Ислам и экология

Подлинный халифат выглядит примерно так

Подлинный халифат выглядит примерно так

Теги:




0
03 Февраля 2014г. (02 Раби ас-сани)
«Он – тот, кто произвел сады с подставками и без подставок, пальмы и посевы с различными плодами и маслину, и гранаты, сходные и несходные. Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистину, Он не любит неумеренных» (Коран 6:141, перевод смыслов И.Ю. Крачковского).



Как и в большинстве религий, «экологичность» является одним из ключевых принципов и в исламе. Сегодня имееются могочисленные примеры того. Как общественные группы мусульман занимаются охраной окружающей среды, пытаются противостоять разрушению экосферы. Среди них – «зеленые мусульман», «эко-мусульмане», Исламский фонд наук об экологии и окружающей среде и т.п. Но, что можно сказать об « экологических» принципах ислама, как религии. НА наш взгляд, они сходны с аналогичными принципами всех монотеистических религий.



Таухид (единобожие) и экология



«Скажи – Он, Аллах – Един, Аллах вечный, не родил и не был рожден и не был ему равным ни один» (Коран, сура112).

Таухид (единобожие) суть основополагающий принцип религии ислама. Это признание того ничего подобного Аллаху не существует. Из того принципа проистекает мысль о том, что все сущее создано Аллахом и принадлежит Ему.



« Ему принадлежит то, что на небесах и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Хранителем» ( Коран 4,171).



Идея «таухида» во многм близка иудео-христианской концепции креационизма. Единый Бог сотворил небеса, землю, и все творения на ней, включая человека. Иудаизм и христианство почитают природу как изначальное чистое Божие творение. Природа священна.



Халифат



«Аллах обещал тем из Вас,которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он делал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них и сменит их страх на безопасность. (Коран 24:56).



Арабское слово «халиф» означает «наследник, представитель» ( в каком-то смысле еще и «наместник»). Назначение человека халифом на земле – это священная обязанность, дарованная Аллахом человечеству. Халиф ответственен за свои действия за то, как он пользуется, или же, напротив, злоупотребляет доверием Всевышнего.



Халифат сходен с иудео-христианским принципом служения. Если все творение принадлежит Богу, то люди не могут им управлять. Задача людей, как служителей Всевышнего, только поддерживать существование этого тварного бытия.



Ахира (бытие в потустороннем мире)



«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они сами вкусили часть того, что они натворили. И чтобы они вернулись на прямой путь» (Коран 30:41).



Отношение к будущей жизни включает в себя и посюстороннюю ответственность человека как «халифа» на земле. И хотя оно касается жизни в ином мире, все это вовсе не значит. Что мусульманин должен забыть и оставить все, что происходит здесь и сейчас. Мусульмане должны иметь свое мнение, должны быть готовыми сделать основной выбор и действовать, ибо они ответственны за то, что натворили люди в сем мире.



Этот подход сходен с идеей «тиккун ха-олам» (восстановление миров) в иудаизме, согласно которой обязанностью человечества является восстановление и искупление этого 2надломленного2 мира. Точно также, христианство призывает воскреснуть, восстать из мрака греха и совершенствоваться. Иначе говоря, во всех монотеистических религиях обретение жизни вечной, спасения предполагает восстановление ущерба, вреда нанесенного в этом мире или же этому миру. Вот почему можно сказать, что экология – это вопрос духовный в первую очередь.



Sustainblog.org

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика