Кораническая концепция братства

В Коране определены четыре вида понятий о братстве

В Коране определены четыре вида понятий о братстве

Теги:



0
03 Октября 2014г. (08 Зу-ль-хиджа)
Нам часто приходится слышать слова "брат" и "братство", но мы редко задумываемся над глубиной и смыслом этих слов, поэтому думается, что многим будет интересно, как Всевышний определил эти понятия в своей Книге, которая ниспослана как "Милость для всего человечества".

В Коране определены четыре вида понятий о братстве, при этом у каждого из них существует своя доминанта связи.

Первым видом является братство по вере (иман).

Здесь в качестве доминанты связи выступает вера, чему свидетельствуют слова Всевышнего: "Поистине, верующие – братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, – может быть, вы будете помилованы" (49-10).

Термин "поистине" подчеркивает и концентрирует внимание, подобно сказанному в аяте: "Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок" (4-171). В данном случае слово "поистине" подчеркивает единство Всевышнего, а в первом приведенном аяте подчеркивается братство в отношении к верующим, то есть братство по вере. В пояснение к сказанному приведем слова пророка: "Мусульманин брат мусульманину, он не угнетает, не бросает (в беде) и не предает своего брата".

Этот вид братства является наиболее предпочтительным у Аллаха и Его пророка, в чем мы убедимся после рассмотрения трех других видов.
Вторым видом является братство по крови.

Всевышний сказал: "Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и его посланнику, хотя были они их отцами, или сыновьями, или их братьями или их родом..."(58-22).

В данном случае Всевышний употребил слово "братья" в родственном понимании (от одних родителей). Доминантой является кровное родство.

Ибн Кясир отмечает: "Этот аят был ниспослан в бою при Бадре, когда Абу Убейда Ибн Джаррах убил своего отца, и когда Абу Бакр Сыддык хотел убить своего сына, и когда Мусаб Ибн Умаир убил своего родного брата Убейд Ибн Умаира" (так как они были по разную сторону фронта). Этот аят и комментарий указывают на то, что братство по вере выше родственного братства.

Приведем еще один пример из Корана о сыновьях Адама. Убив своего родного брата Хабиля (Авеля), другой сын Адама Кабиль (Каин) восклицает: "Горе мне! Я не в состоянии быть подобно этому ворону и скрыть скверну (труп) моего брата". И оказался он в числе раскаявшихся" (5-31). Несмотря на то, что в данном случае Кабиль олицетворяет неверие, а второй Хабиль – веру, употреблено слово "брат", так как здесь доминантой братской связи является родство.

Третьим видом братства является родоплеменное или национально-патриотическое.

Всевышний, напоминая о пророке Худе, посланном к своему заблудшему народу Ад, сказал: "Вспомни брата адитов. Вот, возвестил он своему народу в (местности) ал-Ахкаф." (46-21) или о пророке Салихе, посланном с наставлением на путь истинный к своему народу Самуд: "И к самудянам – брата их Салиха. Он сказал им: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху" (7-73). В этих двух аятах доминантой братской связи является принадлежность к одному народу.

Сравнивая приведенные выше аяты, мы видим, что доминанты родственные и родовые несравнимы по значимости с доминантой веры. Поэтому когда представитель русского или любого иного народа приходит к вере и принимает ислам, то мусульмане начинают называть его своим братом, и он становится к ним ближе, чем его неверующие соплеменники.

Четвертый вид – братство в неверии и лицемерии.

Всевышний сказал в этой связи: "Разве ты не видел тех лицемеров, что говорят своим братьям, отвергнувшим веру из обладателей Писания" (59-11). В этом аяте мы видим, что доминантой братской связи в данном случае выступает неверие (куфр) между лицемерами и неверными. Этот вид диаметрально противоположен первому, так как в первом случае связующей доминантой является вера, а в последнем – неверие.

Сегодня мы слышим призывы об общечеловеческом братстве, но мы прекрасно знаем, человечество со времени Кабиля и Хабиля следует принципам антагонизма истины и лжи, зла и добра, веры и неверия. Сколько бы мы не стремились связывать эти противоположности, они все равно сохранятся в той или иной форме и никогда не исчезнут. Это не означает, что мусульмане должны враждовать со всеми. Напротив, они должны быть справедливыми по отношению ко всем и даже со своими врагами. Всевышний указывает: "И пусть ваша ненависть к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте справедливы, это – ближе к богобоязненности"( 5-8). И говорит Он в отношении язычников: "И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним" (9-7). В отношении людей Писания Всевышний говорит: "Аллах запрета не дает вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, не изгонял из дома вас. Поистине, Аллах любит справедливых" (60-8).

При этом не нужно путать благосклонность и справедливость ко всем с братством по вере.

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика