О чем действительно писал и говорил Ибн Абдель-Ваххаб

Первое издание книги вышло в самом известном в международных научных кругах издательстве Oxford University Press

Первое издание книги вышло в самом известном в международных научных кругах издательстве Oxford University Press

Теги:



0
25 Мая 2009г. (30 Джумада аль-уля)
В научно-издательском центре «Ладомир» завершилась подготовка к изданию на русском языке знаменитой книги научного исследователя Джорджтаунского университета США Натаны Делонг-Бас «Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ до всемирного джихада». Этот труд носит сугубо научный характер – автор изучила в библиотечных архивах Саудовской Аравии все рукописное наследие богослова Мухаммеда ибн Абдель-Ваххаба и представила публике реконструкцию взглядов основоположника «ваххабизма». Эта книга о том, что нынешние представления общества о саудовском богослове не имеют ничего общего с его настоящими взглядами. Об этом наша беседа с бывшим послом России в Саудовской Аравии, заместителем начальника Управления международных связей Совета Федерации, заместителем председателя совета Ассоциации российских дипломатов и автором послесловия к книге Натаны Делонг-Бас Андреем Баклановым.

- Термин "ваххабизм" в России и западном мире имеет крайне негативный оттенок, и им обычно оперируют, когда необходимо обвинить оппонентов. Андрей Глебович, вы долгое время работали и жили в Саудовской Аравии, где учение исламского богослова Мухаммеда ибн Абдель-Ваххаба занимает главное место в жизни страны. Как там относятся к этой проблеме?



– «Взрывной» характер интереса к исламской проблематике, который мы наблюдаем с 90-х годов, и который еще больше подстегнула трагедия 11 сентября 2001 года, к сожалению, не был адекватно подкреплен работой специалистов востоковедческого направления. Более того, именно в последние десять – пятнадцать лет мы наблюдаем процесс оттока большого количества уже сформировавшихся экспертов-востоковедов, их переход на другие направления общественной деятельности. Поэтому в СМИ и даже специальной литературе появилось много неточных, малограмотных, я бы сказал наивных в научном отношении оценок, непосредственно связанных с исламской проблематикой. Это относится и к понятию "ваххабизм".

Начнем с того, что в большом количестве изданий, даже справочных, мы находим указание на то, что «ваххабизм» признается в Саудовской Аравии государственной идеологией или официальной религией Королевства.



Те, кто находились в этой стране и из первых рук могли почерпнуть знания о реалиях Саудовской Аравии, кто знаком с документальными источниками, высказываниями политических и религиозных деятелей, конечно, скорректируют такую оценку. Могу сослаться на собственный опыт.

Ситуация сложилась так, что, получив назначение, я приехал на работу в Эр-Рияд в выходной день, и у меня сразу появилась возможность начать знакомство со страной с посещения Национального музея. С учетом того, что проблематика ваххабизма была в тот период одной из наиболее «острых» тем, которые обсуждались в научной литературе и публицистике, я специально обратил внимание на экспозицию, посвященную деятельности Мухаммеда ибн Абдель – Ваххаба. Там много говорилось о его роли в создании саудовского государства, но слово "ваххабизм" нигде не использовался. В последующем я заметил, что такой термин вообще отсутствует в политической и религиозной пропаганде, которая ведется в Саудовской Аравии. Кстати, это было еще до событий сентября 2001 года.



- Вам приходилось общаться с высокопоставленными деятелями Саудовской Аравии на эту тему?



- Да, было немало бесед по этой проблематике. Особенно примечательной представляется встреча с министром по делам ислама шейхом Салехом Бен Абдель-Азизом Аш-Шейхом, который является прямым потомком Мухаммеда Ибн Абдель – Ваххаба, одним из наиболее авторитетных представителей этого семейно-религиозного клана. Я спросил Аш-Шейха, с чем связано то, что, находясь в Саудовской Аравии, я нигде не слышу про «ваххабизм». И это в то время, когда в СМИ и в научных публикациях в зарубежных странах широко используется именно этого термин. Министр сказал: «Рад этому вопросу, потому что у меня есть возможность разъяснить принципиальную позицию на этот счет религиозных и политических кругов Королевства». Он далее отметил, что сам термин "ваххабизм" и обозначение последователей и учеников Ибн Абдель – Ваххаба в качестве "ваххабитов" – ни что иное, как продукт пропаганды политических и религиозных оппонентов знаменитого богослова. Когда Ибн Абдель – Ваххаб боролся за создание единого государства на базе идеологии «возвращения к подлинному Единобожию» и неукоснительному следованию Корану, против концепций "отуречивания" ислама, у него, естественно, было немало соперников. И именно они для доказательства того, что Ибн Абдель – Ваххаб якобы претендует на создание «собственного мазхаба» и собственной интерпретации ислама, ввели этот термин. При этом оппоненты подчеркивли, что «ваххабизм» является ересью, «нововведением», которые находятся «за рамками ислама».



Таким образом, с самого начала этот термин, по мнению министра, использовался для дискредитации религиозной и политической линии Саудовской Аравии. На самом деле, сказал он, специфика воззрений Ибн Абдель – Ваххаба как раз заключалась в том, что он ратовал за возвращение «к истокам», к точному пониманию того, что написано в Коране и сказано в Сунне. Он был религиозным деятелем, богословом. Его политическая функция заключалась в объединении земель, создании на Аравийском полуострове прочного государства. Но в основном его работы носили религиозный характер.



В религиозной литературе, издающейся в Саудовской Аравии отмечается, что совокупность идей Абель – Ваххаба – это не «ветвь» мусульманской религия, не отдельный мазхаб. Примечательно, что министр по делам ислама в одном из своих публичных, официальных выступлений заявил, что руководство Саудовской Аравии «вообще против того, чтобы следовать какому-то одному мазхабу». «С самого начала создания королевства, – подчеркнул он, – было решено использовать все школы ислама – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Религиозные деятели Саудовской Аравии обращаются ко всем направлениям ислама для того, чтобы принимать сбалансированное и правильное решение. В исламских учебных заведениях преподаются все четыре мазхаба».



Могут быть различные интерпретации этих высказываний. Но факт остается фактом – приведенные заявления отражают официальную точку зрения нынешнего руководства Саудовской Аравии.



- Какое место Мухаммед ибн Абдель-Ваххаб занимает в Саудовской Аравии, кем он является для жителей королевства и для политических кругов?



- Он занимает большое и почетное место, но исключительно в двух аспектах. Во-первых, признается его значительный религиозный вклад в укрепление концепции Единобожия, очищение от «нововведений», которые, по мнению саудовских богословов, появились вследствие «неправильного понимания ислама», в частности под влиянием школ, существовавших в других арабских и мусульманских странах. Жителями королевства его роль воспринимается также через призму его борьбы за объединение земель под властью нынешней правящей династии.



- Некоторые оппоненты салафизма, к примеру, официальное мусульманское духовенство на Северном Кавказе, да и в других регионах России, когда критикуют учение этого богослова, говорят о его жесткой и радикальной линии. При этом забывают упомянуть, что Ибн Абдель – Ваххаб был высокообразованным богословом и реформатором и выступал с критикой тех, кто погряз в коррупции и роскоши, кто отошел от религиозных и морально-этических норм. Вам не кажется, что официальное духовенство таким образом использует тему «ваххабизма», борясь со своими религиозными оппонентами?



- Вы знаете, здесь необходимо все разложить по полочкам. Большое и веское слово должны сказать специалисты, ведь не секрет, что иногда случалось так, что по проблематике «ваххабизма» высказывались те, кто в руках богословские тома не держал. Книги Ибн Абдель – Ваххаба написаны довольно сложным языком, не у всех хватало терпения, да и знаний для того, чтобы самому разобраться в том, что именно он проповедовал. На деле получилось так, что одни и те же суждения – зачастую не совсем верные – о его учении «кочевали» из одного интервью в другое, и насколько они точно они отражали концепции богослова – большой вопрос. Если говорить о его подходах, то в целом нельзя не согласиться с тем, что действительно они весьма «жесткие», по многим направлениям – намного более радикальные, чем концепции многих других исламских богословов. Но, скажем, такие вопросы как имущественные права женщин в мусульманском обществе, сущность «джихада» и некоторые другие трактуются у него в сложной и неоднозначной манере, и делать какие-то упрощенные заключения я бы не стал.



Вместе с тем резонно поставить вопрос, с чем же в таком случае связано то, что многие представители экстремистских сил используют идеи именно Ибн Абдель – Ваххаба? Мы знаем также, что отмечались попытки «заслониться» его именем, выступить с подрывными проповедями, направленными против существующего строя в арабских и мусульманских странах, в России. Так что же берут экстремисты на вооружение из идеологического наследия этого ученого?



Как представляется, прежде всего ими заимствуется, – естественно, при определенном «осовременивании», «приспособлении» к своим политическим потребностям – положение Ибн Абдель – Ваххаба о том, что управлять государством должны только те люди, которые являются самыми верными, последовательными, «подлинными» приверженцами мусульманской веры. Ибн Абдель – Ваххаб подчеркивал, что авторитет религиозного знания в обществе мусульманских стран должен быть выше всех других характеристик личности. Отсюда было его требование, чтобы руководители страны соответствовали самым высоким стандартам мусульманской веры, и если выяснялось, что политические деятели не соответствуют этим критериям, они должны были уйти. Вот эти положения и применяются радикалами. Они причисляют себя именно к тем, кто «правильно» понимает Коран и сунну, является приверженцем «истинного ислама», и, в силу этого, должен брать власть в свои руки взамен отошедших от «норм ислама» элит, которые сегодня правят в арабских, мусульманских странах.

Другими словами, экстремисты находят в идеях Ибн Абдель – Ваххаба самое главное для них – предлог для оправдания своих притязаний на власть – будь то арабские и другие мусульманские страны или субъекты Российской Федерации, имеющие мусульманское население.



Другое положение, которое используют в своей практической деятельности радикалы – это рекомендуемый ученым способ прихода к власти – путем завоевания «сердец» простых людей. Нужно активно действовать прежде «снизу», в массе рядовых верующих. Постепенно расширяя ряды своих сторонников, можно склонить чашу весов в исламском государстве на свою сторону. Эта «методология», в общем-то не очень оригинальная, видна в действиях многих экстремистских групп и организаций.



Призыв Ибн Абдель – Ваххаба к борьбе с коррупцией – также есть в концепциях многих других деятелей. Но радикалы часто ссылаются на его авторитет, чтобы доказать, что нынешняя власть является «неправильной», противоречащей «устоям мусульманской веры».



Вместе с тем, по-видимому, правильно было бы отметить, что идеи Абдель Ваххаба вряд ли можно «автоматически» представлять как готовые «инструкции» сегодняшним радикалам и террористам. Ведь не надо забывать, что он жил три столетия назад, в эпоху реформ Петра 1 и правления Екатерины Второй.



Кроме религиозных работ богословов – последователей школы Ибн Абдель – Ваххаба, в последние полтора-два десятилетия сформировался мощный мутный поток т.наз. «ваххабитской литературы» – агитационных материалов самого экстремистского, провокационного и подрывного характера, написанных современным языком для верующих в различных странах. Поэтому следует признать, что очень часто мы имеем место с попытками проникновения злобных антироссийских пропагандистских материалов. Эти материалы, имеющие совершенно очевидные политические цели, очень часто являются с религиозной точки зрения просто безграмотной «агиткой», которую авторы пытаются прикрыть авторитетом исламского ученого. С учетом этого нелишне подчеркнуть, что непродуманное «присвоение» экстремистским «опусам» названия «ваххабизм» – далеко не безобидное дело. Вольно или невольно пропаганде ненависти и экстремизма придается «статус» религиозной литературы. Вследствие этого враждебные элементы представляют дело так, что якобы имеет место борьба религиозного характера, хотя на самом деле речь идет о противодействии криминальным, преступным идеям, зачастую ничего общего с религией не имеющим.



- Но мы видим, что даже автор книги Натана Делонг-Бас удостоилась ярлыка защитника терроризма и проповедника ваххабизма. Хотя профессор кропотливо изложила свой анализ трудов средневекового мыслителя…



- Думаю, что подобные упрощенные, однозначные оценки также вряд ли помогают разобраться в сути вопроса. Здесь нужна дискуссия, обоснованная критика упущений авторов, которые пишут по столь сложным темам. Я читал книгу профессора, она была издана в 2004 году в Лондоне, а затем переиздана в 2005 в Каире. Я прожил в Каире восемь лет. С трудом могу представить, чтобы в столице Египта – государства, ведущего тяжелую многолетнюю борьбу с террористами, могли опубликовать книгу «защитника терроризма». Натана Делонг-Бас – специалист, профессионал, она проанализировала большое количество специальной литературы и является знатоком этой проблематики. Вместе с тем, прямо скажу, что с целым рядом положений монографии я категорически не согласен. Она написала книгу для того, чтобы показать примитивность некоторых «расхожих» суждений относительно деятельности Ибн Абдель – Ваххаба.



Его учение действительно носит более сложный характер, зачастую ему приписываются вещи, не имеющие к нему отношение, либо богослов не столь однозначно писал об этих вещах. В монографии дается попытка более комплексно и сбалансировано подойти к этим вопросам. Но работа отнюдь не лишена крупных недочетов. Главный недостаток – начав разбираться в феномене «ваххабизма» автор остановилась на самом важном месте. Она так фактически и не прояснила вопрос о том, в силу каких причин некоторые из положений, выдвинутых Ибн Абдель – Ваххабом, широко используют экстремисты, что конкретно они находят для себя в идеях этого проповедника. Это как раз те вопросы, которые мы сегодня затрагивали в нашей беседе. Помимо этого, автор широко использует термин «ваххабизм», даже в названии монографии – «Ваххабистский ислам: от возрождения и реформ до всемирного джихада». Она должна была более четко оговориться, что на родине богослова такой термин «не в ходу». В отношении этой книги, которую оцениваю в целом весьма неоднозначно, имеется целый ряд других критических замечаний. Но это тема отдельного разговора.



- Как вы думаете, способна эта книга изменить общественное мнение в России относительно учения богослова-реформатора?



- Я думаю, общественное мнение должно меняться не с выходом одной-двух книг зарубежных авторов, а в результате целенаправленной деятельности наших специалистов, совместной, согласованной, кропотливой работы научной общественности и государственных органов. Проблема примитивности, «приблизительности» оценок – это проблема образования. Необходимо совершенствовать подготовку востоковедов, а также специалистов-богословов – наряду с усилением и диверсификацией форм борьбы с экстремизмом и терроризмом. Нельзя бороться с враждебными течениями, слабо разбираясь в их истоках и сущности. Противоречащие интересам нашего государства идеологические построения и основанные на них практические действия криминальных элементов должны встречать квалифицированный, адресный, скоординированный и решительный отпор.



Беседовала Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика