Скрип колониального наследия в Египте

Египтяне свято чтут историю колонизации своей страны англичанами

Египтяне свято чтут историю колонизации своей страны англичанами

Теги:





0
22 Ноября 2014г. (29 Мухаррам)
Все страны так называемого третьего мира когда-то были чьими-то колониями, что наложило свой отпечаток на уклад жизни в виде бедности, застоя и раболепия перед имперским Западом. Длительное порабощение южных стран сопровождалось не только насилием и выкачиванием их природных ресурсов, но и целенаправленным разрушением духовных ценностей. Даже после различных народных восстаний и освобождения своих земель ни одна нация, ни одно государство не возродилось из пепла полностью, в каждом остались осколки чужой цивилизации, как после ранений, что воспаляют и без того больное общество.

Безусловно, у каждой нации есть свои особенности и менталитет, что сформирован тысячелетиями; колонизация – это эпизод в истории народа, что оставляет отпечаток, но не способен в корне изменить ментальность людей. Именно поэтому процесс колонизации в разных странах происходил по-разному и завершился в каждой различно. В учебниках истории и из уст долгожителей нынешних бедных стран можно узнать совершенно противоречивые утверждения. Одни считают колонизаторов кровавыми поработителями, другие – посланниками светлого, доброго, вечного и прочего бла-бла-бла.
Обо всех не расскажешь, но о Египте, пожалуй, стоит сказать отдельно. Быть может, удивлю, если скажу, что подавляющая часть египтян относится к истории колонизации Египта англичанами положительно. Если распросить самое ветхое, возрастное население Египта о временах при царе Горохе, то можно услышать поистине восторженные речи об английских кожаных ботинках в школьные годы, например, или о том, что еда была вкуснее, цены ниже, воздух чище, люди добрее и прочее и прочее в превосходной степени. И, главное, все благодаря порядкам, что они(колонизаторы) насадили. Ой, привили, конечно, о чем это я?

Пока есть возможность расспросить старое поколение египтян. Еще живы те, кто застал присутствие англичан в виде военного контингента и распрекрасных "английских" товаров из египетского сырья. Дело в том, что официально колонизация Египта британцами длилась 40 лет с 1882 по 1922 год, но последний английский солдат покинул Египет только в 1954 году, когда к власти пришел Гамаль Абдель Нассер, чьи помыслы были не лишены смысла, но ввиду жизненных реалий все-таки утопичны. Он мечтал избавить египтян от западной экспансии и всесторонне поддерживал идею панарабизма, но стал в каком-то смысле родоначальником военных переворотов в Египте и причиной засилья солдатни у власти. Конечно, не нужно умалять того факта, что именно при нем национализировали Суэцкий канал, тем самым обеспечив приток не малых средств в бюджет страны. Но все его попытки привить египтянам идеологический принцип своей политической партии, чей лозунг был "Мы арабы" – провалились. Во-первых, ну, какие египтяне "арабы"? Египет же не на Аравийском полуострове расположен, а в Африке, плюс египетский диалект арабского языка слишком далек от оригинала. Во-вторых, Нассер наивно полагал, что времени президентского правления хватит чтобы отучить рабов кланяться. Много воды утекло, а восторги местных по поводу британского присутствия в Египте на протяжении долгих лет такие, словно все было вчера, словно именно англичане научили египтян мыть руки, говорить "спасибо" и грамоте обучили, что уж там. Молодое поколение египтян знает историю своей страны поверхностно и особого интереса не испытывает, поэтому и мнение свое высказать полноценно не может. Старшее поколение, как я уже сказала, вспоминает все больше хорошего, нежели дурного.

72 года колонизаторы хозяйничали в Египте и этого хватило, чтобы выдрессировать местное население, обучить заискиваться перед Западом, подражать наносному и стесняться говорить об исламских ценностях с иностранцами. В итоге, спустя столько лет, Египет обретя свободу на бумаге, остался морально зависим от Запада. И это проявляется как в большом, так и в малом. Самой красивой и лучшей мебелью в Египте по-прежнему считается мебель Викторианской эпохи, а также все в стиле ампир, что возник во Франции и позже распространился по всей Европе. Что примечательно, вряд ли кто из египтян знает, что этот самый имперский ампир (от франц. empire – империя) возник после вторжения Наполеона в Египет и его "знакомства" с древнейшими артефактами. Это напоминает надевание некоторыми мусульманками косыночек, после того, как их одела Одри Хэпберн.



Самой красивой мебелью в Египте по-прежнему считается мебель Викторианской эпохиМногие египтяне стремятся украсить свои жилища мебелью в стиле  ампир

В Египте по-прежнему повсеместно стригут кусты и деревья в виде цилиндров, шаров, конусов, кубиков "как в старые добрые времена" правления королевы Виктории. В стране, где 365 дней в году солнечно, а летом катастрофически не хватает прохлады, тени и кислорода продолжают упорно стричь кроны деревьев только потому, что это признак "цивилизации". Зачастую деревья не стригут, а пилят оставляя ствол без кроны вообще, а затем полгода ждут, как из выжившего пня появится первая робкая зелень.

Ностальгируя по колониальному прошлому египтяне тщательно подстригают деревья и кусты

Египтяне верят, что магазин с вывеской на английском языке или пускай арабском, но английскими буквами, будет куда как прибыльным, нежели тот, что с арабской вязью. Поэтому магазинов с непонятными названиями очень много, а жители страны уже легко понимают, новые аббревиатуры.

Египтяне даже при наличии телевизора и интернета продолжают оборачиваться на иностранцев, как на диво заморское, и разглядывают пристально каждого, кто говорит на иностранном языке, при этом выражение лиц египтян заметно меняется с беззаботного на заискивающе внимающее. Мой собственный социальный эксперимент привел к неутешительным выводам о том, что египтяне не уважают себя, как народ, и малодушничают с иностранцами. Если я попытаюсь обменять испорченную или не работающую вещь в магазине, говоря при этом на арабском, то мне в большинстве случаев откажут, но если с этой же проблемой я обращусь к продавцу на английском языке с хорошим спеллингом, то получу положительный ответ даже не договорив фразы. На мое Hello! Can you help me? дружно отозовутся и учтиво спросят, чем еще мне могут помочь. Это стыдно. Это огромная проблема, причем не одних египтян.

Раболепие перед сэрами и синьорами стало частью образа жизни

Все иностранное ценится в разы выше и это в масштабе целого государства.

Вторая проблема, помимо подражания, это не признание власти без палки. Ни один лидер продвигающий идею близости к народу и ровни, не имеет шансов управлять египтянами. Ими уважается только сила и деспотизм, по принципу "бьет – значит любит", поэтому у власти еще долго будут военные диктаторы, а самими уважаемыми будут считаться не мудрые и справедливые, а сильные и вероломные.
За много лет египтяне так привыкли к военным у власти и к силовым захватам, что плохо представляют себе иное существование. В этом есть что-то от крепостного права. Ментальность крестьян и рабов такова, что они не знают как и не умеют жить без гнета. И слова "я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды" большей части египтян просто не ясны.

Сколько лет может потребоваться народу, чтобы переварить и избавиться от пришлой и чуждой культуры, сказать сложно. Этот процесс длительный и индивидуальный, но ясно только одно, что пока с вредным не борются, а культивируют – момент прогресса отдаляется все дальше и дальше. Для меня остается открытым вопрос – способна ли нация изменить в корне свою ментальность и перестать принимать насилие за норму, а насильника за благодетеля.

Не хочется на этом заканчивать. Скажу так.

Всегда надо оставлять дверь для случая и не терять веру и надежду на лучшее. Я верю, что наступит день и Ближний Восток встанет с колен; Египет и другие страны третьего мира, перестанут считаться таковыми. Вопрос времени, не так ли?

Автор: Валерия Лало

Яндекс.Метрика