Ураза-байрам. Культура праздника и милостыни

Абдурауфа Забирова считают одним из наиболее ярких представителей нового поколения мусульманских деятелей России

Абдурауфа Забирова считают одним из наиболее ярких представителей нового поколения мусульманских деятелей России

Теги:


0
09 Сентября 2010г. (30 Рамадан)
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!



Хвала Аллаху, Господу миров, который направил нас на путь Ислама и сплотил в единую умму!

Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам и всем тем, кто последовал его праведному пути!



Дорогие братья и сестры, мусульмане и мусульманки!



В Исламе есть два основных праздника, одним из которых является Ид аль-Фитр – праздник разговения Ураза-байрам, который следует сразу же за месяцем Рамазан. Начало праздника в этом году приходится на 9 сентября.



Во время праздника Ид аль-Фитр читается совместная праздничная молитва "Салят аль-ид" – праздничный намаз. Время совершения праздничной молитвы наступает после того, как солнце поднимается над землей на высоту одного копья или двух (спустя 20-40 после восхода солнца), и завершается с приближением солнца к зениту (за 20-40 минут до наступления времени полуденной молитвы "Зухр").



Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Передают со слов Ибн Аббаса и Джабира б. Абдуллаха, да будет доволен ими обоими Аллах, что при жизни Пророка призыв к молитве не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения. (аль-Бухари).



До и после праздничной молитвы никакие дополнительные молитвы-намазы не совершаются. Ни пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижники никаких молитв не совершали. Ибн Хаджар аль-Аскаляни говорил: "У праздничной молитвы нет сопровождающих ее дополнительных (сунна) молитв, в отличие от пятничной". (См.: Аш-Шавкяни Мухаммад Нейль аль-автар: В 10 т. Т. 4, с. 260).



После намаза, состоящего из двух ракаатов, читается праздничная хутба – проповедь, произносимая имамом. Продолжается проповедь словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).



В проповеди имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни "Закятуль-фитр", а также на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.



Словосочетания "закятуль-фитр" и "садакатуль-фитр" – это разные названия одного обязательного вида занята, который выплачивается в месяц Рамадан, сразу по его завершении.



Данная разновидность закята стала обязательна во втором году хиджры. Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) передал: "Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сделал обязательным "закятуль-фитр".



Данная милостыня равна 1 саа фиников или 1 саа ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы". (Хадис от Ибн 'Умара; свод хадисов аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари: В 14 т. Т. 3, с. 430, хадис 1503, а также смотрите хадисы 1508, 1510).



"Саа", упоминаемый в хадисе, – это мера сыпучих тел, равная примерно 3260 г. по мнению ученых ханафитского мазхаба, и – 2172 г. по утверждению остальных мусульманских ученых. (Му'джаму люгати аль-фукаха' [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 270).



Суть и смысл "закятуль-фитр" изложены в следующем хадисе, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах): "Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату "закятуль-фитр" в качестве очищения для постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а так же в качестве питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать или выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это – принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им], если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это – милостыня из числа милостыней". (См.: Абу Дауд. Сунан аби Дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]: В 4 т. Египет: ас-Са'ада, 1950 (1369 по хиджре), т. 2, с. 149,150, хадис 1609; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 10 т. Т. 5, с. 243).



"Закятуль-фитр" – налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, а также используется и в других закятных направлениях. (См.: Священный Коран, 9:60). Обязателен как для взрослых, так и для детей. От имени детей выплачивается их родителями. Может быть передан до начала Праздника Разговения (Ид-аль Фитр, Ураза-байрам). (См.: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари: В 14 т. Т. 3, с. 430 – 441; аз-Зухайли Вахба Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 3, с. 2035 – 2050 и др).



Начинается время возможной выплаты "закятуль-фитр" с началом месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов. Более практичным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста ('Ид аль-Фитр). Самым правильным будет выплата "закятуль-фитр" в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы. Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то все равно обязательность сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно. (См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 3, с. 2047). Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты "закятуль-фитр" в денежном эквиваленте.



Мусульмане Востока и Запада тщательно готовятся к этому празднику. Накануне совершают полное ритуальное омовение – "гусл", надевают самую лучшую и чистую одежду, умащаются благовониями. И произнося такбир (слова возвеличивания Всевышнего Аллаха), направляются в места совершения празничных намазов. Есть достоверные свидетельства, в которых говорится о том, что Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) обычно совершал полное омовение в день 'Ид аль-Фитр перед выходом к месту совершения молитвы. (Имам Малик. Аль-Муватто, 428). Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: "У пророка (мир ему и благословение) была джубба (верхняя одежда с широкими рукавами), которую он носил в Ид и по пятницам". (Сахих Ибн Хузейма, 1675). Аль-Байхакы передал, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) в день Ид обычно одевал свои лучшие одежды.



Произнесение такбира в день праздника – одна из величайших сунн. "Аллах ... желает, чтобы вы завершили число дней [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его". (Коран, сура 2: 185). Аль-Валид ибн Муслим сказал: "Я спросил Аль-Узая и Малика Ибн Анаса, следует ли в день 'Ид произносить вслух такбир. Они ответили: "Да". В Ид аль- Фитр Абдуллах Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) обычно громко произносил такбир до тех пор, пока не приходил имам". Абу Абд ар-Рахман ас-Салами сказал: "В день Ид аль-Фитр (праздник разговения) они произносили (такбир) громче, чем в Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения)". (Ирва, 3/122). Ад-Дар Кутни и другие рассказывали, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), выходя из дому в Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха, усердно произносил такбир, пока не достигал места совершения молитвы, и продолжал до тех пор, пока не приходил имам. (Ирва, 2/122). Ибн Абу Шайбах передал, что Аз-Зухри сказал: "Выходя из дому в день Ид, люди совершали такбир, пока не достигали места совершения молитвы и до тех пор, пока не приходил имам. С приходом имама они умолкали, пока он не начинал читать такбир, и вместе с ним они также произносили его". (Ирва, 2/122). Примером тому является свидетельство о том, что Нафи Ибн Джубайр обычно произносил такбир и удивлялся, почему люди не поступают так же. Он спрашивал: "Почему вы не произносите такбир?". Ибн Шихаб аз-Зухри передал: "Люди обычно совершали такбир со времени выхода из дому до тех пор, пока не приходил имам". Время совершения такбира начинается ночью дня Ид и длится до прихода имама, руководящего молитвой. Женщины такбир громко не произносят. Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира: "Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд". Перевод: "Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление".



Перед Ид аль-Фитр рекомендуется съесть несколько фиников в нечетном количестве или что-то сладкое. Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: "В день разговения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не выходил утром из дома, не съев несколько фиников", а в одном из сообщений, передаваемых с его слов, говорится, что количество их было нечетным. (Аль-Бухари, 953). Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллах) пояснял, что это правило установлено для того, чтобы не допускать продления людьми поста, а также означает следование наставлениям Аллаха. (Фатх, 2/446). Шариатом категорически запрещается поститься в день 'Ид аль-Фитр – праздник разговения Ураза-байрам.



Передают, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал поститься два дня в году: в день разговения и день жертвоприношения. (Аль-Бухари и Муслим).



Перед молитвой-намазом нельзя курить, потреблять остро пахнущие продукты, запах которых может быть неприятен для других во время молитвы. Рекомендуется, чтобы все мусульмане собрались для праздничной молитвы, за исключением не способных сделать это. В этот день необходимо хорошо одевать своих детей, покупать им сладости и помогать им духовно воспринять это событие.



Ураза-байрам – это большой религиозный и семейный праздник для каждого мусульманина. В дни праздника принято наносить визиты родственникам, друзьям, знакомым, вместе отдыхать, накрывать праздничные столы и трапезничать, проявлять щедрость, дарить подарки, навещать больных, поздравлять друг друга, окружать вниманием родителей и детей, сирот и немощных.



В период праздника мусульмане должны быть особенно внимательны к окружающим. Джубайр Ибн Нуфайр сказал: "Во времена Пророка (мир ему и благословение), встречаясь в день Ид, люди говорили друг другу: "Такаббаль Аллаху минна уа минкум" ("Да примет Аллах от нас и от вас"). (Ибн Хаджар. Фатх, 2/144). Практика обмена приветствиями и поздравлениями в дни 'Ид была распространена во времена сподвижников пророка и таких ученых, как имам Ахмад.



Мудрость праздничной молитвы заключена в том, что это одно из внешних признаков религии, одна из особенностей уммы пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Через нее воздается благодарность Аллаху, Господу миров за воможность поститься в Рамазан. Во время праздника также звучит призыв к взаимному милосердию мусульман, к единству и чистоте душ.



Уважаемые братья и сестры, мусульмане и мусульманки!



Сердечно поздравляю вас и ваши семьи с окончанием поста в месяце Рамазан и благословенным светлым праздником разговения 'Ид аль-Фитр – Ураза-байрам – воплощением духовной радости, веселья и великого исламского братства. Прошу Всемилостивейшего Аллаха о принятии нашего поста, молитв и благодеяний, вознаграждения безграничной милостью в обоих мирах.



Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благодать!



Председатель Пензенской региональной общественной организации "Просвещение",

первый заместитель муфтия Единого духовного управления мусульман Пензенской области

Абдурауф Забиров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика