Ислам в США – развитие вопреки "терроризму"

Даниил Апокорин
События 11 сентября стали поворотным моментом в истории американских мусульман. После эффектных атак в Нью-Йорке и Вашингтоне, "исламский терроризм" был объявлен главным врагом человечества, что создало массу трудностей последователям ислама в США и за их пределами. Но с другой стороны, оказавшись в центре всеобщего внимания, ислам стал привлекать к себе взоры миллионов людей. Всеобщий интерес к этой религии подвиг массы к поиску первоисточников информации, в которых они нашли убедительные ответы на волнующие жизненные вопросы и духовные устремления. Своими впечатлениями о сегодняшнем состоянии ислама в США с нами поделился американский предприниматель и мусульманский общественный деятель. ИА IslamNews публикует первую часть эксклюзивного интервью с выходцем из бывшего СССР Даниилом Апокориным.

  – Даниил, читатели ИА IslamNews отчасти знакомы с вашей интересной биографией, в которой особое место занимают эмиграция из СССР, духовный поиск и выбор ислама в качестве жизненного пути. Сегодня хотелось бы нарисовать некую картину американского ислама, рассказать о том, как живется мусульманам в Соединенных Штатах...

– Ислам в Соединенных Штатах, если можно так сказать, начался порядка 60-65 лет тому назад. Первые течения ислама сформировывались афроамериканским населением северных штатов. Основная концентрация была в Чикаго. В настоящее время существует несколько основных исламских организаций. Самая старая организация ISNA – Islamic Society of North America. Она была создана порядка 40 лет тому назад, преимущественно мусульманами из Пакистана и действует по сегодняшний день. Относительно молодой, но влиятельной организацией является CAIR – Council on American-Islamic Relationship или Совет американо-исламских отношений. За сравнительно короткий срок CAIR стал влиятельной организацией, его филиалы есть почти во всех крупных городах США. В Соединенных Штатах, по последним официальным данным, было порядка 5 миллионов последователей ислама. Я думаю, что после событий 2001 года 11 сентября это количество значительно увеличилось.

– Каким образом события 11 сентября могли повлиять на увеличение числа мусульман?

– Как ни странно, сам факт теракта, который якобы осуществили мусульмане, сработал в пользу ислама. Люди начали обращать внимание на ислам, больше интересоваться, задаваться вопросами, что такое ислам, откуда он взялся и что собой представляет, в чем состоит его миссия. Не прошло много времени, как люди начали принимать эту религию. Народ узнает правду, народ видит правду, народ тянется к правде. Эта правда – и есть ислам.

– Вы имеете в виду, что количество мусульман увеличилось после 11 сентября за счет коренных американцев?

– За счет коренных американцев, в основном, черного населения. Афроамериканцы составляют всего 14% от населения Соединенных Штатов, но, как известно, на протяжении 400 лет они не имели даже фамилий, не знали, откуда их привезли, как рабов, из каких племен они происходят. Многие из них взяли фамилии своих рабовладельцев, или фамилию «Икс», то есть «Неизвестный». Например, исламский духовный лидер Эльхадж Малик Шабазз (Малкольм Икс) изначально носил фамилию рабовладельца Литтл, у которого работал его отец. Это не только потому, что афроамериканцы разумнее или предрасположеннее к месседжу ислама. Скорее всего, черное население искало свою независимость и в этническом, и в религиозном отношении от белой расы. Первое, что им понравилось – доктрина ислама. Основная масса черных пришла к исламу через тюрьмы, где им представилась возможность познакомиться с исламом. Причем их первые, если можно так сказать, объяснения, трактовки Корана были не всегда правильными. Они проповедовали преимущество черной расы над другой расой, ненависть к белому человеку и т.п. Позитивную роль в образовании американского народа сыграли учебные заведения, которых сейчас в США очень большое количество, начиная с начальных школ и заканчивая университетами и академиями. А также большой поток информации в виде брошюр, книг, переводов Корана и хадисов. И сам факт 11 сентября 2001 года, как говорят сами американцы, «backfire US Government». Т.е. «backfire» – «дал осечку», сыграв положительную роль для развития ислама в Соединенных Штатах.

– Получается, что черные мусульмане в какой-то мере обособлены от основной мусульманской общины США?

– Основная масса черных мусульман держится обособленно. Они строят свои мечети, не так интенсивно сливаются с другими слоями мусульманского сообщества. Но эта заметная тенденция всегда существовала в Соединенных Штатах. Если обратить внимание на расселение национальностей в американских городах, то каждая национальность выбирала себе какую-то определенную часть города. Например, в Филадельфии северо-восток занимают эмигранты из бывшего Советского Союза и в меньшей степени индусы. Итальянцы осели в южной части города. Африканцы живут в центре. Такая обособленность создавалась годами в Соединенных Штатах. Кроме того, у черных есть особенности восприятия информации об исламе. Если этот человек не черного цвета, то информация, скорее всего, будет отвергнута. Однако та же самая информация будет воспринята без вопросов, если она исходит от афроамериканца.

– Какие организации представляют чернокожих мусульман?

– «Нация Ислама». Это самая первая, самая старая мусульманская организация в Соединенных Штатах. Ей уже около 65 лет. Начиная с 90-х годов, многие молодые афроамериканцы отправились для изучения ислама в Саудовскую Аравию, Египет, Пакистан. Вернувшись обратно, они стали проповедниками консервативных форм суннитского ислама в Соединенных Штатах. Появилось движение, которое они сами называют «Салаф ас-салих» (Праведные предки). Это движение пропагандирует, как они утверждают, именно «настоящий» ислам пророка Мухаммада и его сподвижников. Для обоснования своих взглядов, они берут отдельные аяты из Корана, истрактовывают их в определенном ключе в соответствии со своими целями и задачами. В этой исключительности, конечно, прослеживается стремление афроамериканцев к независимости, своей этнической особенности.

– Каково отношение последователей "Салаф ас-салих" к американским властям?

– «Саллаф ас-салих» – движение, которое в последние 10-15 лет находится в поле пристального внимания FBI и Homeland security office. Потому что это – воинствующий ислам.

– А как к ним относятся другие мусульмане?

– К сожалению, среди мусульман в Соединенных Штатах пока еще нет единства. Все зависит от уровня образования. Каждой этнической общности присущ свой взгляд, свое видение, свои трактовки Корана и сунны. Многие обряды ислама сочетаются с народными обычаями. Обособленными общинами держатся те же пакистанцы и турки. Они строят свои мечети на расстоянии, например, от палестинцев или египтян. В этом заключается разница, которую можно заметить в США. И, тем не менее, многие коренные американцы, получив хорошее образование в том же Аль-Азхаре или Мединском университете, возвращаясь на Родину, вносят большой вклад в обучение и просвещение новых поколений. Однако таких образованных людей еще довольно мало. Большое влияние оказывают недоучившиеся ребята, имеющие поверхностные знания об исламе. Многие из них не были достаточно усердными для того, чтобы досконально изучить исламские предметы. Знания, которые они распространяют в мечетях, несмотря на поверхностность, оказались очень популярными среди афроамериканского населения, которому импонирует идея независимости, возможности тоже представлять собой какую-то особую нацию. Черные американцы, я бы сказал, были ограблены в плане образования. Несмотря на тот факт, что Соединенные Штаты – ведущая страна мира в образовательной сфере, образование здесь стоит колоссальных денег. Сейчас даже в народных хай-скул тяжело получить хорошее образование. Особенно для черного ребенка. Чтобы получить хорошую высокооплачиваемую работу, нужно закончить хороший вуз. Среднее образование в таких университетах, как Темпл в Филадельфии, Сент-Джонс, Вилланова, Пэн-Стейт, стоит порядка 40 тысяч долларов в год. Это образование, конечно, не под силу ни одной американской семье среднего уровня. Не говоря уже о таких вузах, как Йель, Джордж Таун, образование в которых стоит 100-120 тысяч в год.

– Какие проблемы сейчас стоят перед мусульманской общиной Соединенных Штатов?

– То, что происходит в Соединенных Штатах на государственном уровне трудно даже назвать обычными проблемами. То, что незаконно осуждены многие мусульмане – это факт. То, что притесняется ислам как религия – это тоже факт. То, что разжигается неприязнь к исламу среди населения – тоже факт. К примеру, после взрыва федерального здания в Оклахоме, который провел Маквей, он получил высшую меру наказания за этот акт. Но уже на следующий же день в центральных газетах Соединенных Штатов – не только штата Оклахома – появилась короткая заметка: «В аэропорту был задержан мусульманин». Всего пару строчек, но об этом заговорила вся страна. Опять мусульманские фундаменталисты, террористы, они против нашего образа жизни, они против нашей демократии и т.д. Эта вакханалия продолжается и она еще очень остра в Соединенных Штатах.

– Говоря «незаконно осужденные», что вы имеете в виду?

– Когда-то я присутствовал на одной конференции в Вашингтоне, после которой была организована небольшая книжная ярмарка. Там я обратил внимание на одну книгу. В ней на основе документов собрано около 170 имен и биографий мусульман из арабских стран и США, которые содержатся незаконно в американских тюрьмах даже без следствия. С одним из них я имел возможность познакомиться. Он уроженец Германии, по национальности ливанец. Очень порядочный человек, хороший бизнесмен. Его задержали 6 лет тому назад по подозрению в покупке гранатомета американского производства. Он до сих пор находится в федеральной тюрьме города Филадельфия. Суды переносятся на протяжении 6 лет без определенных причин и фактов в поддержку обвинений, которые предъявила ему прокуратура. До такой степени замотали этого человека, что он даже был согласен отдать 40 миллионов долларов только за то, чтоб его выпустили на свободу.

– А на каком основании тогда его содержат за решеткой?

– Основание одно: якобы, «конспиранси» или «вайр-фрод» – такие интересные английские слова. Они же – основные обвинения, которые они сейчас предъявляют мусульманам. Т.е., если я написал тебе по и-мэилу какое-нибудь подозрительное сообщение, например «Асаламу алейкум. Вчера у нас проходило собрание, где обсуждался такой и такой вопрос». Они могут расценить это как вайр-фрод, т.е. передача опасной информации через интернет и осудить тебя за это. Или, скажем, словечко «фанрейзинг». К примеру, закят, который ежегодно выплачивают все соблюдающие мусульмане, стараясь помочь своим братьям по вере в Боснии, Афганистане и других регионах. Это может расцениваться американским правительством как наращивание вооружения или боеприпасов, и даже подготовкой террористических актов.

– Американское правительство само поддерживало тех же боснийцев…

– Босния, мне кажется, была подготовкой для основной борьбы с Россией. Своего рода прощупывание почвы. Тоже самое, что мы видим в Украине сейчас. Используется целая страна – 40 миллионов людей – с одной целью, которую неустанно преследуют Соединенные Штаты.

–А где же хваленые американские правозащитники?

– «CAIR» как организация делает очень много для поддержки осужденных мусульман, в том числе и без суда осужденных. Однако у нас очень мало профессиональных адвокатов, которые могли бы защищать интересы наших единоверцев.

А ISNA?

– В отличие от CAIR, который имеет правозащитный уклон, ISNA скорее представительство мусульманской общины в Соединенных Штатах. Это – образовательная, культурно-просветительская организация, одна из старейших в США. ISNA закупает много литературы. Через эту организацию можно приобрести любое количество переводов Корана, к примеру. Будучи волонтером в тюрьмах Филадельфии, я приобрел 400 копий Корана на английском языке. Эти книги абсолютно бесплатно предоставила нам ISNA и даже оплатила за их пересылку из Вашингтона в Филадельфию.

– А как обстоят в США дела с исламской инфраструктурой? Хватает американским мусульманам места для совершения намазов?

– Здесь сказывается система капиталистического строя. Если община мусульман собрала достаточную сумму денег для того, чтобы приобрести жилищный комплекс или здание, она его покупает, потом готовит документы на легализацию такого заведения. После этого можно абсолютно свободно открыть мечеть. Но предоставить перед этим бизнес-план: что это будет за мечеть, какое учение будет преподаваться, какое направление ислама эта мечеть будет олицетворять и т.д.

– А эту мечеть впоследствии не могут обвинить, скажем, в экстремистской деятельности и закрыть?

– Что и практикуется американским правительством. Самые неудобные для правительства Соединенных Штатов мечети были закрыты таким образом.

– На каком основании?

– Фундаменталисты, исламисты, террористы...

– И много мечетей было так вот закрыто?

– Закрыть мечеть не так-то просто в Соединенных Штатах. Это – целый судебный процесс, для победы на котором требуется затрата колоссальных средств. У государства нет таких средств на закрытие мечетей. Они работают абсолютно другими путями. К примеру, имам мечети аль-Хиджра в Вирджинии Анвар Аулаки. Я лично был знаком с этим человеком. Он родился в США, был настоящим интеллектуалом с очень хорошим образованием. Свободно говорил на арабском и английском языках. Аулаки был имамом мечети Дар аль-Хиджра в Фолсчерч, Вирджиния. После начала войны в Ираке, он открыто начал критиковать политику правительства Соединенных Штатов по отношению к Ираку, захватническую войну и уничтожение ислама на оккупированных иракских территориях. Дошло до того, что он вынужден был бежать из США. Он эмигрировал в Йемен, и годом позже американцы совершили покушение на него – он был убит ракетой, выпущенный беспилотником.

– А проблема хиджаба существует в Америке? Например, при устройстве на работу, посещении общественных мест и т.д.?

– Подобных проявлений пока не заметно, если это касается хиджаба, который носят женщины, закрывая свои волосы. Некоторые мусульманки одевают никаб – т.е. закрывают лицо. Это во многих штатах запрещено. Потому что каждый американский гражданин должен иметь при себе удостоверение личности. В основном, это водительские права. Те, у кого нет прав на вождение автомобиля, имеют точно такой же нон-драйвинг ай ди – идентификационная карта с фотографией. В связи с этим во многих штатах запрещено носить никаб. Поэтому как таковой проблемы нет. Отдельные вузы поднимали вопрос о запрещении ношения хиджаба или никаба. Но это так и осталось в изначальной форме, и никаких категорических запрещений принято не было.

–Вы рассказали о своем погибшем друге, который критиковал США за войну в Ираке. А как воспринимает большинство американских мусульман позицию своей страны в отношении исламского мира?

– Прежде всего, правительство утверждает, что США не ведут войну против ислама, несмотря на то, что они открыто ведут боевые действия в Сирии и других мусульманских станах. Очень популярным одно время был ролик, который снимался на американском авианосце. В нем показывалось, как для военнослужащих мусульман проводится пятничный намаз. Дескать «мы, американские моряки, мусульмане по вероисповеданию, молимся и едем на войну с Афганистаном». Поэтому, мнения у американцев очень смешанные. Почему американские мусульмане воюют против афганских мусульман? Потому что нет той правдивой информации, которая дала бы людям правильное понимание, правильный взгляд на ситуацию.

– Т.е. единой реакции нет?

– Понимаете, весь пропагандистский аппарат Соединенных Штатов направлен против ислама.

– Мусульмане это осознают?

– Несомненно, они прекрасно понимают, откуда идет все зло в отношении мусульманского мира. Но, опять-таки, пропагандистский аппарат Соединенных Штатов так настроен, что правдивой информации рядовой американец не получает. «Мусульманин» ассоциируется у обывателя с «террористом». А такое выражение, как «фундаментальный исламист». Я не знаю ни одной религии, которая не имела бы фундаментальных основ. Любая религия должна основываться на чем-то – это и есть фундамент религии. Но это слово приобрело в английском языке какой-то нарицательный смысл. Люди очень неправильно информированы. Поэтому создаются такие отрицательные стереотипы об исламе у американского населения.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

PAPUN 29 Октября 2014г.
Ответить

И всё таки,Ислам в Америке достоин,по моему сожаления.Нет в Америке горького опыта вековой практики монотеизма,пресущей евразийскому Исламу.Нету божественного страха.,на генетическом уровне.

Ahmet 28 Октября 2014г.
Ответить

Mash'Lah,Mash'Lah.........

PAPUN 29 Октября 2014г.
Ответить

И всё таки,Ислам в Америке достоин,по моему сожаления.Нет в Америке горького опыта вековой практики монотеизма,пресущей евразийскому Исламу.Нету божественного страха.,на генетическом уровне.

Ahmet 28 Октября 2014г.
Ответить

Mash'Lah,Mash'Lah.........

Яндекс.Метрика