Аналитики о роли шариата в новой Конституции Египта

Глава Конституционного комитета Амр Муса с представителями основных исповеданий Египта

Глава Конституционного комитета Амр Муса с представителями основных исповеданий Египта

Теги:





2
13 Декабря 2013г. (09 Сафар)
«Новый вариант египетской конституции (более правомерно такое определение, а не «Новая Конституция»-IN) c одной стороны, поддерживает существующую в общественном сознании поддержку шариата, но с другой – не дает возможностей для его использования вне конституционных рамок», – заявил изданию Ahram Online Адель Рамадан, советник по юридическим вопросам египетской общественной организации « Египетская инициатива за права личности».



По его мнению, авторы нового варианта Конституции правильно оценили необходимость баланса шариата и современной ситуации. Именно в этом направлении и внесены изменения в действующую Конституцию.



При этом, в новом варианте без изменений осталась статья 2-я, гласящая, что принципы шариата являются основным источником права в Египте. Однако серьезной ревизии подверглись другие статьи египетского основного закона, разъясняющие и уточняющие это общее положение. Большинство из них было введено при президенте Мухаммаде Мурси. Например, статья 219, толкующая, какие именно аспекты шариата являются источником права.



Адиль Рамадан, сравнивавший варианты Конституции, принятый при Мурси и нынешний, считает, что изъятие статьи 219 означает фактическое отстранение улемов аль-Азхара, высшего исламского института Египта от законотворческого процесса, (поскольку, в ней говорилось, что принципы шариата изложены в соответствующих мазхабах, исключительными знатоками которых являются именно азхаровские улемы), сделав его исключительной прерогативой секулярных законодателей.



Представитель «салафитской» партии «ан-Нур» Надер Баккар, изначально солидаризировавшейся с «Братьями-мусульманами» в необходимости оставить 219-ю статью в нынешнем варианте Конституции, сегодня заявляет, что изъятие этой статьи из окончательного варианта проекта никак не снизит роль шариата в стране.



«Внесенные поправки дают больше возможностей для законодателей, чем старый вариант, поскольку новая Конституция законодательно закрепила, что фундаментальные принципы шариата признаются Верховным Судом, в то время, как 219 статья всего лишь разъясняет, что понимается под принципами шариата – считает «салафитский» деятель. Надер Баккар добавил, что его партия согласилась на изъятие ст 219 потому, что в преамбулу было вновь введено положение 1985 г. о том, что Верховный Конституционный суд признает принципы шариата, как источник права.



Также, из последнего варианта Конституции была изъята статья 7-я, в части, говорящей о том, что по всем вопросам, имеющим религиозно-общественное значение, органам государственной власти надлежит консультироваться с улемами аль-Азхара.



«Получается, что прежняя Конституция придавала политический вес, больший, чем у органов государственной власти, избранных гражданами, никем не избранному, а назначенному религиозному институту – считает Адель Рамадан. А Надир Баккар, утверждая, что эта редакция была полностью согласована со всеми тремя представителями аль-Азхара в «комитете 50-ти». «Теперь об аль-Азхаре четко говорится, как о высшем авторитете в религиозных вопросах, что в данной редакции исключает политически мотивированное вмешательство в его деятельность», – говорит представитель партии «ан-Нур».



В то же время, из статьи 81-й было удалено спорное утверждение о том, что «права и свободы граждан» могут реализовываться до тех пор, пока она не противоречат какой-либо статье из раздела «Государство». Введение этой статьи в 2012 г. вызвало негативную реакцию секуляристов и правозащитников, посчитавших, что таким образом во имя установления шариата возможно подавление прав и свобод. С этим тезисом согласен Адиль Рамадан, считающий, что подобная формулировка была покушением на свободу, завоеванную революцией 25 января 2011 г.



Надера Баккара не смущает изъятие этой формулировки, которую ее партия лоббировала в 2012 г. «Мы уверены, что роль шариата достаточно хорошо определена в преамбуле нового варианта Конституции, устанавливающая рамки для всего Основного Закона», – объясняет он.



Складывающееся положение вещей, однако, сильно беспокоит секуляриста Аделя Рамадана.



«В то время, как существует несколько школ (мазхабов) по интерпретации шариата правительству, как и другим государственным институтам, работающим на основе измененной конституции, будет сложно придерживаться ее юрисдикции, гарантирующей права и свободы», – считает он.



Ниже приводится текстуальное сопоставление статей Конституции, касающихся религиозных вопросов, в вариантах Конституции 2013 и 2012 гг.



Статья 2-я (2013) : «Ислам является государственной религией, арабский язык – официальным языком и принципы шариата – основным источником законодательства».



Статья 2-я (2012г): «Ислам – государственная религия, арабский язык – официальный язык и принципы исламского шариата – основной источник законодательства».



Преамбула Конституции (2013 г): « Мы представляем Конституцию, подтверждающую, что принципы исламского шариата являются главным источником законодательства, их интерпретациями являются соответствующие тексты постановлений Верховного Конституционного –Суда».



Статья 219-я (2012 г): «Принципы шариата включают в себя общие положения, основные правовые нормы, нормы юриспруденции, а также достоверные и широкоупотребительные источники права всех суннитских мазхабов».



Преамбула Конституции (2013 г): «Принципы законов египетских христиан и иудеев являются основным источником для законов, касающихся их личного статуса, религиозных вопросов».



Статья 3 (2012г): «Канонические принципы египетских христиан и иудеев являются главным источником законодательства по принципам их личного статуса, религиозных вопросов и выборов духовных лидеров («мурсистский» вариант этого положения более жестко привязывал представителей религиозных меньшинств к канонам (правилам) их религиозных общин. Это можно пояснить на примере. Каноническое право Коптской церкви Египта однозначно и жестко не допускает развода (что является причиной часто поверхностного обращения коптов к исламу, с тем, чтобы развод получить). Однако, если смотреть на этот вопрос с точки зрения не «канонов», а «принципов» христианства то развод, в общем, допустим. – IN)».



Cтатья 7-я (2013г.): «Аль-Азхар – независимый научно-богословский институт. Он полностью ответственен за свою работу и является ведущим авторитетом в богословии и исламских вопросах. Его задача – проповедь религии, ее распространение, а также пропаганда арабского языка в Египте и в мире. Государство будет стремиться обеспечивать (курсив IN) аль-Азхар соответствующими ресурсами для достижения его целей. Шейх аль-Азхара независим и не может быть смещен со своего поста. Законом предусматривается порядок его избрания из числа старших улемов».



Статья 4-я (2012 г): «Аль-Азхар является независимым исламским институтом, имеющим исключительную автономию в своих внутренних делах, ответственный за проповедь ислама, распространение религиозных знаний, арабского языка в Египте и в мире. С улемами аль-Азхара консультируются по вопросам исламского шариата. (курсив IN)



Государство обеспечивает соответствующие фонды (курсив IN) для реализации целей деятельности аль-Азхара.



Пост шейха аль-Азхара является независимым, он не может быть смещен. Способ назначения шейха из членов высшего совета улемов определяется законом».



По материалам Ahram Online



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Амир Хакимуллин 14 Декабря 2013г.
Ответить

В египетской конституции слово «шариат» как было, так и осталось, понятием, которое власть использует для скрытия своего всецело неисламского законодательства.

Амир Хакимуллин 14 Декабря 2013г.
Ответить

В египетской конституции слово «шариат» как было, так и осталось, понятием, которое власть использует для скрытия своего всецело неисламского законодательства.

Яндекс.Метрика