В Казани рассказали об особенностях мусульманской общины Франции

Борис Долгов
31 октября центр современной культуры «Смена» в Казани посетил старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Перед аудиторией он зачитал лекцию на тему «Ислам во Франции – мусульмане и светское общество».

Тема ислама во Франции вызывает повышенный интерес во всем мире, хотя бы потому что, это единственная в Евросоюзе страна, провозгласившая своей идеологией светскость, разделив тем самым религию и государство.

В современной истории мусульмане во Франции начинают появляться в 19 веке. Первая волна наплыва мигрантов обусловлена историческими процессами – мусульман из стран Магриба привлекают к участию в 1 мировой войне. Вторая волна связана с окончанием колониальной волны в Алжире. Испытывая экономический подъем и нуждаясь в рабочей силе, Франция стимулирует приезд алжирских мигрантов.

На сегодняшний день во Франции проживает самая многочисленная диаспора мусульман в Европе – это 5 – 7 млн человек, что составляет 10 % от общего количества населения. Диаспора мусульман Франции многонациональна, причем алжирцев здесь большинство, а самая малочисленная нация – турки.

Мусульмане Франции ведут достаточно активную общественно-политическую жизнь, ревностно защищая свои права. Прежде всего, это касается права на получение достойного образования. Большинство проблем мусульман Франции связаны как раз не с межконфессиональными противоречиями, а носят социально-экономический характер.

На протяжении нескольких лет мусульмане Франции инициируют создание общественно-религиозных организаций. Одна из таких – «Партия мусульман Франции», созданная в Страсбурге. На собраниях партии часто присутствуют видные деятели, среди которых профессор Фрибурского университета Тарик Рамадан.

Он выступает за то, чтобы мусульмане восстановили в мире естественный справедливый порядок. «Справедливость есть право каждого, а не подарок и не милость власть имущих. Необходимо требовать соблюдения своих прав и проведения социальной политики» – считает профессор. Однако Тарик Рамадан подтверждает, что «речь идет не о создании «нового ислама», а о восприятии ислама в его изначальном подлинном динамизме и созидательности. Это позволяет его последователям интегрировать все то положительное, что выработали другие культуры, с которыми они соприкасаются, и, наряду с этим, критически подходить к тем аспектам, которые не соответствуют исламским ценностям.

Сторонник партии СИОФ (Союз исламских организации Франции) Тарик Убру, в свою очередь, считает важным освободить ислам от всего того, что мешает «мусульманской мысли стать легитимной дочерью Запада». Он призывает к такой интерпретации Корана, которая основывается на знании исторического и социального контекста, при котором возникли те или иные суры. Мусульманскую теологию, согласно Т.Убру, необходимо реформировать, «не порывая с ее принципиальными основами».

Во французской мусульманской общине есть и сторонники исламизма, пытающиеся использовать ислам в политических целях, а также приверженцы неофундаментализма, ставящие своей целью объединение всех существующих исламских организаций в единую мусульманскую общину под своим руководством. Представители неофундаментализма являются также сторонниками стратегии коммюнотеризма, то есть движения за создание в районах компактного проживания мусульман своеобразных зон-коммюн (от франц. commune), где действуют мусульманские традиции и законы шариата.

Между различными течениями ислама во Франции наблюдается противостояние. Что касается политики французских властей в отношении с мусульманской диаспорой, то она, как известно, представляла собой ассимиляционную модель, согласно которой иммигранты должны полностью воспринять французские республиканские принципы, в том числе светскость, французский язык и систему образования. В отличие от британской модели мультикультурализма представители мусульманской диаспоры не рассматриваются как национальное меньшинство, но считаются французскими гражданами с разной степенью ассимиляции (вид на жительство или французское гражданство).


По статистике, которую отмечает старший научный сотрудник РАН Борис Долгов, 80% мусульман Франции – являются не практикующими, 20% – стараются выполнять все предписания религии, а 5% из них – ортодоксальные фундаменталисты, салафиты и движение Таблиг.

Есть среди мусульман Франции и новообращенные, которых насчитывают до нескольких десятков тысяч человек. Чаще всего, это женщины, принявшие веру своего мужа. Но есть и те, кто сделал осознанный выбор в пользу ислама. Ярким примером этого является писатель, мыслитель и политический деятель Роже Гароди.

Автор: Ксения Сафиуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика