Нигматулла хаджи. Бухарец в Тюмени

Личная печать мецената

Нет в тюменском крае человека, оставившего более глубокий «материальный» след в его исламской истории, чем Нигматулла Кармышаков-Сейдуков, купец второй гильдии, основатель и попечитель Ембаевского «Магометанского духовного училища». Даже в соседних областях помнят Нигматуллу хаджи, поскольку меценат строил мечети не только в пределах Тюменского уезда.


Меценат Нигматулла Кармышаков

- Он бы мог стать купцом первой гильдии, состояние позволяло, но в таком случае Нигматулле Кармышакову пришлось бы больше платить налогов, а значит меньше оставалось бы средств на благотворительность, – говорят сотрудники музея в родном селе мецената Ембаево, в десяти километрах от Тюмени.

Музей размещается в помещении бывшего медресе (Ембаевского магометанского училища), которое входит в исламский комплекс, построенный Нигматуллой Кармышаковым. В жемчужине комплекса – мечети – в наши дни размещается уже новое медресе, входящее в структуру Духовного управления мусульман Тюменской области. Учебное заведение носит имя Нигматуллы хаджи Кармышакова.


Дом Нигматуллы (не сохранился)

В Ембаево не осталось родственников мецената. С тех пор, как в 1921 году потомков Кармышаковых-Сейдуковых изгнали из села, в Ембаево они не вернулись. Местные жители подозревают, что до сих пор потомки купца хранят обиду за прошлое, за черную благодарность земляков. В свое время, вернувшись из хаджа, Нигматулла Кармышаков обнаружил, что жуткий пожар уничтожил большую часть села. Купец выстроил новые дома всем без исключения погорельцам. В двадцать первом году все это забылось, в одночасье из благотворителей Кармышаковы-Сейдуковы превратились в «эксплуататоров», подлежащих изгнанию. Но все же, несмотря на такой поворот, в Ембаево всегда оставались люди, благодарные знаменитому земляку. Они передавали из поколения в поколение рассказы о Нигматулле Кармышакове, благодаря чему можно восстановить автобиографические сведения и некоторые жизненные перипетии тюменского бухарца.

Одним из таких людей в Ембаево была Рашида Ишимова, воспоминания которой хранятся в Ембаевском музее. Из ее рассказа следует, что Нигматулла Кармышаков родился в 1829 году в Ембаево, центре Бухарской инородческой волости Тюменского уезда. Происходил он из бухарцев.

Собственно и само село Ембаево (другое название Улы Манцыл), как и соседнее Тураево (Киши Манцыл), столетия назад было основано торговцами из Бухары.

Согласно преданию, род Нигматуллы появился в Сибири в результате неудавшегося дворцового переворота в Бухарском эмирате. Предок купца задумал свергнуть своего родственника и сесть на трон эмира. Заговор был раскрыт. Заговорщик с семьей бежал на север.

Из родословного листа, представленного в музей одним из потомков мецената, непонятно, кто бежал в Сибирь – родоначальник Абдулла или его сын Сайдук (Сейдук, дед Нигматуллы). В родословной Абдулла указан как эмир.

Рашида Ишимова же ведет свое повествование от Кармышака сына Сайдука. Она сообщает, что Кармышак в молодые годы служил приказчиком у бая Габдул-Карима из Ембаево, имевшего торговые связи с Семипалатинском и Павлодаром. Работая на бая, Кармышак параллельно вел и свое дело. Он скооперировался с земляком из Ембаево Ишмуратом Альбиковым, вместе они скупали скот и шерсть в казахских степях, которые в те годы кишели стадами, отарами и табунами. Компаньоны везли товар в Тюмень и на знаменитую Ирбитскую ярмарку. Назад в степь Кармышак и Ишмурат отгружали ткани, галантерею, железные изделия, необходимые в кочевом хозяйстве. Дела пошли настолько хорошо, что Кармышак вскоре открыл собственные магазины в Тюмени, Павлодаре, Семипалатинске. У него было трое сыновей – Рахматулла, Нигматулла и Хабибулла, и дочь Биби-Рабига. Жену Кармышака звали Зарифа Апделхай-кызы.

На старости лет Кармышак отправился в хадж, сообщает Рашида Ишимова, и не вернулся назад, умер на обратном пути.

Братья Кармышаковы-Сейдуковы значительно продвинули дело отца. Их «Торговый дом» открыл новые магазины в Тобольской губернии, а также в уйгурском Синцзяне, Алма-Ате, Жаркенте, Зайсане, Каркаралинске. Больше всего в купеческих делах преуспел средний сын Нигматулла. Из Франции он привозил духи и бижутерию, из Китая фаянс, кирпичный чай, пряности. Из Аравии и Турции – мусульманские книги и журналы. Из южного Туркестана – ковры, ткани, сушеные фрукты и иные восточные сладости.

Надо полагать, что перемещение товаров в телегах и санях по тогдашним российским дорогам, утопавшим в грязи и сугробах, было делом не из легких.

По данным Рашиды Ишимовой, Нигматулла Кармышаков в молодые годы обучался арабской грамоте и шариату у мулл Ембаево Мухаммат-Рахим ахуна, Хабибуллы-муллы Сагитова, Галимжан бине Куйбич, Бики-муллы. Купец не имел серьезного богословского образования, но всеми силами стремился дать такое образование молодежи. В 1884 году Нигматулла организовал строительство исламского комплекса в Ембаево, который помимо мечети и медресе включал гостиницу, библиотеку, столовую. По некоторым музейным предметам можно определить, откуда Нигматулла-хаджи завозил стройматериалы для исламского комплекса. Так на фрагментах железа с минарета сохранились надписи: «Всемирная Парижская выставка, 1900 год», «Лысвинский горный округ №6 графа П.П. Шувалова».

Мечеть – жемчужина исламского комплекса в Ембаево

По инициативе Кармышакова обучение в Ембаевском магометанском училище велось по новому джадидскому методу. Из Саратова на должность мудариса Нигматулла пригласил Хисматуллу Бурундукова (родственника первого, назначенного царицей Екатериной российского муфтия Мухаметжана аль-Борундыки Хусаинова), предоставив тому хорошее жалованье и жилье.

В медресе Ембаево преподавал и такой видный сибирский просветитель, как Мулькай Юмачиков. Его перу принадлежат около десятка произведений, самые известные из них – «Китаб сафуаталь-манкулат», «Жаза китабы шорут – ал солат». В этот период в учебном заведении насчитывалось около 200 шакирдов со всей Тобольской губернии.

Ишимова сообщает, что Нигматулла выписывал газету «Терджиман», много занимался самообразованием, не успокаивался, пока не находил нужную книгу. В начале 20 века в библиотеке Ембаево насчитывалось 2200 томов печатных и рукописных книг. Купец проехал весь Ближний Восток, вел дружбу с известными египетскими и турецкими богословами. Насколько это был влиятельный человек, можно судить по воспоминаниям другого известного сибиряка, Абдурашита Ибрагимова, который в своей книге «Таржимаи халем» рассказывает, как в середине 90-х годов 19 века во время хаджа люди из разных стран приветствовали в Мекке сибирского бухарца.

- «Нигматулла-хаджи! Нигматулла-хаджи!», – зашумел народ при появлении Кармышакова.

В одну из поездок на Ближний Восток Нигматулла приобрел и привез в Ембаево волос (ус) в стеклянной колбе, который сегодня хранится в фондах тюменского областного музея под названием «Волос пророка Мухаммада».


Справа здание музея (бывшего медресе), слева здание библиотеки медресе

Купец не любил расточительства. Построив для мудариса «магометанского училища» двухэтажный кирпичный дом, сам Нигматулла жил весьма скромно в одноэтажном деревянном доме (на фото). Сохранилось предание о том, как в 1878 году Ембаево посетил во время своего путешествия по Сибири цесаревич Алексей. Будущего императора встречали, выстлав всю дорогу коврами, собранными со всех домов Ембаево. Свита царевича была в недоумении, когда Нигматулла Кармышаков вместо дорогих яств выставил на стол черный хлеб, уху из щуки и вареную картошку. Купец якобы сказал царевичу: «Заморские вина и кушанья вы отведаете всегда, я же хочу угостить вас тем, что кушает простой человек».

В личной жизни Нигматулла не был особенно счастливым человеком. Судьба нанесла ему немало тяжелых ударов, отнимая жен и детей. В 18-летнем возрасте отец женил его на дочери Габбаса муллы Теляшева из Тураево по имени Шарифа. Она родила дочь Габиду. Вскоре жена ушла из жизни по болезни. Недолго прожила и вторая жена – Гайнибану дочь Ибрахим-ахуна из Ембаево. Третья жена – Хаирбану дочь Габдель-Жалил бая – родила детей: Гатауллу, Худжатуллу, Ахмат-Шауки, Шауката, Райхану, Рахиму, Шакуру, Махрибану.

Последней женой через год после гибели третьей супруги стала Нагима – родная сестра Хаирбану.

Умерли по болезни все сыновья. По данным Ишимовой, в 1901 году на похоронах купца на ембаевском кладбище присутствовала только одна из его дочерей – Шакура, бывшая замужем за имамом мечети Ембаево Мухамат-Юсуфом Сагитовым (зять купца некоторое время возглавлял Учительскую семинарию имени своего тестя, которая была организована на базе бывшего магометанского училища).

После изгнания из села в 1921 году род Кармышаковых-Сейдуковых (в том числе потомки Рахматуллы и Хабибуллы) рассеялся по стране. Кто-то подался в Среднюю Азию и Казахстан, некоторых ждала голодная смерть в дороге. В Сибири осталась внучка купца Арифа. Она обосновалась в селе Новоатьялово, где ее дед когда-то построил мечеть. Сегодня внуки Арифы проживают в Тюмени.


В доме мудариса магометанского училища ныне размещается отделение сбербанка и почта

Сотрудники музея говорят, что Нигматулла хаджи был очень богобоязненным и запрещал фотографировать себя, поэтому снимков его не сохранилось. Есть и другое мнение, согласно которому отсутствие фото связывают с отсутствием родственников Нигматуллы хаджи в Ембаево. В музее хранится единственный снимок, на котором предположительно изображен самый знаменитый мусульманский меценат Тюмени. В описи экспонатов указывается, что на фото Нигматулла Кармышаков, и тут же стоит знак вопроса. Сотрудникам музея неизвестно, кто и когда принес к ним это фото мужчины в турецкой феске и френче. Известно точно, что фото снято не в Турции, поскольку на обратной стороне печать фотографа «И.Кадышев в Сибири». А кто как не Нигматулла хаджи мог в тот период сибирской истории позировать в одежде «продвинутой» мусульманской интеллигенции прошлого?!

Калиль Кабдулвахитов,
Автор благодарит заведующую музеем татарской культуры с. Ембаево Тюменского района Гульнару Губайдуллину за предоставленные материалы.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика