В выставочном центре «Манеж» сравнили убранства татарских домов

 Орнамент, как зеркало национального мировоззрения

Орнамент, как зеркало национального мировоззрения

Теги:




0
17 Октября 2014г. (22 Зу-ль-хиджа)
На днях в выставочном центре «Манеж» казанского кремля состоялся круглый стол на тему «Орнамент как зеркало национального мировоззрения».

В обсуждении приняли участие ведущие специалисты в области национального искусства, а также художники и писатели.

Доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова в своем докладе затронула тему татарского орнамента в предметно-пространственной среде.

«Намазлык – обязательный атрибут татарского дома, причем он использовался не только для совершения молитвы, но и служил в качестве украшения» – подчеркнула она.

На слайдах сравнили убранства татарских и крымско-татарских домов, если первые были выполнены из дерева, имели изобилие ярких тканей, то дома крымских татар чаще всего белились изнутри, с учетом жаркого климата, и были более лаконичны.

Одним из основных видов искусства у татар была вышивка, на полотнах часто можно заметить языческие веяния – стилизованных птиц, и даже свастику, как символ солнца и плодородия.

Об орнаменте, как элементе религиозного мировоззрения рассказал кандидат искусствоведения Рустем Шамсутов.

«Татарское сознание у мастеров формировалось в период становления ислама, и это наложило свой отпечаток. Уже в восьмом веке руническое письмо сочетаться с арабской каллиграфией. С принятием ислама, искусство из мифологического значения принимает условно-абстрактное. Если ранее, изображение тюльпана было символом плодородия, то в религиозном смысле он стал выражением Вселенной. То есть, меняется само миропонимание у людей» – отметил он.

По словам Рустема Шамсутова, ислам наложил отпечаток художественного понимания символа, пытаясь орнаментизировать даже письменность, ведь сама арабская каллиграфия – уже орнамент.

«19 век дал всплеск исламскому искусству, и многие мастера обращаются именно к тому периоду времени, но стоит копнуть глубже, в эпоху золотой орды, и можно найти вдохновение в великих произведениях искусства».

«Тем не менее, у татар не сложилось своей национальной школы искусства» – считает Рустем Шамсутов, – нам нужно решить стоит ли интерпретировать орнамент или же не вносить в него ничего нового. Я надеюсь, по итогам круглого стола мы сделаем еще одну ступеньку для следующего развития в этом направлении».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика