Экспертному совету при Минюсте отказано в доверии

news-I0vaeIDnG4
Совет по религиоведческой экспертизе, созданный недавно при Минюсте, будет контролироваться Общественной палатой РФ. Об этом во время пресс-конференции "Нужен ли России суд инквизиции?", заявил член ОПРФ Сергей Ряховский. Он отметил, что у Общественной палаты есть полномочия по контролю за правоприменительной практикой, и в рамках данных полномочий палата будет отслеживать деятельность Совета при Минюсте РФ. Для этого в Общественной палате предполагается создать определенную структуру, которую возглавит член палаты, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.

Следует отметить, что причиной столь неординарного решения стал скандал, разразившийся вокруг состава экспертного совета. Оказалось, что в новой структуре, которая должна была упорядочить проведение экспертизы религиозной литературы, нет ни одного известного специалиста по религиоведению. Более того, по мнению многих наблюдателей, отдельные члены Совета известны своим предвзятым отношением к некоторым конфессиям, широко распространенным на территории России.



Скандал вокруг Совета, фактически призванного осуществлять цензуру религиозной литературы, разразился не на пустом месте. Как таковая подобная цензура в России началась в 2004 году с запрета "Книги единобожия", принадлежащей перу известного мусульманского классика Мухаммеда ат-Тамими. Экспертное заключение по ней выносил востоковед Александр Игнатенко. Примечательно, что открытая поддержка самой идеи запрета мусульманской литературы не помешала Игнатенко выступать в роли "независимого" эксперта.



После запрета "Книги единобожия" список литературы, не прошедшей цензуру, начал стремительно расширяться: в него попали не только книги саудовских авторов, которых в России принято называть "ваххабитами", но и литература гуманистической направленности, как например, книги известного турецкого писателя и богослова Саида Нурси, а также издания протестантских конфессий. На сегодняшний день, с легкой руки районных судов, в "черный" список попали более 200 изданий, большую часть которых составляют книги мусульманских авторов. Все это дало основание говорить о целенаправленной борьбе с исламом как идеологией. Тот факт, что среди главных действующих лиц этой кампании оказались люди, ассоциирующиеся с Русской православной церковью – например бывший сотрудник Отдела внешний церковных связей Московского патриархата Роман Силантьев – только подлил масла в огонь.



Для наведения хоть какого-то порядка в сфере религиозной экспертизы возникла идея создания специального органа, в который бы вошли известные религиоведы, ученые и представители различных религиозных организаций и конфессий. Ее, в частности, озвучил на мартовском Госсовете в Туле председатель "Совета муфтиев России" Равиль Гайнутдин. Предложение о создании религиоведческого совета при Минюсте получило поддержку лично президента России Дмитрия Медведева.



Однако сразу после создания проект оказался на грани провала. Камнем преткновения, как уже отмечалось, стал состав Совета. По словам известного тележурналиста и политолога Максима Шевченко, "нынешний состав минюстовского совета будет раздражать не только последователей ислама, но и христиан тоже. Чего только стоят публичные выступления Дворкина относительно Сергея Ряховского и других деятелей. Или возьмем Силантьева, тоже неоднозначную личность в религиозной среде. Они ведь не авторитеты, и ими точно никогда не станут". Именно недоверие к составу экспертного совета при Минюсте побудило Общественную палату РФ взять его деятельность под свой контроль.



Несмотря на этот шаг, в деятельности Совета остается много вопросов. Сможет ли контроль со стороны Общественной палаты повлиять на объективность его заключений? Как быть с компетентностью нового органа? Кто должен оценивать уровень знаний и профессионализма его членов? Наконец, как отразятся результаты работы Совета на репутации самого Минюста и государства в целом?



Очевидно, что с созданием Совета в его нынешнем составе проблема экспертизы религиозной литературы только усугубилась. А значит, каждая новая книга, отнесенная им в разряд запрещенных, только обострит и без того непростую ситуацию в религиозной сфере жизни российского общества.

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика