Роды и исламская традиция

Мусульманская писательница и общественный деятель, Наталья Бахадори, в офисе IslamNews

Мусульманская писательница и общественный деятель, Наталья Бахадори, в офисе IslamNews

Теги:




0
06 Апреля 2009г. (10 Раби ас-сани)

Чем глубже я узнаю ислам, тем больше убеждаюсь в мудрости данных в шариате законов: естественная гигиена и природная контрацепция, длительное грудное вскармливание, по-хорошему традиционный уклад семьи, многодетность...

Для женщины Востока естественные роды – обычная традиция, именно так рожали и рожают детей многие поколения мусульманок. Два месяца назад моя подруга Малика родила своего первого домашнего ребёнка. Своим опытом она решила поделиться с нами.- Почему вы с мужем решили, что роды будут проходить дома?

- Впервые о естественных родах мне рассказала одна мама, с которой мы познакомились на детской площадке. Я гуляла со старшим сыночком. У неё была младшая девочка – наша ровесница. Я заметила, что её детки очень спокойные и гармоничные. Оказалось, что всех троих она родила дома, и это ей так понравилось, что из профессионального юриста она переквалифицировалась в домашнюю акушерку, получив медицинское образование. Мне запомнилась её фраза: «Естественные роды – это так прекрасно, что, родив однажды, я поняла: не хочу заниматься ничем другим, кроме традиционного родовспоможения». Это слишком сильно отличалось от того, что я пережила в роддоме с первым ребёнком.

Я по профессии врач анестезиолог-реаниматолог, поэтому всегда придерживалась норм официальной медицины, считая ее вполне адекватной и гуманной. Я работала в очень слаженном профессиональном коллективе кардиоанестезиологов. По своим коллегам я судила о всех врачах... Рожать я пошла в научный центр акушерства, не сомневаясь – всё будет хорошо. Но, не вдаваясь в подробности, могу сказать, что получила большое количество осложнений в родах для ребёнка и для себя. Меня потрясло не только отсутствие профессионализма и вообще логики в действиях акушеров-гинекологов, но и полное бесчувствие, безразличие к моей судьбе и здоровью малыша.

- Во вторых родах, приняв решение остаться дома, ты не боялась за себя и малыша, если что-то пойдёт не так?

- Больше всего я боялась попасть в роддом, точно зная, что там легко всё пойдет не так
и не эдак, исход будет непредсказуем, а ответственных за ситуацию, как и в первых родах, я не найду. Мы поняли с мужем, что только сами можем взять на себя эту ответственность – ведь так мудро задумано Всевышним: женщина вынашивает ребенка и даёт ему жизнь. Наш организм идеально приспособлен для рождения детей. И если верить и серьёзно готовиться, как это делают женщины во всём мире, то, слава Богу, всё сложится наилучшим образом. Я посещала курсы подготовки к родам, читала литературу о домашних родах – как "за", так и "против", заново увидела многие физические и психические аспекты рождения ребёнка, выполняла инструкции акушерки во время беременности и настроилась на позитив.

- Тебе пришлось убеждать супруга в том, чтобы родить естественно?

- Мой муж вместе со мной пережил тяжелейший стресс после первых родов, мы вместе шаг за шагом восстанавливали здоровье сыночка, который сильно пострадал из-за неоправданного медикаментозного вмешательства в процесс родов, возвращали его веру в жизнь и в нашу любовь. Причем делали мы это, и продолжаем делать, используя альтернативные подходы к лечению, охватывающие все аспекты человеческого здоровья, психику и духовность... Поэтому мой муж активно меня поддержал как до наших вторых родов, так и в самом процессе.

В роддоме я была одна, а дома мы рожали вместе в буквальном смысле слова: муж был активным участником, поддерживал меня, помогал в схватках массажем, молитвами и просто добрыми словами, которые придавали мне силы и уверенность, что мы справимся.

Ислам для меня – это истина, которая задает определенный образ жизни. Одним из основных постулатов для меня является ответственность человека перед Всевышним за все аспекты своей жизни, включая собственное здоровье, семью и детей. Я постаралась выстроить свою беременность и роды так, чтобы реализовать данную Богом женщине возможность рожать детей наилучшим образом. В книге доктора Мишеля Одена как пример идеальных родов приведена история рождения младенца Иисуса. Как известно, Мария сделала это вдали от всех людей и прекрасно справилась со своей задачей. Для меня уже было очевидно, что роды – процесс, который контролируется самыми древними отделами головного мозга, что это инстинкт, стихия, заложенная Всевышним в женском организме, и для успеха необходимо просто довериться этой стихии.

- Где был старший сын, когда начались роды?

- Абдуль-Алим был с бабушкой в соседней комнате. Когда малыш родился, они зашли к нам. Увидев впервые братика, сын громко рассмеялся, а потом мы с ним просто обнялись, и папа рассказал ему, что случилось.

- Что во время родов вы с мужем делали как мусульмане?

- Молились и рожали!

- Была такая возможность, когда ты рожала в роддоме?

- Возможность обращаться ко Всевышнему у человека есть всегда и везде, слава Богу. Но гораздо легче мне было делать это в гармоничной обстановке собственного дома, рядом с близкими людьми. Я чувствовала защищённость и надёжность. Для нас было крайне важно, чтобы малыш появился на свет с ощущением абсолютного доверия к миру.

Я верю, что Всевышний создал человека идеально гармоничным. Чтобы реализовать эту гармонию, нужно научиться любви. Это можно постичь через любовь к творениям Бога, доброту и сострадание к людям. Обстановка любви, слова молитвы и благодарности к Творцу, забота родителей помогают малышу сохранить свою изначальную гармоничность и целостность, способность верить, любить и прощать. Именно это я считаю залогом счастья своих детей в обоих мирах. К сожалению, в обстановке больницы чаще всего с первых минут жизни новорождённый встречается с безразличием и вмешательством в священный процесс рождения... Но это только мой опыт, и я не склонна пропагандировать домашние роды для всех. Но задуматься о том, что мы ответственны за судьбы наших детей с момента их рождения, и никто лучше нас не сможет о них позаботиться, я, думаю, стоит каждому.

Коран о грудном вскармливании

Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит
Два полных года,
Если отец желает норму завершить;
Ему же надлежит нести расход
На добростойное питание её и вещи.
И ни одна душа не понесёт тот груз,
Что больше, чем она поднимет, –
Так пусть же материнская душа
За детище своё обид не терпит,
А равно и отец ребёнка,
А равно и наследник их.
И если оба пожелают
С согласия меж ними и совета
Ребёнка от груди отнять,
На них греха не будет.
Как равно и на вас не ляжет грех,
Коль вы ребёнка своего
Поручите вскормить другой,
Благопристойно уплатив по договору.
Страшитесь гнева Господа и знайте:
Он видит всё, что делаете вы.

Сура «Аль-Бакара» (Корова). Аят: 233
Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой

Светлана-Марьям Дубровская, молодая мама, живет с мужем в Турции

Беременность здесь не скрывают и не стыдятся. И даже на большом сроке в гости ходят. Рожают в клинике, про домашние роды не слышала. Очень популярно кесарево, в частной клинике можно даже договориться, чтобы без медицинских показаний сделали. Зато беременность воспринимается не как болезнь, а как подарок от Аллаха: лекарства не назначают, анализы не заставляют сдавать.

Среди местных женщин есть очень хороший обычай – пока женщина в больнице с новорожденным, к ней в дом приходят соседки или подруги (ключ надо заранее передать), уборку делают и готовят еду на несколько дней. Я была очень рада, когда приехала в чисто убранную квартиру и увидела, что в ближайшие дни готовить не придётся. Гости начинают приходить практически сразу, 40 дней здесь никто не ждёт. Местный обычай. И ребенка на руки берут, не спрашивая разрешения. Подарки дарят – в основном, сладости и детскую одежду. Мы, кстати, покупали только комплект для выхода из больницы, остальное нам отдали. Обычно гости приходят в большом количестве (минимум 5 человек), но сидят недолго. Отказаться от их визита неприлично, проще потерпеть час-полтора. Отцы турки замечательные с детьми нянчится им не зазорно, и с грудными, и с подросшими. Коляски у нас не в моде, малышей носят в специальных конвертах-переносках или слингах, и носят на улице именно папы.


Традиции Ислама для новорожденного

В ушко родившемуся малышу поют азан. Также существует традиция размять или разжевать финик или что-то сладкое и намазать нёбо новорождённому – чтобы дать ему почувствовать сладость жизни. До седьмого дня, а традиционно чаще именно на седьмой, мальчикам делают обрезание, и младенцам обоего пола обривают волосы на голове. Столько, сколько весят волосы, надо дать саадака (милостыни), если пересчитать этот вес на вес серебра. Праздник рождения ребенка – это обязательное действие и способ выразить благодарность Аллаху за посланное в виде младенца благословение. Афганцы на седьмой день обязательно дают имя, а на сороковой устраивают праздник. В Афганистане он называется Хатм и включает в себя угощение не только гостям, но и бедным, а также чтение Корана. Мужчины-гости делят между собой весь текст Священной Книги и читают по очереди. После прочтения – приступают к угощению. На столе жертвенный баран и всевозможные национальные блюда. Раздают милостыню бедным. Поздравляют семейство с прибавлением и дарят подарки.

Роды в Афганистане

Относительно беременности и родов в Афганистане все предельно просто. Половину жизни афганки рожают – до пятнадцати детей.

Для них это естественное состояние. После третьих родов женщины часто сами остаются рожать дома, поскольку не испытывают никакого страха перед предстоящим событием. У современных горожанок модно рожать в больнице первых детишек. Сельским же жительницам до роддома чаще всего и добраться невозможно. Если женщину везут в больницу – то уже при сильных схватках, и в буквальном смысле сразу, как родит, забирают домой.

С точки зрения афганцев лучшим местом для будущей матери считается её дом, там и только там она надёжно защищена и может получить хороший уход. Беременность – состояние, которое афганка не афиширует. Когда становится заметным ее положение, она перестаёт выходить в свет. Но домашнюю работу выполняет как обычно.

Демонстрировать свою утомлённость, токсикоз и прочие трудности, связанные с положением, не принято, хотя никто не мешает покапризничать наедине с мужем. Но, как я заметила, никаких "особенных" желаний у афганок не возникает. Гонять мужа ночью за ананасами им и в голову не придёт. И, слава Богу, представьте себе жизнь мужа, у которого жена полжизни беременная, если она позволит себе такие "шалости", как мы с вами. Вообще афганки феноменально здоровы, сильны и выдержанны. Даже если роды уже начались, женщина тихонько уходит из общих комнат, даёт знак свекрови и та тишайшим образом всё организовывает. О том, что в доме рожают, знают только тот, кто вот-вот станет отцом и женщины этого дома.

Но Афганистан – страна, возможно единственная, где очень всё первобытное, естественное, здоровое. В других современных мусульманских странах женщины обычно рожают в больницах. Позволяют себе поболеть после родов, покапризничать в беременность. А арабки даже требуют у мужей зарплату за кормление грудью новорождённых, дорогие подарки за каждого малыша.

Немного о чеченских обычаях

Чеченки стесняются отцу и братьям показывать живот и вообще о беременности говорить. Эта тема – табу. И еще считается неуместным родить в отцовском доме, поэтому на последних сроках женщины боятся ночевать у родителей, вдруг схватки начнутся, потом позору не оберешься. Беременная не считается больной, поэтому делает всю обычную работу, без всяких поблажек. К процессу родов здесь относятся очень спокойно, если едут в роддом – то выбирают ближайший.

При мужчинах (обычно, это касается только родственников мужа) стыдно матери с новорожденным на руках ходить. А вот дедушке и бабушке можно и понянчиться публично и по улице погулять с внуками...

А еще в Чечне не принято жену провожать в больницу и шумно встречать из роддома.

Журнал "Домашний ребенок", №3, весна 2009

Автор: Наталья Бахадори

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика