Либеральный такфир. Тарик Рамадан – радикал или вероотступник?

Исламский мыслитель Тарик Рамадан

Исламский мыслитель Тарик Рамадан

Теги:

0
23 Мая 2009г. (28 Джумада аль-уля)
Судьба современных идеологов и активистов умеренного Ислама, к сожалению, такова, что они редко находят понимание, как среди западной общественности, так и среди своих более традиционных или радикальных единоверцев. Для российского читателя, к примеру, трудно понять, как могут западные исследователи обвинять Юсуфа аль-Карадави в том, что он является «радикальным салафитским проповедником, а Тарика Рамадана в «экстремизме». Это при том, что обе эти фигуры своими настойчивыми попытками помирить Запад и Ислам, вызывают большое раздражение среди традиционных и радикальных мусульман.

Для того, чтобы понять, какого рода претензии позволяют западным авторам обвинять таких мыслителей, как Тарик Рамадан, в радикализме и даже поддержке терроризма, очень показательной является работа французского автора Кэролайн Фоурест «Брат Тарик. Демагогия Тарика Рамадана». Ознакомиться с ее основными положениями можно будет параллельно с теми комментариями, которыми их сопровождает в своей рецензии на эту книгу другой автор, пишущий под псевдонимом Ибн Варрак.



«Демонизация» Рамадана



Ибн Варрак в своей рецензии на книгу Кэролайн Фоурест, в частности, пишет, что в 1990-х годах западные либералы, встревоженные присутствием исламских фундаменталистов на Западе, повернулись в отчаянии к мусульманам, которых они называли «реформаторами» и «модернистами». Они надеялись, что эти фигуры способны повлиять на мусульманскую молодежь, которая отказывается интегрироваться в западное общество. Один такой «реформатор», как в кавычках именует его Ибн Варрак, – это Тарик Рамадан, ученый швейцарского рождения.



С его слов, Рамадан завоевал доверие многих на Западе, включая и британское правительство, которое предложило ему войти в группу советников по предупреждению исламского экстремизма. «Но как показывает Кэролайн Фоурест в своей великолепной, с документальными свидетельствами, книге, которая сначала появилась во Франции в 2004 году, – пишет Ибн Варрак, – Тарик Рамадан не является достойной фигурой». На взгляд Ибн Варрака, Фоурест разоблачает умение Рамадана лицемерить, которое заключается в целом наборе риторических уверток, от демагогии и двусмысленных заявлений до эвфемизмов и откровенной лжи.



Ибн Варрак вслед за Фоурест перечисляет проступки Рамадана, за которые его западные секуляристы готовы пригвоздить к позорному столбу: «Рамадан заявляет, что он принимает закон западных демократий, но до тех пор, пока этот закон «не принуждает меня делать что-либо противоречащее моей религии». Он называет теракты в Нью-Йорке, Мадриде и Бали «интервенцией». Он претендует на то, чтобы быть «реформистом», но определяет этот термин так, чтобы не допустить и исключить концепцию «либерального реформизма».



«Он рассказывает телевизионной аудитории, что он верит в теорию эволюции, но пренебрегает упоминанием того, что его книга «Происходит ли человек от обезьяны? Мусульманский взгляд на эволюцию» выступает в защиту теории сотворения человека. Он критикует Саудовскую Аравию, «как традиционалистское и реакционное», но не упоминает, что его достопочтенный папаша (Саид Рамадан) помогал саудитам стать спонсорами ваххабизма».



«Не удивительно, – продолжает Ибн Варрак, – что согласно бельгийскому Постоянному Комитету по контролю за разведслужбами, «государственная безопасность также докладывала, что умеренные речи, которые Рамадан дает на публике не всегда соответствуют замечаниям, сделанным в частном исламском окружении, где он намного более критичен по отношению к западному обществу».



Со слов Кэролайн Фоурест и Ибн Варрака, «демагогия» Рамадана – это часть тщательно выверенной, долгосрочной стратегии утаивания и сокрытия своих убеждений, «полностью оправдываемая исламской доктриной «такыйя», или «сокрытия религии». Оба этих автора опускаются до того, что пытаются выискать любые несоответствия официально известной биографии. Они открыто именуют Рамадана «жуликом» за то, что он, якобы, не является никаким профессором Оксфорда, а всего лишь «самозванцем».



Однако более серьезные претензии этих двух авторов к Рамадану связаны с его происхождением и его идеологическими воззрениями. Они напоминают, что Тарик Рамадан – это внук Хасана аль-Банны, основателя движения «Братья-мусульмане», которого они именуют «фанатиком-фундаменталистом», который хотел «подчинить весь мир исламскому тоталитаризму». Они также приводят слова самого Рамадана, который в интервью «Le Monde diplomatique» довольно тепло отозвался о своем деде, сказав, что его вдохновляют «отношение к Богу, духовность, мистицизм, а также критические рассуждения по праву, политике, обществу и плюрализму» Хасана аль-Банны.



Кроме того, Фоурест, как выражается Ибн Варрак, предоставляет много примеров «бесстыдной лжи» Тарика Рамадана. Одним из приведенных примером ею «лжи» Рамадана является тот факт, что он отрицал свою связь с основанным «Братьями-мусульманами» банка «ат-Таква» и закрытого швейцарскими властями в декабре 2001 года «за поддержку терроризма», «связи с ХАМАС, «Аль-Каидой» и алжирским Исламским фронтом спасения». Фоурест же, утверждая о том, что она поймала Тарика Рамадана на лжи, заявляет, что его отец, Саид Рамадан, был одним из основателей «ат-Таква».



Рамадан, как «идеолог радикализма»



Следующая порция обвинений этих авторов в адрес Рамадана связана с тем, что он, якобы, не отрицает насилия, которым «пропитана исламская религия». Они приводят пример, когда в ноябре 2003 года в телевизионных дебатах с Николя Саркози, тогдашним главой французского МВД, Тарика Рамадана спросили о его брате Хани, который отстаивал правомочность шариатской нормы по смертной казни в отношении прелюбодеев. «Вместо того, чтобы осудить полностью этот обычай, – цитирует Ибн Варрак работу Фоурест, – как варварский, Рамадан ответил словами о том, что он продвигает идею моратория о временном приостановлении этого вида наказания в мусульманском мире.



Далее следует самый ожидаемый вопрос: «Отвергает ли Рамадан терроризм?» Со слов Фоурест, «он снова с большой неопределенностью он заявляет, что террористические акты оправдываются «контекстуально», очевидно, предполагая различение бесцельного насилия со стороны террористических организаций и оправданные диверсионные меры исламских движений сопротивления. Она также приводит пример, как на пике молодежных бунтов во Франции в 2005 году Рамадан заявил в интервью телевизионному каналу «France 5», что «насилие оправдано». Далее следует целый каскад разоблачений, об убедительности которых читатель может сам составить впечатление.



С ее слов, хотя Рамадан всегда отрицал любую связь с террористами в Европе, Жан-Шарль Брисард, международный эксперт по финансированию терроризма, собрал свидетельства предполагающие обратное. Брисард цитирует записку Генерального директората испанской полиции 1999 года, к примеру, которая утверждает, что Ахмед Брахим, ныне отбывающий 10-летний срок по обвинению в подстрекательству к терроризму, поддерживал регулярные контакты с «важными фигурами радикального Ислама, такими как Тарик Рамадан».



Далее по тексту: «Брисард также указывает на Джамеля Бегала, который во время своего первого появления в суде после его официального обвинения французским правосудием в участии в несостоявшейся террористической атаке на посольство США в Париже, указал, что перед 1994 годом он «посещал курсы Тарика Рамадана». Данное обстоятельство, со слов Форест, является прямым указанием на то «влияние, которое курсы Тарика Рамадана оказывали на потенциальных исламских радикалов».



Бегал, в итоге, был приговорен в 10 годам заключения в марте 2005 года. Брисард же цитирует документы приговора, которые зафиксировали допрос Бегала властями ОАЭ, где Бегал утверждает, что «его вовлечение в религию произошло в 1994 году», когда «ему было предписано записывать утверждения Тарика Рамадана», что согласно переводу швейцарского ежедневного издания «Le Temps», означает, что «он помогал готовить речи Рамадану».



Наконец, Брисард цитирует записку швейцарской разведки 2001 года, которая утверждает, что в далеком 1991 году, когда ни о какой антитеррористической истерии западного мира и речи не шло «братья Хани и Тарик Рамадан координировали встречу проведенную в Женеве, которую посетили Айман аз-Завахири и Омар Абдель Рахман». Фоурест напоминает, что аз-Завахири – это один лидеров «Аль-Каиды» и заместитель Усамы бин Ладена. А Омар Абдель Рахман был тем, кто планировал атаку на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке в 1993 году, а сейчас отбывает пожизненный срок в США.



Ибн Варрак после своего обзора работы Фоурест рассыпается в комплиментах в ее адрес. «Фоурест подготовила бесценную работу, – пишет Ибн Варрак, – Она показывает с большим искусством, что Рамадан – это опасный радикал, который далек от модернизации Ислама, а на самом деле пытается исламизировать современность. Путем использования своих неоспоримых личных качеств и харизмы, но без всякой лояльности к западным ценностям свободы, Рамадан отравляет умы юных мусульман на Западе».



Под влиянием Рамадана исламистская молодежь развивает ненависть к западным ценностям и мечтает создать тоталитарную исламскую теократию, не только в сердце Европы, но и в итоге и по всему миру, пока по словам аль-Банны «исламский флаг не будет возвышать над всей человеческим родом».



Кто такие Ибн Варрак и Кэролайн Фоурест?



Для того, чтобы составить более полное представление о том, кто такие Кэролайн Фоурест и Ибн Варрак, и интересы каких групп они представляют, стоит хотя бы вкратце ознакомиться с их биографией и основными достижениями. Итак Кэролайн Фоурест – это французская феминистка, журналистка и писательница, редактор журнала «ProChoix». Она является автором нескольких книг, посвященных консервативным и фундаменталистским тенденциям, в частности в авраамических религиях – Иудаизме, Христианстве и Исламе.



Начиная с 1999 года она работала президентом Центра геев и лесбиянок. В марте 2006 года она подписала «Манифест: Вместе противостоять новому тоталитаризму», направленный против «исламистского тоталитаризма», который получил широкую поддержку в узких кругах радикальных секуляристов, и которое наряду с ней подписали еще 11 человек, включая Салмана Рушди, Ибн Варрака, Марьям Намази, Таслиму Насрин и Айян Хирси Али. Утверждается, что после подписания этого манифеста, ей начали поступать угрозы физической расправы.



Ибн Варрак (в переводе с араб. «сын переписчика») – это литературный псевдоним англоязычного писателя-секуляриста пакистанского происхождения, одного из самых активных критиков Ислама. Ибн Варрак является основателем Института секуляризации исламского общества (Institute for the Secularisation of Islamic Society) и старшим научным сотрудником Исследовательского центра, основной деятельностью которого является критика Корана.



Ибн Варрак известен, как автор семи книг, включая «Почему я не мусульманин», «Происхождение Корана», «Поиски исторического Мухаммада». В последние годы он на различных встречах, в том числе и с трибуны ООН выступал наряду с такими критиками Ислама, как Бат Йеор, Айяан Хирси Али, Симон Денг, Айяан Хирси Али, Вафа Султан и Иршад Манджи.



Группа этих единомышленников после конференции 2007 года в американской Флориде выпустила декларацию, где призвала мировые правительства отвергнуть шариатское право, суды, фетвы и участи в политике религиозных деятелей. С 1998 года Ибн Варрак выпустил несколько книг с критикой Корана и по корням Ислама, включая «Оставление ислама: вероотступники заявляют», «Защищая Запад: критика ориентализма Эдварда Саида», а также готовящийся к изданию «Какой Коран?»



До 2007 года Ибн Варрак предпочитал не появляться на публике и не фотографироваться для изданий. Это было вызвано его опасениями за личную безопасность, а также его желанием путешествовать, чтобы видеться со своими родными в Пакистане без риска получить отказ в визе. Недавно он участвовал в публичных дебатах, и впервые его лицо стало известно широкой публике. Несмотря на это, его появление на публике обычно сопровождается большим количеством полиции.



Отечественный автор Илья Иоффе пишет: «Исследователем» Ибн Варрака можно назвать только с очень сильной натяжкой. Известен он больше как скандальный, демонстративный «антиисламист» – такой эпигон Салмана Рущди. Автор провокативных, эпатажных сочинений, вроде «Почему я не мусульманин» или «Происхождение Корана» – Ибн Варрак, по сути, работает на дискредитацию всяких попыток конструктивной критики исламской религии, своей деятельностью способствуя разжиганию как фундаментализма, так и исламофобии.



«Его многословные, компилятивные книги и подстрекательские интервью стоят в том же ряду, что и печально известные «датские карикатуры на Пророка Мухаммада». Очевидно, что Ибн Варрак – один из диссидентов-маргиналов исламского мира, активно рекрутируемых неоконсерваторами для создания идиотской дихотомии «страшный исламофашизм – добрые, миролюбивые мусульмане, друзья Запада» с последующим нагнетанием исламофобской истерии, служащей удобным фоном для организации глобальных провокаций».



Приказано не пущать



Стоит также остановиться на нескольких вопросах, возникающих вокруг фигуры Рамадана, и используемых современными либеральными исламофобами для нагнетания страхов западного общества перед Исламом. Коснемся, в частности, памятного запрета на въезд Тарика Рамадана в США, где ему предлагали прочитать курс лекций в Университете Нотр Дам. Запрет тогда был обоснован его утверждаемой причастностью к террористическим сетям.



Примерно по этому же поводу, когда Рамадан весной прошлого года был приглашен с лекцией в Австралию, разразилась исламофобская истерия и на этом континенте. Исполнительный директор Австрало-израильского совета по делам иудеев Колин Рубинштейн обрушился с серией обвинений и критики в адрес Тарика Рамадана, назвав его «исламским экстремистом». Рубинштейн обвинял его в том, что «Тарик Рамадан проблемная фигура, искусная в представлении модернизма западным аудиториям, в то же время втянутая в защиту различных форм исламистского экстремизма, включая террористические атаки и конспиративные теории относительно событий 11 сентября».



Напрасно Федеральный лейбористский парламентский секретарь по делам мультикультурализма Лоури Фергюсон характеризовал запрет американцами на въезд Рамадана в страну, как «сверхмеру». Напрасно Фергюсон пытался напомнить своим соотечественникам, что профессор Тарик Рамадан был назван журналом «Time» одним из великих новаторов XXI века. Его голос утонул в хоре возмущений. Исламофобский маразм дошел даже до того, что по утверждениям австралийской газеты «The Australian», в ее комментариях относительно приезда Рамадана, австралийские службы безопасности обещали взять его на период визита «под плотное наблюдение».



Что касается запрета на въезд Рамадана в США, то американские спецслужбы обнаружили, что профессор Рамадан пожертвовал 940 долларов двум гуманитарным фондам во Франции и Швейцарии, которые, как потом оказалось, давали деньги ХАМАС. Рамадан, который давал лекции в США в период президентства Клинтона и был советником британского лейбористского правительства и Скотланд-ярда выступал в защиту своих пожертвований в 2006 году в газете «The Washington Post».



«Мои пожертвования были сделаны между декабрем 1998 года и июлем 2002, и США не вносили в черный список эти фонды до 2003 года», – написал он. «Как я мог знать об их деятельности до того, как об этом узнало правительство США?» Кроме того, Тарику Рамадану было предъявлено абсурдное обвинение в преуменьшении значения террористических атак 11 сентября и атаки на Лондон в 2005 году, которые он, якобы, назвал не «терактами», а «интервенциями».



Мусульманский Мартин Лютер?



Самое удивительное, что вся эта либеральная атака на Рамадана, все эти попытки обвинить его в нелояльности западным ценностям, обвинить его в «неверии» в западную демократию, разворачиваются параллельно обвинениям в адрес Рамадана со стороны более традиционных и более радикальных мусульман. Основным пунктом критики Рамадана традиционными мусульманами, кроме его позиций сблизить Запад и Ислам, является его инициатива по введению временного моратория на применение шариатских наказаний.



30 марта 2005 года Рамадан выпустил международный призыв к мораторию на телесные наказания, забивание камнями и смертную казнь. Согласно Рамадану «эти наказания в основном применяются к женщинам, бедным, вдвойне являющимся жертвами, и никогда к состоятельным, могущественным, или притеснителям». Призыв Рамадана вызвал изрядную долю критики и был встречен крайне негативной реакцией со стороны некоторых исламских ученых, которые усмотрели в этой инициативе переход Рамаданом дозволенной грани и выходе за пределы, дозволенные Шариатом.



Подобная ситуация, когда Рамадан вроде бы бросает «вызов общепринятым исламским взглядам» и вызывает гнев традиционных ученых и верующих, позволяет даже некоторым западным журналистам сравнивать его со знаменитым христианским реформатором Мартином Лютером, бросившим вызов римскому папству. Одним из первых, кто позволил себе подобное сравнение, был Пол Доннелли, который в 2002 году так и озаглавил свое интервью с Тариком Рамаданом «Мусульманский Мартин Лютер?»



Корреспондент «IslamOnline» Далия Йусуф пишет в этой связи, что данная ситуация «подчеркивает дилемму, с которой сталкиваются мусульманские интеллектуалы. Они или обвиняются Западом в том, что они являются «террористами» или «экстремистами», или обвиняются мусульманскими массами в том, что они «слишком умеренные» или «вестернизированные». Наиболее ироничным, на взгляд Далии Йусуф, является то, что в некоторых случаях, включая и случай Рамадана, они попадают под обвинения с обеих сторон.



Наиболее показательным в этом отношении является и тот факт, что Тарику Рамадану было отказано во въезде не только в США, и не только во Францию в 1995 году, после того как он был обвинен в связях с «алжирскими исламистами». Но ему было отказано во въезде и в Тунис, и Египет за жесткую критику авторитарных режимов арабских стран. А также было отказано во въезде в Саудовскую Аравию после его предложения о моратории на применение шариатских законов в части применения телесных наказаний. Именно данный факт непонимания и неприятия ни одним из лагерей и является основной трагедией умеренных исламских лидеров.



Тимур Юсупов

Ислам.ру

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика