Ивановские мусульмане никогда не дистанцировались от окружающего общества

Мечеть - общеизвестная архитектурная достопримечательность города Иваново

Мечеть - общеизвестная архитектурная достопримечательность города Иваново

Теги:



0
13 Октября 2009г. (23 Шавваль)
Ивановская область. Само название региона наталкивает на мысль об отсутствии здесь чего бы то ни было исламского. Но далеко не всегда надо следовать сложившимся стереотипам, тем более таким ложным и неправильным, как этот. На самом деле, если внимательно изучить вопрос, то выясняется, что мусульманская община Ивановской области имеет как достаточно древнюю историю, так и славное настоящее. Именно эти явления были исследованы в ходе работ по составлению энциклопедического словаря «Ислам в Центрально-Европейской части России».



Богата родина ситцев на историю ислама. Торговые и культурные контакты Верхнего Поволжья со своими мусульманскими соседями успешно развивались более тысячелетия. Проживали здесь мусульмане в ордынское и постордынское время, имелась развитая община до революции и в советское время. Но сейчас разговор не про историю, которая имеет ценность как сама по себе, так и в плане изучения и транслирования опыта предыдущих поколений.



По всей центральной России мусульманская община Ивановской области проявляет сегодня особую социальную активность. При этом стоит отметить и тот факт, что она не является ни самой большой, ни самой известной. По обоим этим показателям ивановские мусульмане отстают от других регионов ЦФО. Более того, в отличие от их соседей в Твери и Ярославле, у них не было дореволюционных мечетей, четко обозначавших традицию присутствия мусульман в регионе.



А почему, собственно, сложилось это мнение о социальной активности ивановской общины, на чем оно основано? Может быть, и нет такого факта?



Я не был в «столице рабочего края» 10 лет. Что же изменилось за столь немалый и столь мизерный в плане истории срок? Из трех своих последних визитов дважды я приезжал в месяц рамадан. Так уж совпало. Но тем разительнее был контраст с тем, что было каких-то 10 лет назад.



Наиболее хорошо видно степень развития уммы в месяц рамадан. Что такое рамазан? Месяц, когда мусульмане чаще собираются вместе, больше общаются и совестно поклоняются Всевышнему. Так вот, в Иваново в течение всего месяца устраиваются ифтары примерно человек на 200. На эти ифтары не привлекаются средства со стороны, их проводят исключительно сами члены общины. Составляют особый список, в который заранее, за несколько месяцев записываются желающие провести ифтар. Среди них этнические общины и частные лица. В результате татарские ифтары сменяются узбекскими, азербайджанскими, турецкими, чеченскими, афганскими и т.д. Кроме того, существует еще одна очередь – подстраховать, если кто-то вдруг не сможет, или окажется не под силу самому накормить столько людей. Некоторые даже обижаются, что кому-то дали больше дней, и просят уж на следующий год обязательно изменить соотношение в их пользу.



Примечательно, что лидер мусульманской общины Фарит Усманович Ляпин никого не просит финансировать и организовывать ифтары. Просто это стало почетным правом и честью, о которой мечтают мусульмане этого центральнороссийского города. Именно такая постановка вопроса позволяет решать многие проблемы местной общины.



Но рамадан – не единственный месяц в году, и жизнь мусульманина не ограничивается намазом и постом. В руководстве мусульманской общины Иваново отлично это понимают и колоссальное внимание уделяют в первую очередь вопросам образования. В результате в регионе на протяжении многих лет действует воскресная школа, располагающаяся при обычной государственной общеобразовательной школе. В организации школы были умело использованы как этнический, так и религиозный факторы.



В воскресной татарской школе преподаются основы ислама, арабский язык, а также азербайджанский и чеченский. Понятно, что это все наряду с татарским языком и культурой. Причем финансируется обучение за счет городского и областного бюджетов, в которых предусмотрено 10 преподавательских ставок по этой программе. Для сравнения стоит напомнить, что, скажем, в городе Пензе существует лишь одна преподавательская ставка – для учителя татарского языка в воскресной школе при татарской национальной организации «Якташлар».



В чем же причина того, что в регионе, где мусульмане представляют собой коренное население (прямые предки пензенских татар проживают в регионе с 6 века), почти отсутствует государственное финансирование их образовательных программ, в отличие от Ивановской области? Основную причину Фарит Усманович видит в том, что мусульманская община Ивановской области никогда не дистанцировалась от окружающего общества, как зачастую бывает во многих регионах. В результате в этом регионе у мусульман действуют и школа, и детский сад. В Иваново находится единственная в Центральной России школа Коран-хафизов, преподавание в которой ведется по традиционной для мусульман Урало-Поволжья туркестанской системе. В этом году состоялся долгожданный первый ее выпуск, прошедший в торжественной обстановке. Кроме того, уже четвертый год подряд проходит межрегиональный конкурс чтецов Корана.



В регионе налажено эффективное сотрудничество с учеными. Достаточно отметить тот факт, что в работе над энциклопедическим словарем «Ислам в Центрально-Европейской части России» по блоку статей, относящихся к Ивановской области, были привлечены лучшие научные кадры региона. В их числе председатель областного краеведческого общества доктор исторических наук профессор К.Е. Балдин и один из ведущих археологов региона кандидат исторических наук П.Н. Травкин, ряд других специалистов. Причем особо примечательно то, что эти ученые мужи приняли участие в работе именно по приглашению мусульманской общины региона. В дальнейшем планируется расширение исследований в данном направлении. Примечателен и тот факт, что региональная презентация вышедшего издания пройдет в помещении областной научной библиотеки под председательством ее директора; сам по себе этот факт уже показывает признание мусульманской общины региона в качестве одной из его ведущих сил и общественных факторов. О том же говорит и объем публикаций, посвященных мусульманской общине в обычной областной и городской прессе. Как минимум раз в месяц в газетах области что-нибудь пишут о местных мусульманах, причем характер публикаций носит доброжелательный характер. К сожалению, далеко не каждый регион нашей страны может похвастать тем же.



Авторитета мусульманам области, несомненно, прибавил и сабантуй, традиционно проводимый здесь и давно ставший пропагандой трезвой мусульманской культуры. Именно в качестве альтернативы алкоголизации населения он рассматривается в многочисленных статьях, посвященных ему в местной периодике. Начавшись как татарский праздник, он давно перерос национальные границы. Причем сабантуй изначально носил здесь исключительно трезвый характер, чем, к сожалению, не может похвастать ни Москва, ни многие татарские аулы.



Вот такая община существует в Верхнем Поволжье – регионе, где издавна встречались и взаимодействовали три разные этнокультурные общности – финская, славянская и тюркская. Сегодня, как и повсюду в нашей стране, здесь существуют различные проблемы, но именно со стороны мусульманской общины прикладываются колоссальные усилия по их решению.



Именно социальной активности мусульман Ивановской области и умению работать с различными слоями населения стоит поучиться нашим единоверцам из многих других регионов.

Автор: Ахмaд Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика