примеру сподвижников и их последователей.



Как видно, предложенная шейхом Ибн Кудамой аль-Макдиси классификация мусульманских ученых не потеряла своей актуальности и в наше время. Сегодня представители "уляма ад-дунья", утратившие доверие мусульманских масс, и особенно молодого поколения, становятся причиной глубинного кризиса исламских религиозных институтов. Это в свою очередь приводит к распространению неконтролируемых форм самоорганизации мусульман под весьма сомнительным руководством.





По материалам wikipedia.org, al-eman.com, al-fadjr.com










Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

vl 24 Сентября 2013г.
Ответить

Слова ученых хорошие. Но что за отсебятину как вывод сделали авторы статьи : « Сегодня представители »уляма ад-дунья«, утратившие доверие мусульманских масс, и особенно молодого поколения...». Если массы невежественных мусульман и «особенно молодого поколения» не доверяют каким-то учёным - это вовсе не показатель того, что они «уляма ад-дунья». Молодёжь и массы часто наоборот идут не за тем, кто праведен, а за теми, кто больше «раскручен», за теми, чьи слова соответствуют их страстям. То есть как раз за «уляма ад-дунья».

yfcnjzobq veckbv 24 Сентября 2013г.
Ответить

Согласен с выводами данной статьи. А вот на фото к статье изображены два истукана? Не понял смысловой нагрузки по данному фото. Мне например, хватает мнения учёных «Золотых веков», mtpeckjdyj и спервва - Пророка Мухаммада (С.А.С), а уж потом мнения современных. Но главное для меня в целом - это Коран и понимание того, что все действия и все мои шаги должны быть пронизаны добротой, правдой, и совершенствованием Имана. Соблюдением 5 столпов Имана и 6 столпов Ислама, чего всем мусульмани мира желаю. АМИН.

vl 24 Сентября 2013г.
Ответить

Слова ученых хорошие. Но что за отсебятину как вывод сделали авторы статьи : « Сегодня представители »уляма ад-дунья«, утратившие доверие мусульманских масс, и особенно молодого поколения...». Если массы невежественных мусульман и «особенно молодого поколения» не доверяют каким-то учёным - это вовсе не показатель того, что они «уляма ад-дунья». Молодёжь и массы часто наоборот идут не за тем, кто праведен, а за теми, кто больше «раскручен», за теми, чьи слова соответствуют их страстям. То есть как раз за «уляма ад-дунья».

yfcnjzobq veckbv 24 Сентября 2013г.
Ответить

Согласен с выводами данной статьи. А вот на фото к статье изображены два истукана? Не понял смысловой нагрузки по данному фото. Мне например, хватает мнения учёных «Золотых веков», mtpeckjdyj и спервва - Пророка Мухаммада (С.А.С), а уж потом мнения современных. Но главное для меня в целом - это Коран и понимание того, что все действия и все мои шаги должны быть пронизаны добротой, правдой, и совершенствованием Имана. Соблюдением 5 столпов Имана и 6 столпов Ислама, чего всем мусульмани мира желаю. АМИН.

Яндекс.Метрика