В Нальчике принята исламская декларация о мире и добрососедстве

Участники межконфессиональной конференции в Нальчике

Участники межконфессиональной конференции в Нальчике

Теги:

0
02 Ноября 2014г. (09 Мухаррам)
Итоговая декларация Международной межконфессиональной научной конференции: «Традиционные религии: призыв к умеренности и к добрососедству» (Нальчик, 30 октября 2014 года)

В Республике Кабардино-Балкария побывала делегация Всемирного союза мусульманских ученых во главе с достопочтенным генеральным секретарем Союза шейхом д-ром Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги, визит которой состоялся по приглашению главы Республики Кабардино-Балкария г-на Юрия Кокова. В состав делегации входили: Его Честь Шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах аль Махмуд казначей, член Исполнительного комитета ВСМУ, бывший председатель шариатских судов в государстве Катар; Его Честь Шейх д-р Халед Мазкур аль-Мазкур Член Попечительского совета ВСМУ, Председатель Высшего консультативного комитета по окончательному утверждению шариатских норм в Кувейте при администрации Эмира Государства Кувейт; д-р Юсеф Луай представитель и координатор деятельности Союза в Российской Федерации и СНГ.

Под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых и Духовного управления мусульман КБР, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования в России, в столице КБР г. Нальчике 30 октября 2014 г. прошла Международная межконфессиональная научная конференция: «Традиционные религии: призыв к умеренности и к добрососедству». В ее работе приняли участие члены делегации ВСМУ, достопочтенный муфтий КБР Хазраталий Дзасежев, улемы КБР, а также Председатель КЦМСК, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев, Председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, муфтий Республики Татарстан шейх Камиль-хазрат Самигуллин, муфтий Республики Ингушетия Иса-хаджи Хамхоев, заммуфтия Чеченской Республики Турко Даудов, муфтий Республики Северная Осетия – Алания Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов, муфтий Республики Калмыкия Султанахмед Каралаев, муфтий Адыгеи и Краснодарского края Аскарбий Карданов, Первый заместитель Председателя ДУМ РФ Дамир-хазрат Мухетдинов, заместитель муфтия Республики Дагестан Хасанхилми Магомедов. В ней также приняли участие руководители исламских и общественных организаций, многие российские ученые, представители интеллигенции и молодежи КБР, цвет студенчества и профессуры университетов КБР.

Итогом работы международной межконфессиональной конференции стало принятие декларации, в которой получили отражение основополагающие принципы отношения мусульманского сообщества с государством и обществом. Перед принятием итогового документа его текст был предложен для ознакомления богословам православия и иудаизма, и получил полное одобрение с их стороны.

Мы, представители исламской религии, участвовавшие в Международной межконфессиональной научной конференции: «Традиционные религии: призыв к умеренности и к добрососедству», едины в том, что традиционные религии призывают к защите достоинства человека и его прав, к мирному сосуществованию между людьми. У них один источник – это религия отца пророков Ибрахима (Авраама), из числа которых и Муса (Моисей), и Иса (Иисус), и Мухаммад Избранник – мир им! У нас много точек соприкосновения, особенно в области решения социальных проблем.

Многие тексты Корана и сунны указывают на многообразие черт, общих для всех людей: на то, что все они созданы из праха земного, что они произошли от Адама и Евы, что все они принадлежат единому человечеству. Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Бога, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине Бог – над вами надсмотрщик!» («Женщины»: 1). К тому же в каждого человека с сотворения мира Всевышний вдувает частицу Своего духа. Всевышний говорит: «… который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!» («Поклон»: 7–9). Все это свойственно всем людям, а потому посягать на человеческую душу нельзя. Всевышний сказал: «Кто убил душу не за душу, тот как будто бы убил людей всех, А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех. Приходили к ним Наши посланники с ясными знамениями. Потом многие из них после этого по земле излишествовали» («Трапеза»: 32).

Однако общего, что объединяет мусульман и представителей других религий откровения, гораздо больше. Так, Посланник (САС) и его сподвижники радовались, когда византийцы-христиане наносили поражение язычникам-магам, и скорбели о поражении византийцев. Они хотели, чтобы представители религий откровения держались вместе и еще теснее сотрудничали ради мирного сосуществования и развития, на благо служения человечеству. Убеждены, что прогресс в общественных отношениях невозможен без возрождения и укрепления нравственных начал в человеке – начал, которые заложены в нем самим Творцом. Прогресс также не может быть достигнут, пока человек не задумается и не осознает свою задачу на этой земле и свою ответственность перед Творцом за собственную судьбу, за жизнь других людей, за человечество и за весь мир. Осознание человеком своей задачи и своей ответственности рождает у него чувство нравственного долга, представление о чести и достоинстве, оно воспитывает в человеке возвышенные, благородные черты. Об этом говорится в Каирской декларации о правах человека в Исламе (1990), под которой подписались все страны-участницы Организации исламского сотрудничества после одобрения ее академиями фикха и крупными улемами. Так, статья 1 Декларации гласит: «Все люди образуют одну семью». В статье 2 говорится, что «жизнь есть дар Господа, и право на жизнь гарантировано каждому». Согласно статье 3, «запрещается убивать мирных жителей», а в статье 4 указывается, что «каждый человек имеет право на неприкосновенность и защиту своего доброго имени и чести в течение жизни и после смерти».

Мы, мусульмане, верим в то, что Бог сотворил землю для всех людей и остальных Своих тварей, а не только для мусульман, иудеев или христиан. Всевышний сказал: «И землю Он положил для тварей» («Милосердный»: 10), то есть для всех Своих созданий, а потому они должны сосуществовать друг с другом в справедливости и мире, без притеснений и притязаний на права друг друга. Шариатские тексты также указывают на то, что различия в цвете коже, национальной принадлежности, идеях и религии – это божественный закон. Всевышний говорит: «А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разногласить, кроме тех, кого помиловал твой Господь. Для этого Он их создал» («Худ»: 118–119). Ведь Бог создал людей, чтобы одни из них держались одной религии, а другие исповедовали бы иную веру. Поэтому не должно быть принуждения в религии или навязывания какой-либо идеи другому человеку. Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» («Корова»: 256). И еще сказал Всевышний: «кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» («Пещера»: 29). Статья 11 Каирской декларации гласит: «Ислам – религия первозданной чистоты. Запрещается прибегать к какой-либо форме принуждения человека или использовать его нищету или невежество для обращения его в другую веру».

Мы считаем, что всех нас должны объединять возвышенные ценности, порядочность, стремление распространять добро, богобоязненность, отрицания зла во всех его видах и проявлениях. Исламская религия выступает против таких социальных и индивидуальных пороков, как ложь, предательство, обман, мошенничество и причинение страданий. Она против всего, что вредит человеку, его религии, душе, разуму, имуществу, потомству и чести, как-то: употребление алкоголя и наркотиков, распущенный, развратный образ жизни. Религии откровения порицают трусость, воспитывают в человеке подлинную, не имеющую ничего общего с безрассудством, отвагу. Они призывают его выстраивать правильные отношения с семьей и детьми. Они учат его доставлять семье радость, заботиться о ней и нести ответственность за нее. Они призывают человека любить родину, понимать необходимость поддерживать и защищать ее.

Ислам придает первостепенное значение милосердию, состраданию и гуманитарным аспектам жизни. Более того, Всевышний Аллах поставил перед Господином нашим Мухаммадом (САС) лишь одну задачу – распространять милость и осуществлять ее. Всевышний сказал: «Мы послали тебя только как милость для миров» («Пророки»: 107), а настоящий мусульманин перед началом любой деятельности поминает «Милостивого, Милосердного». Приступая к молитве и ко всякому делу, он говорит: «во имя Аллаха милостивого, милосердного!». В Священном Коране Бог повторяет этот эпитет сотни раз. Себя Он называет милостивым и милосердным, сострадательным, великодушным Господом. Все это нужно для того, чтобы мусульманин был милосердным ко всему в этом мире, добрым и сострадательным и заботливым. За это милосердие грешница, напоившая умиравшую от жажды собаку, вошла в рай, а мусульманка, державшая взаперти кошку, пока та не умерла от голода, попала в ад: оба рассказа приведены в книгах Сунны с опорой на достоверные источники. Если ад стал наказанием за запертую кошку, что же сказать по поводу насильственного удержания человека, его убийства или предания его пыткам? Об этом гласят статьи 20 и 21 Исламской декларации прав человека.

Священный Коран призвал всех людей входить в покорность и мир. Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали! Входите все в покорность и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас – явный враг!» («Корова»: 208). И еще сказал Бог: «А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха: ведь Он – слышащий, знающий!» («Добыча»: 61). Этот аят из суры «Добыча» был ниспослан сразу же за 60-м аятом, призывающим готовить силу, чтобы предотвратить войну – сегодня на языке военных это называется доктриной сдерживания. И это лучшее свидетельство того, что Ислам – это религия мира. В Священном Коране одно из имен Всевышнего Аллаха – Ас-Салам (Мирный). Словом «салам» мусульмане приветствуют друг друга. Завершая молитву, которая является вторым столпом Ислама, мусульманин желает мира стоящим справа и слева от него, а также всем созданиям Божьим. Тем самым он после общения со Всевышним обязуется быть мирным человеком и не причинять никому вреда, кроме как в целях самообороны и защиты от причинения вреда ему самому.

Согласно закрепленным в Коране принципам, джихад в Исламе не сводится к сражению. Это понятие охватывает все усилия, на которые способен человек в служении религии, отечеству и другому человеку. Джихад как сражение не может вестись ради господства, власти, денег и насилия. Его нужно вести ради Аллаха, и в этом смысле он является обороной, отражением агрессии и попыток причинить вред. Во всех аятах Священного Корана – даже в том, который называют «аятом меча» – говорится лишь об отражении агрессии и недопустимости нарушения прав других. В так называемом «аяте меча» Бог сказал: «и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами» («Покаяние»: 36). Этот аят касается многобожников, нападающих на мусульман, и в нем ясно говорится об отражении агрессии («…как они все сражаются с вами»), то есть об адекватном ответе.

Священный Коран действительно определил отношение исламского государства к немусульманам в трех аятах: «Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах мощен, Аллах – прощающ, милостив! Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те – нечестивые» («Испытуемая»: 7–9).

Мы считаем, что первой конституцией, предоставившей немусульманам полные права гражданства, была Мединская конституция, которая в книгах Сунны упоминается под названием «Мединского соглашения» или «Мединского документа». В первый год хиджры (623 г.) Посланник (САС) собрал в Медине представителей иудеев и идолопоклонников и написал для них эту бумагу, состоявшую из 53 пунктов. 25 из них были посвящены устроению жизни мусульман, а 27 – делам немусульман. Всем представителям других религий он разрешил жить в мире и свободно совершать свои обряды; им также предоставлялось – в числе прав гражданства – право на защиту. Так, в документе говорилось: «Безусловно, при объявлении войны владельцам этого документа, они ( т. е. мусульмане и иудеи) будут помогать друг другу. Основными между ними должны быть наставления и желание добра. Безусловно, добро лучше, чем зло» [Содержание Мединского соглашения приводится к книгах, посвященных Сунне и Сире Пророка, напр.: Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Дамаск: Дар аль-фикр; Ибн Касир.

Жизнеописание Пророка. Бейрут: Мактабат аль-маариф. Анализ текста и суждения о его подлинности содержатся в следующих работах: Мухаммад Хамидуллах. Сборник политических документов. С. 39–41; Акрам Дыя аль-Умари. Подлинное жизнеописание Пророка., Центр исследований Сунны и Сиры Катарского университета, 1411 г. х. (1/272–281)]. Ислам, пришедший как милость для миров от Господа миров, велел нам говорить вежливо, доброжелательно, с мудростью и хорошим увещанием, и в диалоге подкреплять свои аргументы тем, что лучше. Всевышний сказал: «Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и веди диспут с ними тем, что лучше!» («Пчелы»: 125). И Он подтвердил это, сказав: «И не веди диспут с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим» («Паук»: 46). Ислам против речей, дышащих ненавистью и злобой, против разжигания страстей, претензий на раскрытие чужих намерений и всего, что скрыто от глаз, ибо долг мусульманина – звать на путь Всевышнего с мудростью и хорошим увещанием, вести спор с представителями других религий тем, что лучше. Некоторые улемы даже говорят, что если в призыве к Всевышнему есть две дороги – хорошая и лучшая, то мусульманин должен выбрать не хорошую, а лучшую дорогу, потому что Всевышний велел вести диспут тем, что лучше, а поступать иначе запретил.

Ислам отвергает враждебное отношение к немусульманам. Более того, он призывает мирно сосуществовать с ними и стремиться к сотрудничеству с ними во всем, что ведет к общему благу. Всевышний говорит: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» («Трапеза»: 2). Примечательно, что Всевышний в этом месте не определяет, является ли тот, кому мы помогаем, мусульманином или немусульманином: важно, чтобы это была взаимопомощь в благочестии и богобоязненности.

Читая Священный Коран внимательно, мы видим, что он представляет собой великое пособие по ведению диалога. В большинстве своих аятов он предстает именно как книга диалогов. В этот контекст изящно вписан диалог Аллаха с сатаной, которому Всевышний позволил говорить то, что он хочет, и просит, что хочет. При этом Всевышний в некоторых вопросах идет навстречу некоторым желаниям сатаны: «Он сказал: "Господи, отсрочь меня до дня, когда они будут воскрешены!" Он сказал: "Поистине, ты из тех, кому отсрочено до дня определенного срока!» («Сад»: 79–81). Далее он переходит к угрозе: «Он сказал: "Клянусь же Твоим величием, я соблазняю из всех, кроме рабов Твоих среди них чистых!"» («Сад»: 82–83). Так же Он ведет диалог с ангелами, пророками и посланниками, и также посланники ведут диалог с тиранами. Отсюда с очевидностью следует, что диалог есть шариатская обязанность, что он необходим для общества и цивилизации, что это единственный верный путь к решению всех проблем, возникающих между людьми, какими бы ни были различия между ними.

Исламское общество зиждется на братстве в вере, справедливости, совете, взаимопомощи в благочестии и богобоязненности, повиновении Богу и Его посланнику, уважении к постановлениям того, кто повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, отказе от призывов к анархии и смуте между людьми.

Священный Коран призывает всех мусульман подавать пример в делах благотворительности, в творчестве, в высоконравственном поведении и приверженности благородным ценностям в любых обстоятельствах, и вести себя так и с мусульманами, и с немусульманами. Целая сура в нем посвящена одному из пророков, который жил среди немусульман, по ложному доносу побывал в заключении, но оказавший им, несмотря на это, великие услуги. Более того, он, по воле Всевышнего, спас их от верной гибели. Это господин наш Юсуф (мир ему), который разработал план сроком на 14 лет, возглавил работу и осуществил ее, сделавшись чем-то вроде премьер-министра в немусульманском государстве. Правивший в то время Египтом царь поверил ему и сказал: «Ты ведь сегодня у нас сильный, доверенный» («Юсуф»: 54). И когда господин наш Юсуф узнал, что его план не сможет осуществить никто, кроме него, он попросил, чтобы ему были предоставлены министерские полномочия и власть: «Он сказал: "Поставь меня над сокровищницами земли: ведь я – хранитель, мудрый"» («Юсуф»: 55). И Аллах подтвердил, что это исходило от Него, сказав: «И так утвердили Мы Юсуфа в земле, чтобы он поселился там, где пожелает. Мы постигаем Своим милосердием, кого пожелаем, и не губим награды добродеющих» (Юсуф»: 56). Для мусульманских меньшинств, живущих в неисламских странах Посланник Аллаха Юсуф сын Якуба – пример лояльности своему отечеству и служения его сынам, участия в созидательной работе на благо развития родной страны, уважения ее законов, радения о безопасности общества и гражданина. Ведь мусульманин обязан хранить верность тем, кто делает ему добро – «Есть ли воздаяние за добро, кроме добра?» («Милосердный»: 60); он должен исправлять других и быть благочестивым.

Мусульманин, живущий в любой стране, связан с действующими в ней порядками. Они являются чем-то вроде общественного договора, регулирующего социальные отношения, обязательства, общего для всех, и соглашения, в котором прописаны все права и обязанности. Поэтому эти порядки нужно уважать, когда они не противоречат однозначному религиозному тексту. Всевышний сказал: «… и исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят» («Перенес Ночью»: 34). И еще сказал Всевышний: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» («Трапеза»: 1). А если меньшинство обнаружит, что тот или иной закон противоречит тексту, то они должны заявить об этом мирным, цивилизованным образом, то есть ведя диалог с помощью того, что лучше, не создавая проблем, не устраивая беспорядков и не проливая крови. Обязанность мусульманина – советовать, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое. Кроме того, Ислам требует примеряться к условиям времени, действовать постепенно и не проявлять спешки.

Ислам – по своей сути, по своим целям и намерениям, запечатленным в его поклонениях, в его обрядах, повелениях и запретах, – стремится к формированию праведной и настроенной на созидание личности, праведной и счастливой семьи, праведного и сильного общества, праведной и счастливой нации, праведного и справедливого государства. Поэтому вероучение и богослужение он тесно связал с добрыми делами, с полезной деятельностью, отказом от дурных деяний, агрессии и всего того, что вредит человеку.

Всевышний кратко сформулировал цели этой религии, сказав: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещает вас: может быть, вы опомнитесь!» («Пчелы»: 90). И еще Он сказал: «которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, – вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют успех!» («Преграды»: 157). По поводу молитвы, которая является вторым столпом Ислама, Всевышний сказал: «Ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» («Паук»: 45).
А вот что Он сказал об очистительной милостыне – закяте: «Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их» («Покаяние»: 103). О посте Он сказал: «может быть, вы будете богобоязненны!» («Корова»: 183), т. е. проявите богобоязненность, отказавшись от ослушания Бога и порицаемых поступков. О месяцах хаджа Он сказал: «и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа, а что вы сделаете хорошего, то знает Аллах. И запасайтесь, ибо лучший из запасов – благочестие. И бойтесь Меня, обладатели рассудков!» («Корова»: 197). Всевышний может обойтись без рабов Своих и без их богослужения, но Он установил для них богослужение для их исправления и ради их блага в земной жизни, и в жизни загробной.

Ислам стремится связать воедино богослужебные обряды, добродетели и поступки и изменить внутреннюю жизнь человека к лучшему, чтобы его сердце стало здоровым, душа – спокойной и раскаивающейся в содеянном зле, дух – высоким, а разум – творческим.

Аллах сотворил человека затем, чтобы он заполнил землю тем, что приносит благо странам и рабам Божиим. Всевышний сказал: «Он вас возрастил из земли и поселил вас на ней» («Худ»: 61). По словам улемов, этот аят говорит о том, что заселение земли есть шариатская обязанность и оно необходимо, чтобы человек мог продолжать жить и развиваться. Поэтому Бог наделил человека всем необходимым для достижения этой цели – знанием, которое открывает врата прогресса и цивилизации, силой, волей и великим разумом. Поэтому мусульмане, в том числе мусульманские меньшинства, должны быть на вершине этого знания и творчества, чтобы обеспечить комплексное развитие и создание всемирной цивилизации, приносящей пользу всем.

Ислам – религия срединности и умеренности, и это проявляется во всех его законах, действиях и установлениях. Всевышний сказал: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» («Корова»: 143). Таков же был метод Посланника (мир ему и благословение) в его отношении к людям, к своим сподвижникам, к лицемерам, многобожникам и ко всем остальным. Он наказывал им проявлять мягкость и умеренность, удерживал их от насилия и излишества в вере, от радикализма и создания затруднений в соблюдении религиозных норм. Всевышний сказал: «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас» («Корова»: 185). И еще Он сказал: «О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии» («Женщины»: 171). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, я был послан с великодушной религией единобожия» (передал ат-Табарани в книге «Аль-Аусат»). См.: ас-Суюти. «Аль-Ашбах ва-н-назаʼир». С. 161. Когда Посланника (мир ему и благословение) спросили, какая из религий любезнее всего Богу, он ответил: «великодушная религия единобожия» (передал аль-Бухари в книге «аль-Адаб аль-Муфрад». См. «Кашф аль-Хафа» (1/52–53); «Аль-Макасид аль-хасана». С. 185. Пророк (мир ему и благословение) сказал: ««Поистине, религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь» («Сахих» аль-Бухари. Китаб аль-Иман маа-ль-Фатх (1/93), и таких примеров в данном документе очень много.

И здесь мы также утверждаем следующее: 1. Разжигание розни и смуты (соблазна) между мусульманами – одно из величайших прегрешений перед Всевышним согласно общему мнению мусульман. Об опасности этого говорят сотни священных аятов и благородных изречений Пророка. В их числе – слова Всевышнего: «ведь соблазн – хуже, чем убиение!» («Корова»: 191) и «ведь соблазн – больше, чем убиение!» («Корова»: 217). Всевышний сказал также о единстве мусульман и о великих муках, ожидающих тех, кто сеет смуту: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, – может быть, вы пойдете прямым путем! – и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает к одобряемому и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы. И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих – великое наказание» («Семейство Имрана»: 103–105). Поэтому настоящее постановление призывает оппозиционно настроенных или взявшихся за оружие братьев к единению, примирению, возвращению в лоно уммы и посвящению себя делам призыва к Исламу и воспитания.

2. Убиение мусульман, «людей киблы», есть одно из тягчайших прегрешений согласно общему мнению мусульман и однозначным текстам Корана и Сунны. Так, Всевышний сказал: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!» («Женщины»: 93). Обращаем внимание на то, что за умышленное убийство верующего Всевышний предусмотрел для убийцы пять великих наказаний: 1) его воздаянием является геенна; 2) он пребудет там вечно; 3) Аллах разгневался на него; 4) он проклят Аллахом; 5) ему уготовано великое наказание. Аль-Бухари в своем достоверном сборнике и Ахмад с их цепочкой передатчиков рассказывают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Верующий не окажется стесненным в своей религии до тех пор, пока не прольет запретной крови». В другом хадисе, достоверность которого подтверждена имамами, сказано, что сатана венчает короной своего воина, нашептывая ему в сердце, чтобы тот убил другого человека, говоря: «Ты, ты достоин ее!» – и надевает на него корону. Хадис привел Ибн Хиббан в своем достоверном сборнике, а также аль-Хаким, который посчитал его достоверным и с ним согласился Аз-Захаби.

3. Объявление военного джихада не является правом одного человека, одной группы или общины – это право всей уммы. Он объявляется всей уммой, согласно единогласному мнению мусульман, только в случае самозащиты или для изгнания захватчиков-оккупантов, как в Палестине. Прочитав все аяты суры «Ат-Тавба», касающиеся джихада и сражения, мы обнаружим, что все они подчеркивают, что военные действия направляются только против врагов, напавших или выжидающих случая для нападения, и что джихад и военные действия объявляются для защиты, а не в целях нападения. Исходя из этого, мы утверждаем следующее: Акты убийства, злодейства и взрывы, которые происходят в некоторых странах, запрещены шариатом, неприемлемы для здравого смысла и не соответствуют нормам и принципам Ислама. Кроме того, они дискредитируют Ислам, дают повод нашим недругам критиковать Ислам и называть его «религией терроризма и жестокости», что препятствует его распространению. Таким образом, все эти запрещенные акты становятся серьезной преградой для распространения Ислама и настраивают немусульман против него. Называть джихадом все эти взрывы, которые направлены против мирных людей, будь то мусульмане или немусульмане, является большой несправедливостью и серьезным искажением этого прекрасного исламского термина. Он подразумевает приложение усилий для призыва к Исламу, исправления людей и защиты Ислама всеми способами, тогда как вышеперечисленные акты относятся к запретному насилию, недозволенному терроризму, несправедливому нападению и очевидному глумлению над правом на жизнь невинно убиенных детей, стариков и женщин. Разъясняя запрет на преступление против человеческой души без права на это, Всевышний сказал: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех». Всевышний также сказал: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!».

Почтенный Посланник (мир ему и благословение) в хадисе, достоверность которого признана, говорит: «Воистину ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны друг для друга, как запретен этот ваш день, в этом вашем городе, в этом вашем месяце» (Сахих аль-Бухари, хадис № 8318; Муслим, хадис № 1679). Очевидно и известно, что исламский шариат соблюдает и защищает права людей, и их нельзя попирать. Даже благие поступки, включая джихад и мученичество на пути Всевышнего, никогда не станут очищением греха ущемления права людей. В достоверном хадисе говорится, что Абу Катада спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Как ты думаешь, если я погибну на пути Господа, очищусь ли я от прегрешений?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Да, если ты терпелив, надеешься на вознаграждение Бога и не отступаешь, если только нет на тебе долга, воистину Джибриль сказал мне об этом» (Муслим, хадис №2581).

4. Обвинение в неверии и безнравственном поведении. Всевышний послал Своего Посланника (мир ему и благословение) ко всем людям с наставлением, милостью и исцелением, и сделал его умму лучшей уммой, которая появилась во благо людей. И Посланнику (мир ему и благословение) было велено призывать людей к вере с мудростью, хорошим увещанием и наилучшим спором. Ему также было велено наставлять их и служить им, устанавливать справедливость между ними и защищаться наилучшим образом.

Обвинять в неверии кого-либо из мусульман не есть путь приверженцев Сунны и праведных предков из числа ученых и богобоязненных факихов. Это – путь хариджитов, которые объявили неверными мусульман, совершивших тяжкие грехи. Это было их ответом в споре с мурджиитами, которые утверждали, что мусульманин, совершивший грех, тяжкий или малый, не становится неверным, если он продолжает веровать. Оба эти пути ошибочны и противоречат шариатским текстам Корана и Сунны.

Правильным же является срединный путь, который избрали приверженцы Сунны, опираясь на совокупность всех достоверных текстов: верующий, совершивший тяжкий грех, кроме греха многобожия, не является неверным, а считается грешником, заслуживающим наказания, и судить его будет Всевышний, который сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает» («Женщины»: 116). Имам Аш-Шавкани в своей книге «Ас-Сайль аль-Джаррар аля Хадаик аль-Азхар» (1/981), упоминая об опасности такфира (обвинения в неверии), имевшего место в его эпоху, писал: «Итак, льются слезы, оплакиваются ислам и мусульмане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства мусульман, которые вовлеклись во взаимное обвинение в неверии не вследствие требований Сунны, Корана, установлений Аллаха и доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать обвинять друг друга в неверии, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли, производящих мираж. Мусульманам стала угрожать беда.

Поистине, величайшая беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было!» Шейх аль-ислам Ибн Таймия в сборнике своих фетв (12/466) говорит: «Никто не вправе обвинять кого-либо из мусульман в неверии, даже если тот ошибается или не прав, пока против него не будет выдвинут четкий аргумент, и пока ему не разъяснят путь. Если кто-то привел подтверждение своей приверженности исламу , то никакие сомнения не могут лишить его этого статуса. Лишь приведение убедительного аргумента и устранение сомнения делают это возможным».

Многие академии фикха и комиссии крупных ученых в разных странах мира публиковали решения о недопустимости обвинения в неверии кого-либо из «людей киблы», даже если он является грешником.

5. Термин «дар аль-харб» (территория войны) и «дар аль-ислам» (территория Ислама). Согласно фикху известно, что «дар аль-харб» и «дар аль-ислам» – термины юридически-правовые. Они не упоминаются в Коране и Сунне. Многие прежние вывели третий термин и назвали его «дар аль-ахд» (территорией соглашений и договоров), под которым, согласно современной терминологии, понимаются государства, которые поддерживают дипломатические отношения с исламскими странами.

Из фикха и других аргументов известно, что Ислам соблюдает государственные договора и соглашения, и требует этого от каждого мусульманина в соответствии с хадисом, в котором господин наш Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Старается соблюдать договор самый низкий из них». Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» («Трапеза»: 1). Факихи единогласны в том, что регион или государство, в котором проживают мусульмане, в котором исполняются исламские обряды и положения, а жители пользуются религиозной свободой, считается не территорией войны, а территорией Ислама и мира, даже если этот регион или страна управляется немусульманским государством. И в прежние времена наши крупные факихи издавали фетвы о том, что исламские государства, попавшие под монгольское господство, но соблюдавшие Ислам, являются территориями Ислама. Исходя из вышеизложенного и других весомых аргументов, подписавшие этот документ считают, что Республика Кабардино-Балкария и ей подобные республики, где мусульмане живут и пользуются религиозной свободой и совершают религиозные обряды, не являются «дар аль-харб» или «дар аль-ахд», а считаются территориями Ислама и мира. Таким образом, в них недопустимо объявлять войну против мусульман. В них также нет никакого шариатского основания для этого.

Таким образом, Ислам есть религия высокой нравственности. Она ценит милосердие, справедливость, совещательность, силу, достоинство, знание, верность, развитие и цивилизованность. Это религия, которая призывает к братству между всеми людьми, к ликвидации угнетения и расизма, к устранению вреда и произвола в отношении стран и рабов Божиих, чтобы в своих странах люди жили в спокойствии и безопасности, а за их пределами царила стабильность. Чтобы вся земля стала территорией мира в этой жизни, а потом – мирным раем в жизни иной. И чтобы под этой сенью люди соревновались между собой в добрых делах и создании цивилизаций. Ибо сказал Всевышний: «И скажи: "Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его и верующие! И будете вы возвращены к Ведающему тайное и явное. И Он сообщит вам то, что вы делали"» («Покаяние»: 105).


Текст документа предоставлен представителем и координатором ВСМУ в РФ и странах СНГ д-ром Луаем Юсефом

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика