Роль Золотой Орды в укреплении русского государства

Великий князь Дмитрий убивает московского князя Юрия

Великий князь Дмитрий убивает московского князя Юрия

Теги:


0
26 Октября 2010г. (18 Зу-ль-када)
В 2013 году Пензу украсит первый в России памятник царю Алексею Романову, который в 1663 году пожаловал грамоту в основание сего града. Монумент будет приурочен к 350-летию города и появится в сквере на Советской площади, которая ранее называлась Соборной. Здесь когда-то начиналось строительство кафедрального собора, но он был взорван большевиками в 30-х годах прошлого века. Торжественное открытие архитектурно-исторического комплекса совпадет с 400-летием династии Романовых.



Однако организаторы праздника упорно не хотят замечать того факта, что в 2013 году исполняется 700 лет принятия ислама Золотой Ордой в качестве государственной религии. Юбилейная дата также связана с началом правления девятого хана Золотой Орды Султана Мухаммеда Узбека (1313 – 1341) и основанием города Мохши (Нуриджан, Наручадь), располагавшегося на территории современного села Наровчат Наровчатского района Пензенской области. Именно там, по сути, и находилась ставка хана Узбека до завершения строительства столицы империи джучидов Сарая аль-Джадид. Напомним, что именно хан Узбек за 350 лет до основания Пензы создал на территории Среднего Поволжья серьезный центр политического, экономического, духовного и культурного развития Золотой Орды.



Время правления хана Узбека историки называют эпохой наивысшего расцвета городской культуры и подъема военной мощи Золотой Орды, укрепления ее международного авторитета в глазах стран Европы и Азии. Об этом свидетельствуют дипломатические отношения Орды с Византией, Индией, странами Западной Европы и мамлюкским Египтом. Это хану Узбеку удалось ликвидировать в Орде феодальные распри и добиться ее подъёма. При нем же начали развиваться особо доверительные отношения с русскими князьями.



Хан Узбек упразднил баскачество и передал право взимать дань вассальным князьям, которых наделял ярлыками на княжение. Он был одним из первых чингизидов, который открыто поддержал московских князей в их многолетней борьбе с тверчанами за великокняжеский престол в древнем Владимире. Первые столетия своего существования Москва еще не была отдельным княжеством и принадлежала владимирским князьям. Политическая и военная поддержка Золотой Орды сыграла большую роль в возвышении московского княжества, что способствовало объединению русских земель под эгидой Москвы.



Родоначальником самостоятельного Московского княжества считается младший сын Александра Невского князь Даниил. Его старший сын Юрий (Георгий) III (род Рюриковичей) унаследовал после смерти отца Москву и Переяславль-Залесский. В 1305 году Юрий вступил с тверским князем Михаилом в борьбу за великое владимирское княжение, но дипломатический поединок проиграл. Ярлык на великое княжение достался Твери. Чтобы ещё больше ослабить побежденного, Михаил подверг опустошению Москву, а затем – в 1315 году – и союзные ей новгородские земли, в которые он отправился вместе с войском под началом ордынца Таитемера.



Но в 1317 году Юрий женился на правнучке Батыя и сестре хана Узбека Кончаке. Породнившись с чингизидами, Юрий получил в качестве свадебного подарка ярлык на великое княжество Владимирское, заручился поддержкой Орды и приобрел большую силу. Тем самым хан Узбек не только подтвердил его ярлык на великое княжение русскими землями, но и укрепил родственно-политические связи между Русью и Золотой Ордой.



В том же году, вместе с ордынскими послами Кавгадыем, Астрабылом и Остревом, князь Юрий вторгся в тверские пределы, но потерпел поражение. Кончака, привезенная из Орды в Москву еще в 1316 году, попала в плен к князю Михаилу, где вскоре скончалась. Юрий бежал в Новгород, затем поехал в Орду, где передал через Кавгадыя обвинения Михаилу в убийстве Кончаки. Хан Узбек был крайне разгневан. Прибывший в Орду Михаил был обвинен в смерти Кончаки и казнен.



Но вскоре из-за жалоб тверчан Юрий лишился ярлыка, который перешел к сыну князя Михаила – Дмитрию. При первой же встрече с обидчиком своего отца в 1325 году он отомстил Юрию, самовольно убив его в ханской ставке. Тело князя привезли в Москву в феврале 1326 года. Его отпевали пять владык: новгородский, тверской, ростовский, рязанский и митрополит Пётр. Переселившись в Москву, митрополиты укрепили город, и он стал церковной столицей Руси.



Между тем хан Узбек медлил почти год, прежде чем казнить за самоуправство Дмитрия. Однако ярлык на великое княжение отдал не москвичам, а брату казненного, тверичу Александру, который возобновил борьбу с москвичами.



В 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание. Ордынский посол Чолхан и вся его свита были убиты. Восстание жестоко подавил брат Юрия Даниловича – московский князь Иван Калита, получивший ярлык на великое княжение и 50-тысячное войско от Узбек-хана. С ордынским и суздальским отрядами Иван Калита опустошил Тверское княжество. Спасаясь от ханского гнева, Александр бежал в Литву. Позже он просил в Орде помилования, но хан его не простил. 29 октября 1339 года князь Александр был казнен вместе с сыном Фёдором.



Таким образом, исторический путь российского государства, которому в дальнейшем было предначертано стать политическим мостом между Востоком и Западом, прежде всего связан именно с династией Рюриковичей (862 – 1613 годы). Немалую роль в культурном развитии Руси сыграли политические союзы и кровные связи великокняжеских славянских родов с половецкими, грузинскими, золотоордынскими, тюркскими монархическими династиями.



Царь Алексей Михайлович (Тишайший), основавший 50 крепостей, ставших позже городами, в самой Пензе никогда не был. Известно, что ему российский престол достался от отца – Михаила Федоровича Романова (двоюродный племянник последнего Рюрика). Воцарению рода Романовых предшествовали важные политические события: насильственная смерть царевича Дмитрия и естественная смерть его брата – последнего русского бездетного царя из московской ветви династии Рюриковичей – Фёдора I Иоанновича. С кончиной последнего знаменитая ветвь древнейшего монархического рода прекратила свое существование.



Но при царе Алексее фактическим правителем Руси был патриарх Никон, пользующийся неограниченными правами в делах церкви. Историк Ключевский называл его церковным диктатором. Никон имел гордый нрав, жестокий и упрямый характер, держал себя гордо и недоступно. Себя он называл "крайним святителем" и добился титула "великого государя". Известно, что его ближайшим помощником в церковных делах был Арсений Грек – человек, получивший воспитание и образование у иезуитов. Никон вызволил его из Соловецкого монастыря, куда тот был заключен как опасный еретик. Вместе они проводили церковную реформу: вводили новые обряды, исправляли богослужебные книги без одобрения собора.



Однако исправления велись не по древним греческим и славянским богослужебным канонам, а по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа, что и послужило причиной церковного раскола. Тех, кто последовал за Никоном, стали называть "никонианами". Сами же новообрядцы, пользуясь государственной поддержкой, провозгласили свою церковь православной, а своих противников, на которых свалили всю вину за церковную смуту, стали называть "раскольниками". На самом же деле старообрядцы никогда не изменяли родной православной церкви. Они и сегодня остались верны древним церковным преданиям и обрядам, и могут справедливо называть себя православными староверами или древлеправославными христианами.



Наиболее важным изменением при патриархе Никоне было введение троеперстия, взамен двоеперстного крестного знамения. Не менее важным церковным нововведением считается также перепечатывание в новых книгах имени Спасителя. В согласии с духом славянского языка, в старых книгах оно всегда писалось и выговаривалось "Исус", а при Никоне было переделано на грецизированное "Иисус".



К слову, еще со времен Древней Руси богослужебные книги писались в монастырях особыми мастерами. Это ремесло считалось священным, а работа выполнялась с особым благоговением. Все сохранившиеся до нашего времени старинные рукописи отличаются чистотой и красотою письма.



Примечательно то, что в июне 2005 года в селе Вельдеманово Перевозского района Нижегородской епархии прошли торжества в честь 400-летия со дня рождения патриарха Никона. По окончании литургии на месте бывшего дома патриарха был установлен поклонный крест, изготовленный из черного мрамора по заказу правительства Республики Мордовия. Надпись на нем гласит: "Его Святейшеству Патриарху всея Руси Никону от мордовского народа".



Будет ли установлен такой же крест Никону от русского народа на соборной площади Пензы – покажет время. Более принципиальным является вопрос об отношении на сурской земле к тюркскому этносу. События, связанные с 700-летием принятия ислама Золотой Ордой в качестве государственной религии, началом правления хана Золотой Орды Узбека и основанием города Мохши (Нуриджан, Наручадь), требуют политической и исторической оценки.

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика