В диалоге с крымскими татарами нужна путеводная нить

Мечеть хана Узбека, Старый Крым

Глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области, заместитель руководителя российской Ассоциации общественных культурно-просветительских организаций «Собрание» Абдуррауф Забиров об итогах крымского референдума и объединительном факторе крымских татар.

Абдуррауф Забиров


Абдуррауф хазрат! 2014 год ознаменовал собой переломный момент в сознании российских граждан. Главное их внимание было приковано к мартовским событиям в Крыму. Как вы оцениваете вхождение Крыма в состав России?

Ратификация Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя способствовали небывалому росту политического самосознания россиян, их позитивным настроениям. Вкусившие воздух независимости крымчане ощутили на себе мощную поддержку руководства России и народов Российской Федерации.

Согласно поправкам, внесенным в Конституцию РФ, Республика Крым является демократическим, правовым государством в составе Российской Федерации и ее равноправным субъектом. Источником власти в РК является её народ, как часть многонационального народа России. Республика Крым имеет три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский. Для укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений последнее обстоятельство имеет для крымско-татарского народа решающее значение. Но мне хотелось бы особо остановиться на национальной идентичности крымских татар.

А в чем особенность именно этого этноса в составе Крымской Республики?

В том, что крымские татары автохтонный народ Крымского полуострова, который является для них исторической родиной. Придание татарскому языку государственного статуса – это дань уважения их богатейшей истории. Но нужно помнить о том, что старые раны советского прошлого оставили в их сознании глубокий след с мрачными оттенками. Вопрос о реабилитации остается для них ключевым и наиболее болезненным. Любое неосторожное действие может вызвать дестабилизацию ситуации. Чтоб выстроить гибкую стратегию отношений с крымскими татарами нужна кропотливая, подчас ювелирная работа. Одной декларации о независимости Крыма в составе России для этого недостаточно. Здесь важно найти язык общения, включая тона и полутона.

Именно поэтому многие представители крымско-татарского меджлиса не одобрили вхождение Крыма в состав России?

Да, были призывы меджлиса к байкотированию референдума. Была доведена до мировой общественности озабоченность крымских татар по вопросу их интегрирования в правовое поле Российской Федерации. Еще раз напомню, что краеугольным камнем жестских дискуссий накануне референдума являлся вопрос депортации крымских татар в советский период истории. На эти противоречия, кстати, делалась основная ставка определенных сил в США, Европе, да и в России, которые проявили себя ярыми противниками волеизъявления жителей Крымского полуострова. Нет никаких сомнений в том, что антирусские позиции они постараются закрепить в среде крымских татар, которые очень негативно относятся к сталинским репрессиям, поскольку депортации, в основном, были подвергнуты старики, дети, женщины и больные люди.

Что можно сделать, чтобы западный сценарий «управляемых конфликтов» не реализовался на крымской земле?

Прежде всего, через Крымский меджлис, Муфтият Крыма, через органы федеральной власти в Москве и Республике Крым (при ВС АРК действует постоянная комиссия по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан), нужно наладить грамотный диалог с крымскими татарами. Для этого необходимо найти ту путеводную нить, которая всех выведет из крымского лабиринта. Это должен быть объединительный стержень сближающий крымских татар с народами Российской Федерации. И лучше всего с этой миссией могут справиться единоверцы из стран СНГ и регионов России.

Есть ли такой стержень в нашей истории?

Следуя основой заповеди Корана: «Держитесь за вервь Аллаха все и не разъединяйтесь», таким стержнем является ислам, та религия которую веками исповедовали наши благочестивые предки, жившие в мире и согласии с немусульманскими народами. В этом году, на основе Постановления Верховной Рады АРК, в Крыму было намечено проведение торжественных мероприятий приуроченных к 700-летию мечети хана Узбека, основанной в 1314 году. Это один из древнейших культовых объектов мусульманского зодчества Восточной Европы, исламский памятник международного значения, часть истории и культуры крымско-татарского народа, действующая национальная реликвия мусульман Крыма.

С уважением относясь к важной для крымчан дате и личности хана Узбека, мы, татары Поволжья, тем не менее, считаем, что юбилейную дату нужно отмечать в более широких, международных масштабах. Напомню, что 2014 год является юбилейным для всех мусульман стран СНГ, что связано с 700-летием принятия Ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Историческое событие произошло в 1314 году на пензенской земле и связано с деятельностью девятого хана династии джучидов Султана Гийаса ад-дин Мухаммеда Узбека (1282-1341), который провозгласил город Мохши (Наровчат) столицей северного улуса Золотой Орды в землях древней Мещеры.

Чем он выделяется в истории Золотой Орды?

Главным достижением хана Узбека, благодаря принятию ислама, следует считать создание четкой, эффективно работающей системы государственной власти и управления, утверждение единого порядка и дисциплины на всей огромной территории Золотой Орды включающей огромные пространства от Румынии на западе до Алтая на востоке, от Казани на севере до Бухары на юге. Созданная им система объединения разных наций и конфессий стала прообразом Российской империи, Советского Союза, федеративного устройства современной России. В этом смысле мы являемся правопреемниками Золотой Орды.

Слово преемственность Вы рассматриваете в имперском значении?

Прозападные идеологи приписывают нам имперские амбиции, которые, на самом деле, имеют глубокие исторические корни. На нашей территории всегда зарождались сильные государства умеющие дать отпор внешним агрессорам и отстоять свои рубежи. И самое главное в том, что они представляли собой конгломерат различных народов, что соответствует термину империя.

Исследователи недаром называют 28 лет правления хана Узбека золотым веком Золотой Орды, временем ее наивысшего политического и экономического расцвета, подъема военной мощи и градостроительства, укрепления международного авторитета. Ислам, существовавший с момента его принятия Волжской Булгарией в 922 году, при хане Узбеке перерос из локального явления в мощную религиозно-правовую систему международного уровня. Он стал государственной идеологией, основой и главной опорой сильной централизованной власти. Многие тюркские этносы, потомками которых являются мусульманские народы регионов России, стран СНГ и некоторых государств Восточной Европы, сложились как близкородственные нации именно в эпоху правления хана Узбека. В Поволжье, Крыму, Хорезме, Приднестровье и на Северном Кавказе при нем были построены многочисленные города и ремесленные центры, основу которых составляли знать, ратники, богословы, купцы и многочисленные ремесленники. Местами сосредоточения и распространения уникального симбиоза золотордынской цивилизации стали более ста урбанизированных средневековых городов: Сарай, Сарай ал-Джадид, Хорезм, Ургенч, Солхат, Азак, Дербент, Болгар, Мохши, Укек, Биляр и многие другие.

Оппоненты вам возразят: То, что хорошо для татарина, для неправоверных сущая смерть. Каково им было жить при хане Узбеке?

Можно сказать, что популярный сегодня термин – толерантность перекочевал к нам из эпохи Золотой Орды, поскольку населявшие ее народы еще тогда умели находить между собою компромисс. Чем не пример для современных политиков? Судя по тому, что в улусе Джучи, в соответствии с канонами Ясы Чингис-хана, в религиозных вопросах придерживались веротерпимости, получившей широкое распространение именно на территории Золотой Орды, притеснений в вопросах веры и национальной идентичности не было. Этой традиции следовал Бату хан (его сын Сартак даже исповедовал христианство), а особенно младший брат Берке, с которым связываются истоки распространения Ислама в Золотой Орде. Его линию продолжили преемники Менгу-Тимур,Туда-Менгу и Токта, при которых религиозно-идеологическая переориентация правящей элиты на Ислам получила дальнейшее развитие.

Официальное оформление Ислама государственной религией при хане Узбеке стало логическим завершением длительного процесса исламизации тюркского населения Золотой Орды. При хане Узбеке ислам коренным образом изменил свою географию, расширив ее до невообразимых пределов и стал глобальной религией северной части Евразии. Вот в этом его основная заслуга.

Заслуга хана перед мусульманами несомненна, а что он сделал для всего национального состава государства?

Хан Узбек оказался достаточно тонким и прозорливым политиком в отношении подчиненных ему народов. Заслуживают пристального изучения его политические и экономические реформы. Он отменил баскачество, передав право взимать дань вассальным князьям; предоставил льготы и послабления православным монастырям, включая их полное освобождение от всякого налогообложения; тем самым заложив основы конфессионального мира и национального согласия на Руси. Достаточно сказать, что посягательство на церковное имущество или убийство православного священника карались при нем смертью.

Неоценима та роль, которая принадлежит Узбеку, оказавшему влияние на усиление московского княжества, ставшего впоследствии центром объединения русских земель. В годы его правления ярлыки на великокняжеский Владимирский престол получили Великие князья всея Руси: князья Тверские Михаил Ярославич (1305-1318), Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1322-1326), Александр Михайлович (1326-1327); князь Суздальский Александр Васильевич (1328-1331); князья Московские Юрий Данилович (1318-1322), Иван Данилович Калита (1331-1340), Симеон Иоаннович Гордый (1340-1353). И кто знает, как бы сложилась судьба монархических династий в России, если бы в расцвете сил не оборвалась жизнь тверского князя Михаила Ярославича (зять хана Узбека) и его жены Агафьи (православное имя сестры хана Узбека – Кончаки).

Какими вы видите пути интегрирования крымских татар в российском правовом поле?

Я думаю, что наследие золотоордынского периода, не только для крымчан, но мусульманских народов стран СНГ, имеет огромное историко-культурное значение. Оно состоит в том, что на основе различных диалектов кыпчакскоогузского языка в то время сформировался единый язык общения – тюрки. Другие его названия старотатарский. Поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы в качестве литературного языка вплоть до середины XIХ века, а это указывает на то, что формирование татарской этнополитической общности происходило в эпоху Золотой Орды, но даже после распада ее лучшие образцы и культурно-цивилизационные традиции остались в исторической памяти татарского народа. Все эти мифологемы этнополитического, государственного и религиозного единства сегодня сконцентрированы в Исламе. И есть все основания полагать, что российский ислам находится на пути нового религиозного возрождения, а для татарского народа открываются новые возможности цивилизованного развития. Одним из первых шагов в этом направлении должны стать широкомасштабные мероприятия связанные с 700-летием принятия ислама как государственной религии Золотой Орды.

В этом процессе мусульманская умма России должна выступить одним из главных инициаторов и активным соучастником всех мероприятий. Она должна показать всему миру пример огромного уважения к исламской истории Евразии, к ее многонациональному и многоконфессиональному характеру.

Какие у вас есть предложения по форме проведения мероприятий?

В празднование юбилейной исторической даты пензенские мусульмане совместно с Ассоциацией общественных объединений «Собрание» уже внесли свою скромную лепту. Этой теме посвящены четыре номера журнала «Солнце Ислама инфо». Оперативное освещение получили подготовленные нами материалы на портале «IslamNews», широко использующим международный мусульманский контент. За неполных четыре года сайт опубликовал 30 статей. Красной нитью в них проходит мысль об огромном значении золотоордынской цивилизации времен правления хана Узбека.

Возможности государства, конечно, намного больше. Поэтому проект должен стать глобальным. В числе предлагаемых нами шагов организация крупных международных конференций, семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих научных центров стран СНГ и Европы; проведение массовых религиозных, культурных и общественных мероприятий на мусульманских площадках Крыма и регионов Поволжья; активное информационное сопровождение юбилея через системы культуры, образования, спорта и СМИ.

Для более широкого привлечения внимания мировой общественности к культурно-историческому событию желательно подготовить выпуск юбилейной монеты и почтовой марки с изображением сохранившейся в Крыму мечети хана Узбека, организовать съемки фильмов, издание календарей, фотоальбомов и сувенирной продукции, что будет способствовать укреплению толерантных взаимоотношений, установлению контактов крымских татар с представителями народов Российской Федерации и стран СНГ. Необходимо также провести круглые столы с участием историков, этнографов, нумизматов и религиоведов по вопросу сохранения археологических памятников золотоордынского наследия с возможностью их включения в государственный реестр недвижимости и дальнейшего изучения, как памятников национального значения. Да поможет нам Всевышний Аллах устранить все преграды на этом прямом пути.

Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика