Равнение на исламскую середину

Дмитрий Медведев награждает орденом первого заместителя министра исламских дел Кувейта

Дмитрий Медведев награждает орденом первого заместителя министра исламских дел Кувейта

Теги:




8
25 Ноября 2014г. (02 Сафар)
Двенадцатого ноября 2008 года эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, выступая на Генеральной ассамблее ООН, заявил об исторической ответственности властей предержащих за успех диалога культур и религий. Тогда же из его уст со столь высокой международной трибуны прозвучал термин «аль-васатыя» (срединность или умеренность, принцип, походящий красной нитью через Коран и Сунну пророка Мухаммада, – авт.). Сама же концепция аль-васатыи увидела свет в начале 1990-х гг., когда д-р Юсуф аль-Кардави основал научную школу исламской умеренности, что получило отражение в работе "Аль-васатыя в исламе" и других его книгах. Идеи умеренности, проходящие через большинство из многочисленных трудов шейха Кардави, получили широкий отклик в исламском мире. Многие из его работ переиздавались десятки раз и были переведены на иностранные языки.

По словам эмира, идея аль-васатыи наглядно доказала свой успех в исламском мире. Спустя несколько лет, 22 октября 2013 года, президент Владимир Путин выступил в Уфе на 225-летии Российского магометанского духовного собрания, где озвучил революционный по своей сути концепт новой социализации ислама в России.

Сегодня оба эти события без всяких преувеличений можно назвать эпохальными, поскольку, как оказалось, они на годы вперед определили вектор развития ислама на огромных пространствах Ближнего Востока, Европы и Азии. Но далеко не каждый догадывается о том, что выступления двух государственных лидеров связаны между собой незримой исторической нитью.

В своей речи в ООН эмир озвучил ту программу, которая была успешно опробована в Кувейте. Двумя годами ранее при активном участии первого заместителя министра вакфов и исламских дел д-ра Аделя аль-Фаляха в стране был создан Международный центр «Аль-Васатыя», на который была возложена задача популяризации идей исламской умеренности по всему миру. Вся деятельность центра была поставлена на прочную научно-богословскую основу: к описанию концепции аль-васатыйи, почерпнутой из постулатов Корана и Сунны, были привлечены ведущие мусульманские специалисты. Проповедь исламской срединности фактически стала культурной миссией и частью внешней политики Кувейта. Культурно-просветительские центры «Аль-Васатыя» были открыты в целом ряде стран, в том числе в России.

Показательно, что открытие российского научно-просветительского центра «Аль-Васатыя – умеренность» в Москве было поддержано личным указом эмира Кувейта за номером 254 от 24.07.2011 года, изданного во исполнение российско-кувейтских соглашений, подписанных в ходе пятого заседания Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Содействие в этом вопросе оказала Администрация Президента России и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Ранее на встрече с эмиром Кувейта в его резиденции руководители мусульманских духовных управлений Северного Кавказа высказали пожелание о необходимости открытия центра умеренного ислама в Российской Федерации.

В задачу новой организации входило разъяснение сути и значения аль-васатыи широкой мусульманской общественности. Основным принципом аль-васатыи является диалог как внутриисламский, так и межконфессиональный. Потому что диалог – это неотъемлемое качество верующего. Согласно Корану Сам Создатель дискутировал с пророками и ангелами, и даже с Иблисом (Шайтаном или Сатаной – авт.). Пророк Мухаммад также вел диалог с разными сторонами, независимо от их религиозных взглядов. Другая идеологическая основа аль-васатыи – свобода дискуссии, умение выслушать отличное от собственного мнение, а при наличии более веских аргументов – и принять его. В случае, если каждый остался при своем мнении, в силу вступает следующий принцип аль-васатыи – уважение чужой точки зрения. Эти категории являются неотъемлемым условием мирного сосуществования всех людей и конфессий.

Основная трудность состояла в том, чтобы показать, что аль-васатыя – это отнюдь не новое течение в исламе. Как подчеркнул доктор Адель аль-Фалях, «умеренность – это основа нашей религии, ее сущность и главная особенность, которая целиком и полностью соответствует природе человека. Ибо как говорится в Коране: "Воистину, мы создали вас (мусульман – авт.) общиной середины». По его словам, открытие этого центра является «прогрессивным шагом, который, как мы надеемся, поможет утвердить среди российских мусульман понимание умеренного, срединного ислама. Основная цель распространения идей аль-васатыи – укрепление национального единства России, достижение мирного сосуществования между мусульманами и представителями других конфессий в самом широком смысле этого слова».

Концепция деятельности российского центра "Аль-Васатыя – умеренность" была разработана тогдашним директором этой организации Али Вячеславом Полосиным и утверждена правлением центра в августе 2011 года, а программа деятельности центра – в декабре 2011 года. Ее началом должно было стать проведение международной конференции богословов в России в 2012 году с принятием согласованного богословского заключения, значимого для всех мусульман страны.

Началась интенсивная работа. Были организованы и проведены представительные мероприятия в различных форматах: научно-практические конференции, круглые столы, заседание рабочих групп и т.д., которые заканчивались принятием программных документов. Особое место в деятельности российского центра заняли встречи известных мусульманских деятелей России и зарубежья с молодежью и студентами, а также работа в тюрьмах по методикам, разработанным специалистами Международного центра «Аль-Васатыя» (Кувейт) и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (Россия).

Большую популярность получили курсы и семинары для российских мусульманских религиозных и общественных деятелей, представителей интеллигенции и журналистов, которые проводили известные мусульманские ученые-богословы и профильные специалисты. Основная деятельность велась преимущественно в тех регионах России, где проживают большие мусульманские общины – в Москве, на Северном Кавказе, в Поволжье, а также в Кувейте. Вот лишь некоторые темы семинарских занятий: "Понятие и значение срединности", "Экстремизм и чрезмерность в религии", "Шариат – о джихаде на пути Аллаха", "Гармонизация гражданской и исламской идентичностей".

Важным направлением стала и издательская деятельность: Научно просветительским центром "Аль-Васатыя – умеренность" русскоязычному читателю был предложен целый ряд добротных книг отечественных и зарубежных авторов, широко охватывающих тему аль-васатыи и раскрывающих различные аспекты этого понятия. Наиболее полное отражение концепция исламской умеренности получила в работах  авторитетного мусульманского ученого из Узбекистана, шейха Мухаммада Содика. Его книга "Васатыя – путь жизни" стала своего рода энциклопедическим словарем аль-васатыи на русском языке. Также следует отметить переводы изданий Международного центра Аль-Васатыя – "Стандарты васатыйи в фетвах" шейха Бин Байи и "Мы и другие" д-ра Али аль-Карадаги. 

Параллельно с этим начался и межгосударственный обмен, в рамках которого прошли многочисленные встречи представителей власти и религиозных деятелей различных стран с участием мусульманских духовных управлений и православной церкви.

Результаты этой деятельности не заставили себя долго ждать. В первую очередь удалось преодолеть стереотип противопоставления российского и зарубежного ислама. «Очень позитивную для развития современной исламской мысли тенденцию преодоления негативного отношения к зарубежному мусульманскому опыту» отметил известный российский исламовед, доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен. По его словам, именно боязнь сотрудничества с зарубежными исламскими научными центрами мешала развитию исламской мысли, в том числе рецепции в российский ислам таких важных в борьбе с радикализмом концепций, как фикх аль-авлавият и фикх аль-макасид (учение о приоритетах и целях шариата). Только благодаря зарубежному опыту удалось достичь религиозно мотивированного диалога радикальных мусульманских течений России с духовными управлениями и представителями власти.

Большой объем проделанной работы был по достоинству оценен руководством страны. Четвертого ноября 2010 года в Кремле состоялась церемония награждения первого заместителя министра вакфов и исламских дел Государства Кувейт д-ра Аделя аль-Фаляха орденом Дружбы. Эта государственная награда вручается за весомый вклад в укрепление дружбы, сотрудничества и развитие культурных связей с Россией. «Этот орден вручен не только мне лично, – сказал, выступая на приеме, д-р Фалях. – Этот орден вручен государству Кувейт, всему кувейтскому народу во главе с Его величеством эмиром шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом, который является убежденным сторонником развития отношений с Россией и идейным вдохновителем аль-васатыйи. Эта награда говорит о высокой оценке российским руководством самой идеи срединного пути в исламе, проповедующего уважение чувств и мнения окружающих, отход от экстремизма и прочих крайностей».

Следующим эпохальным шагом стало принятие в мае 2012 года Московской богословской декларации по вопросам джихада, такфира и халифата, которую подписали 54 известных богослова, в том числе такие гранты, как доктор Али Мухиддин аль-Карадаги и шейх Бин Байя. Декларация однозначно осудила радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами, а также дала всестороннее толкование понятиям джихад (усердие на пути Всевышнего), халифат (историко-теологическая концепция исламской государственности), и такфир (обвинение в неверии и выходе из ислама) как наиболее часто становящимся предметом политических спекуляций. По мнению специалистов, именно предвзятое толкование этих терминов приводит к радикализации многих верующих по всему миру, к ошибочному пониманию, что основной задачей мусульман является вооруженная борьба в целях установления тоталитарного политического порядка под религиозными знаменами.

В дальнейшем на основании Московской декларации в разных регионах России были проведены международные конференции и приняты важнейшие богословские решения (фетвы), заложившие религиозно-догматическую основу для профилактики радикализма и экстремизма, для снятия напряженности в обществе.

Особо стоит выделить первую научно-практическую конференцию «Дагестан – территория мира», которая прошла в Махачкале 17 ноября 2012 года, став по сути образцовой для других регионов. В ней приняла участие делегация ВСМУ во главе с Генеральным секретарем д-ром Али Мухиддином аль-Карадаги, руководство Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и российского центра «Аль-васатыя – умеренность». Конференция, в которой участвовал глава Республики Дагестан, приняла Итоговый документ и Фетву, провозглашающую Дагестан территорией мира и ислама. Данная норма означает, что на этой территории вести джихад запрещено шариатом.

Используя богословскую аргументацию, Али аль-Карадаги доказал, что Дагестан следует признать не только «территорией мира» («дар-ус-салам»), но и «территорией ислама» («дар-уль-ислам») ввиду того, что там исторически проживают мусульмане, которые не стеснены в свободе вероисповедания и имеют возможности соблюдать все фарды ислама. Любые насильственные выступления против власти в Дагестане он признал запретными для мусульман.

Этот и дргие богословские акты стимулировали конструктивный диалог между исламскими группами, а также их взаимодействие с властью.

Примечательно, что вышеупомянутая активность на идеологическом фронте совпала по времени с общей тенденцией снижения градуса напряженности внутри мусульманского сообщества России. Причем, в первую очередь – на Северном Кавказе, раздираемом антагонизмом умеренного и радикального пониманий ислама. В октябре 2013 года о позитивных изменениях в сфере безопасности сообщил глава ФСБ Александр Бортников. Выступая в Сочи на 42 заседании НАК, глава ведомства заявил, что с начала года в России в два раза сократилось количество проявлений террористического характера. А в 2014 году, по данным Бортникова, число таковых по сравнению с предыдущим годом стало меньше еще вдвое. Впрочем, о положительных тенденциях говорят не только сухие выкладки силовых ведомств, обеспечиваемые усилиями сотен рядовых сотрудников, но и первые ростки внутримусульманского диалога. Многие радикалы стали воспринимать государственную власть и сотрудничающее с ней официальное духовенство не как препятствие на пути к торжеству чистого ислама, а как неотъемлемый субъект общественного договора.

Успех сотрудничества с Международным центром «Аль-Васатыя» стал прологом к появлению на свет исторических созвучных по смыслу тезисов Владимира Путина. Выступая в Уфе на 225-летии российского Магометанского духовного собрания, президент призвал к новой социализации ислама как противовесу идеологии радикализма и невежества. «Новая «социализация» ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье», – сказал президент на встрече с главами мусульманских духовных управлений в столице Башкортостана. По словам российского лидера, необходимо сделать упор на интеллектуализацию ислама, внедрение новых форм работы «через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодежные, женские клубы», развитие исламского богословия, которое должно заговорить на чистом русском языке – языке великой русской литературы и духовности.

К сожалению, в борьбе с радикализмом в России пока еще далеко до победного конца. Экстремистские проявления продолжают бросать вызовы безопасности страны. Причем радикалов, которые делают ставку исключительно на силовое решение проблем, хватает не только с исламской стороны. Для тех же, кто оказался на распутье, напоминанием могут стать слова мусульманского и государственного деятеля Кувейта д-ра Аделя аль-Фаляха: «Разница между умеренным и экстремистски настроенным верующим заключается в том, что умеренный стремится спасти людей от адского огня, а экстремист, прибегая к насилию и убийствам, как бы спешит быстрее ввергнуть их в огонь». Более тщательно разобраться в собственных духовных устремлениях поможет углубленное знакомство с коранической концепцией срединности – аль-васатыи.

Автор: Ринат Незаметдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить
-1

Элементарно Ватсан.,не сложные арифметические манипуляции..

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить
-1

Есть ещё Рогозин,а при нём мы будем очень сильными..

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить
-3

Мне почему то кажется,что у Путина,в будущем,два приемника;Медведев и Шойгу,при этом мне чудится;При Шойгу порядку будет больше,а при Медведеве,денег будет больше!Если это кому то интересно..

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить
-1

Элементарно Ватсан.,не сложные арифметические манипуляции..

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить
-1

Есть ещё Рогозин,а при нём мы будем очень сильными..

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить
-3

Мне почему то кажется,что у Путина,в будущем,два приемника;Медведев и Шойгу,при этом мне чудится;При Шойгу порядку будет больше,а при Медведеве,денег будет больше!Если это кому то интересно..

Яндекс.Метрика