В Екатеринбурге переосмыслили творчество татарских и башкирских классиков

Рафаил Исхаков и Зуфар Рамеев

На минувшей неделе в Екатеринбурге в рамках конференции «Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть» прошел научный семинар «Творчество Мажита Гафури в историко-литературном процессе и в современном мире» (Первые Гафурийские чтения). Мероприятие было организовано при поддержке Института истории и археологии Уральского отделения РАН, Уральского государственного университета им. А.М. Горького, Музея писателей Урала, Конгресса татар «Татары Урала» и Екатеринбургского общества татарской и башкирской культуры им. М. Гафури. В Гафурийских чтениях приняли участие ведущие знатоки творчества писателя из Казани, Уфы и Екатеринбурга, политики, историки, общественные деятели и журналисты.

Открывая конференцию, депутат Екатеринбургской городской думы Рафаэль Шихов отметил огромную значимость подобных встреч, поскольку они способствуют сохранению родного языка в среде уральских татар и башкир. «Замечательно, что поднимается такая тема, очень важно пропагандировать наследие наших классиков. Мажит Гафури, несомненно, классик и татарской, и башкирской литературы, соответственно, наоборот: и башкирской, и татарской. И не надо спорить, какому народу он принадлежит в большей степени. Важно, чтобы наука в доступной форме популяризировала его творчество. Это особенно важно там, где татары и башкиры живут далеко от своих культурных центров, в частности, на Урале. Очень много людей, которые понимают свой язык, но не говорят на нем, хотят выучить, но у них не хватает времени. И такие встречи как раз повод напомнить людям о том, что нужно стремиться к знанию родного языка».

Среди уральских татар эта ситуация, к сожалению, очень распространенная, что показал и сам семинар – гости из Казани задавали вопросы екатеринбургским докладчикам по-татарски, а те, прекрасно поняв, о чем их спрашивают, отвечали по-русски. Тем не менее, несмотря на разноязыкость, мероприятие, помимо историко-литературного аспекта, вскрыло немало общественно-политических проблем, актуальных для сегодняшнего дня.

Один из организаторов Гафурийских чтений – к.ф.н., доцент факультета журналистики УрГУ Рафаил Исхаков отметил, что «официальное советское литературоведение искусно создало, богато мифологизировало и щедро тиражировало образ Мажита Гафури (1880 – 1934). Началось все в 1923 году, первые слова о творчестве Мажита Гафури написала газета «Башкурдистан». Впервые в национальной истории Башкортостана состоялись торжества по случаю 20-летнего юбилея литературной деятельности Мажита Гафури. С этого времени к имени поэта стали прибавлять почтительное «ага» – дядя. Гафури было присвоено почетное звание народного поэта БАССР. Наркомзем подарил корову, горисполком – дом по улице Гоголя, 28. А Никольская улица решением президиума Уфимского горисполкома от 4 мая 1923 года была переименована в честь М. Гафури. Возможно, это единственный случай, когда улицу назвали именем поэта при жизни… Было сделано все, чтобы живой писатель-гуманист закоснел в общественном сознании каменным изваянием. Сегодня серьезной является задача разрушения мифов о жизни и творчестве Гафури».

Помочь этому должно понимание того, что есть «ранний» Гафури и «поздний» Гафури, его творчество на разных этапах жизни изменялось, не было одинаковым. Так, кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного университета Флюр Сибагатов говорил об арабо-мусульманских мотивах в творчестве Гафури. Он обратил внимание на то, что учеба в трех медресе («Расулия», «Мухаммадия» и «Галлия») оказало заметное влияние на литературную деятельность Мажита Гафури, к примеру, в его произведении «Адам и Иблис» присутствует сразу 4 коранических сюжета, «это единственный подобный пример в татарской литературе», – отметил ученый.

Ранним произведениям Мажита Гафури были свойственны «откровенная мусульманская нравоучительность и катехизисный рационализм». На это обратил внимание заведующий отделом текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан, доктор филологических наук Зуфар Рамеев. Это объясняется полученным им мусульманским образованием и огромным влиянием на его творчество традиционной восточной поэзии. А также тем, что М. Гафури, несомненно, принадлежал к поколению джадидов – светской элиты, воспитанной новометодными медресе в конце XIX – начале ХХI вв. Поэтому, как отметил, Рафаил Исхаков, «торопить социально-политическую эволюцию поэта не стоит, как и не нужно было советским литературоведам выдавать желаемое за действительное».

Для того, чтобы это понимал не только узкий круг ученых, а все кто любит творчество классиков татарской и башкирской литературы, нужно знакомить общественность с произведениями и творческим наследием писателя. Казанские и уфимские ученые говорили о необходимости издания масштабной энциклопедии М. Гафури, в которой будут обобщены вся сведения о произведениях и жизни классика, а также литературоведческие работы о нем. Подобная работа уже идет и в Уфе, и в Казани, но чтобы проект был реализован быстрее, необходимо объединить усилия. И.И. Бакке из Уфы рассказала о пропаганде творчества Гафури среди школьников и показала документальный фильм об открытом уроке в одной из уфимских школ, на котором старшеклассники рассказывали учащимся младших классов о жизни и основных мотивах творчества Мажита Гафури. После этого писатель Мадриль Гафуров и кандидат психологических наук Люция Камаева (мать правнука М. Гафури) из Уфы рассказали о работе фонда культуры «Мажит Гафури – 21 век». Прозвучало предложение пропагандировать творчество Мажита Гафури через интернет, например, создать интернет-энциклопедию «Мажит Гафури». И самое главное, заключили участники Гафурийских чтений, необходимо перестать делить классика на «башкортостанского» и «татарстанского», его творчество наднационально и близко всем – наверное, поэтому Мажита Гафури некоторые участники научного форума предложили именовать «уральским писателем» наряду с Павлом Бажовым и Дмитрием Маминым-Сибиряком.

Автор: Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика