Муллы не могут поделить историческую мечеть Новосибирска

Так сегодня выглядит историческая мечеть Новосибирска

Так сегодня выглядит историческая мечеть Новосибирска

Теги:



1
06 Июля 2010г. (24 Раджаб)

Новосибирская историческая мечеть с началом июля закрылась на реставрацию. Будущее ее весьма туманное. На здание претендуют две организаций, которые относятся к двум разным структурам – ДУМС (Духовному управлению мусульман Сибири) с центром в Омске и ДУМАЧР (Духовному управлению мусульман Азиатской части России). Впереди судебные тяжбы, которые временно были заморожены в связи с кончиной имама мечети Гумара Баязитова.

Несколько лет назад в Новосибирске уже были аналогичные судебные процессы, поэтому есть смысл рассказать о предыстории противостояния. В середине 80-х годов, когда не было ни ДУМС, ни ДУМАЧР, в Новосибирске действовала единая мусульманская община. Официально зарегистрированная организация правоверных размещалась в двухэтажном каменном здании по улице Дарьяльская, 4, переоборудованном под молитвенный дом. Руководил общиной имам Махмуд Велитов. В конце восьмидесятых, после отъезда Велитова, организацию возглавил Накип Шакирзянов, родной брат главы ДУМС Зулкарная Шакирзянова из Омска. Одним из активных членов новосибирской общины в ту пору стал Гумар Баязитов, пришедший в религию через национальную культуру. В одно время Баязитов был участником фольклорного ансамбля, исполнял народные песни и танцы. В период перестройки в СССР пришел в мечеть на Дарьяльскую, где влился в дружный коллектив верующих.

Одно из последних фото Гумара Баязитова (второй справа)

Баязитов и Шакирзьянов совместными усилиями добивались передачи мусульманам исторического здания мечети по ул. Фрунзе, 1 «а» в центре города, которая была построена в 1916 году и за годы «развитого социализма» осталась без минарета. Вдобавок к строению в советское время был добавлен второй этаж. В помещении мечети располагались госпиталь, затем поликлиника, пожарная часть. В 80-х тут размещалось предприятие «Сибаэродромстрой». Мусульмане Новосибирска писали петиций, требуя вернуть старую мечеть, одновременно просили дать землю для строительства новой мечети. В 1990 году участок под мечеть был предоставлен на ул. Красина, а спустя два года появилось решение городского совета народных депутатов под №181, которым постановлялось: «Вернуть здание по улице Фрунзе,1а Новосибирской религиозной общине мусульман для использования его по прямому назначению как культового сооружения», однако еще около двух лет «Сибаэродромстрой» не освобождал здание. Лишь после проведения мусульманами пикета в октябре 1993 года предприятие выехало из бывшей мечети.

Намаз на Фрунзе, 1 «а»

В 1998 году Накип Шакирзянов возглавил общину новой открывшейся мечети на улице Красина, войдя с новой общиной в состав Духовного управления под руководством своего брата. Оставшийся при исторической мечети имам Гумар Баязитов со своими сторонниками влился в ДУМАЧР. С расколом общины на два лагеря не замедлила тяжба за право обладать зданием старой мечети в самом центре миллионного города. Шакирзянов в своем иске просил передать мечеть в пользу ДУМС, Баязитов, соответственно, утверждал, что правопреемником дореволюционной «магометанской» общины должна быть местная община ДУМАЧР.


Суфия Баязитова (вторая слева), фактически руководитель мечети

Арбитражный суд Новосибирской области разрешил спор в пользу организации Накипа Шакирзянова, однако следующая инстанция – Арбитражный суд Западносибирского округа в Тюмени – приняла сторону Гумара Баязитова. Решающим аргументом в признании правопреемственности для тюменских судей стал факт вхождения ДУМАЧР в структуру единой централизованной структуры Совет муфтиев России и наличие Устава, зарегистрированного в Минюсте РФ и факт непринадлежности ДУМС ни к одной общероссийской структуре, ни к ЦДУМ, ни к СМР, и отсутствие надлежащего Устава.

Несколько лет в Новосибирске действовали параллельно две мусульманские организаций, которые, возможно, если и не соперничали в добре и благочестии, то, во всяком случае, их противостояние уже выливалось на страницы местных СМИ. Казалось бы, судебные тяжбы остались в истории, однако в общине исторической мечети два года назад назрел новый раскол. Часть прихожан настаивала, чтобы разменявший восьмой десяток жизни Гумар Баязитов уступил свое место за минбаром более молодому имаму. На собрании общины выбрали помощником Баязитова и новым имамом доцента–математика Ильхома Меражова. Ученый недолго занимал пост духовного лидера. По его словам, он оставил должность имама под давлением пенсионерки Суфии Баязитовой, супруги Гумара Баязитова, которая, со слов Меражова, фактически руководила действиями своего мужа. Община исторической мечети разделилась на две группы, каждая из них провела свое отчетно-выборное собрание, избрав руководителем в одном случае выпускника «Мухаммадии» Джалиля Мустафина, в другом – Гумара Баязитова. Но обе группы пока еще продолжали оставаться в составе ДУМАЧР. Последовавшее следом назначение Ильхома Меражова официальным представителем данного Духовного управления в Новосибирской области сыграло решающую роль в дальнейших действиях Гумара Баязитова. Вместе со своими сторонниками он зарегистрировал новую мусульманскую организацию по тому же старому адресу исторической мечети, но уже в составе ДУМ Сибири (Омского муфтията), своего давнего оппонента, предварительно переговорив с братьями Шакирзяновыми.
Минувшей весной Гумар Баязитов покинул ближнюю жизнь. Надо полагать, перед тем как регистрировать новую организацию он договорился с Шакирзяновыми о неком автономном статусе своей организации в составе ДУМС. На это наталкивает то обстоятельство, что после кончины Баязитова руководство мечети на Красина не стало назначать своего имама в историческую мечеть, оставив все на усмотрение супруге покойного.

По словам прихожан из противоположного лагеря (которые продолжают ходить в ту же мечеть), пятничные хутбы на Фрунзе, 1 «а» с весны читали омские муллы, отправляемые Зулкарнаем Шакирзяновым на джума по звонку Суфии Баязитовой. Не так давно один из пятничных гостей из Омска забыл прихватить с собой в Новосибирск бумагу с текстом хутбы, о чем честно признался собравшимся в молитвенном зале людям и предложил провести джума без произнесения проповеди. Народ, молча, встал на намаз за имамом, не умеющим вести хутбу без бумажки.

Историческая мечеть в начале ХХ в.

Община исторической мечети после закрытия последней на ремонт посещает две другие мечети города – «областную соборную» на ул. Красина и «мечеть мигрантов» на Хилокском рынке. К завершению реставрации, надеются люди, возможно в исторической мечети появится имам, которому Суфия апа передаст ключи, а судебные инстанции поставят точку в споре за право владения мечетью. На этот раз ответчиком по иску, со слов оппонентов Баязитовой, станет орган юстиции, зарегистрировавший по адресу действующей мусульманской организации параллельную общину.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Rafael 07 Июля 2010г.
Ответить

ПОЗОР!

Яндекс.Метрика