Турция. Власть в лицах: Ахмет Давутоглу

Ахмет Давутоглу
Итак, в результате выборов 28 августа 2014 года экс-премьер Реджеп Эрдоган стал президентом Турецкой Республики, что поставило вопрос о новом лидере партии АКР и премьер-министре. Выбор пал на министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, а не как предполагалось ранее на бывшего президента Абдуллу Гюля. Это обусловлено, видимо тем, что у премьер-министра в Турции пока еще сохраняется реальная власть, а лидер партии играет ключевую роль в определении ее политического курса. Понятно, что эти посты может занимать «реальный» практический политик в то время, как Гюль в турецком политическом раскладе был скорее фигурой публично-протокольной. Попробуем дать ответ на вопрос, кто такой Ахмет Давутоглу, и почему именно он стал ключевой фигурой в политическом истэблишменте страны.

Давутоглу родился в Ташкенте, городе в вилайете Конья в 1959 году. Он получил среднее образование в стамбульском лицее «Эркек», имеющего статус «германской международной школы», а высшее- в университете «Богазичи», на факультете политических и экономических наук, где получил докторскую степень в области международных отношений. Долгие годы нынешний премьер-министр находился на сугубо академической работе: в 1993-99 годах он работал «приглашенным» профессором в стамбульском университете «Мармара», где в 1999 году обрел статус штатного профессора. Он также возглавлял департамент международных связей другого университета – «Бейкент». Одновременно у Давутоглу появляется регулярная колонка в газете «Иени шафак». В 2003 году решением президента Ахмета Нечдета Седера и премьера Абдуллы Гюля Давутоглу получает звание Чрезвычайного и Полномочного Посла и становится советником лидера партии АКР и впоследствии премьер-министра Реджепа Эрдогана. В период 2009-2014 гг Ахмет Давутоглу руководит турецкой дипломатией в ранге министра иностранных дел.

Ахмета Давутоглу с полным правом можно назвать архитектором нынешней внешней политики Анкары. В своих очень даже многочисленных статьях (только за период 1999-2000 гг этот плодовитый профессор международных отношений написал их около 300) он фактически разработал фундаментальную внешнеполитическую концепцию страны, можно даже сказать более – дал видение места и роли Турции в современном мире. Нынешний глава правительства Турции является автором таких капитальных трудов, как «Альтернативные парадигмы: Влияние исламского и западного мировоззрения на политическую теорию, цивилизационная трансформация и мусульманский мир» (на английском языке), «Стратегические глубины» и «Глобальный кризис « на турецком. Характерно, что в экспертных и в целом компетентных кругах монография «стратегические глубины» стала своего рода пособием по внешней политике и внешнеполитической идеологии страны. В соседней Греции, у которой с Турцией неоднозначные отношения, в июле 2010 года она даже стала бестселлером.

Ахмет Давутоглу владеет четырьмя языками – английским, немецким, арабским и малайским. С 1984 года он состоит в браке с Саре Давутоглу, врачом-гинекологом, известной как ярая противница абортов. У них четверо детей.

Нынешнюю внешнюю политику Турции часто определяют как «неоосманизм», имея в виду некую модель воссоздания бывшей Оттоманской Порты в новых условиях. Некоторые очень радикальные критики нынешней Анкары ( в том числе и из бывших студентов профессора Давутоглу) вообще утверждают, что внешняя политика нынешней Турции – панисламистская на том основании, что основное внимание уделяется Ближнему Востоку, а вступление в Евросоюз не является приоритетом, если вообще такое желание есть у турецких руководителей. С подобными утверждениями в прессе выступил, в частности, Бехлюль Ёзкан, ранее учившийся у Давутоглу, а ныне сам являющийся профессором одного из университетов.

В действительности внешнеполитические акценты Анкары сегодня совершенно иные. Турция, взяв курс на превращение в значимую региональную и , в какой-то мере, мировую державу полностью признает право на существование всех наций-государств региона в их нынешних границах. При этом ставится задача выйти на «нулевой уровень проблем» с соседними государствами, что само по себе вряд ли было бы возможно, если бы вдруг обнаружилось, что Анкара имеет реальные неоимперские амбиции. Что касается приоритета «восточного» направления турецкой политики над «западным», то в минувшем году на сессии ЕС в Брюсселе Давутоглу однозначно заявил, что его страна 51 год ждала принятия в ЕС и готова продолжать это и далее.

Кстати, сам термин «неоосманизм», как определение для внешней политики страны в Турции отрицают. В интервью газете «Сабах», данном в 2010 году Ахмет Давутоглу заявил: «Мы не используем такое определение, ибо оно, в конечном итоге, работает против нас в силу непонимания или отсутствия доброй воли... Мы не стремимся к гегемонии, но хотим внести вклад в установление прочного мира в регионе». Кстати, именно в 2010 году глава турецкого МИД был включен американским журналом Foreigtn Policy в число 100 самых выдающихся мыслителей мира. В 2013 году глава турецкой дипломатии, высказавшись за укрепление и более тесную интеграцию стран, возникших на территории бывшей Османской империи, тем не менее, однозначно подчеркнул принцип нерушимости их нынешних границ.

Как же реализовывалась все эти годы на практике такая внешнеполитическая доктрина, учитывая, что хотя многие инициативы озвучивал премьер-министр Эрдоган, но фактическим их автором и разработчиком был Ахмет Давутоглу.

На восточном направлении удалось установить стабильные и более тесные связи с региональным правительством иракского Курдистана в совместном противодействии боевикам-радикалам из марксистской Рабочей партии Курдистана.

Представляет интерес та линия, которую проводила в самое последнее время Турция в лице Ахмета Давутоглу в отношении Ирака и организации ИГИЛ. Давутоглу принципиально отверг все обвинения со стороны, как секулярных турецких кругов, так и из за рубежа в поддержке ИГИЛ. Во время августовского кризиса в Ираке из Анкары было заявлено, что за эскалацию насилия в стране несет ответственность бывший премьер-министр Нури аль-Малики. Когда 10 августа верные аль-Малики силовики окружили в Багдаде резиденцию назначенного парламентом нового премьера Фуада Масума, Давутоглу, по его собственным словам, не спал всю ночь, работая над заявлением, в котором предостерегал политиков соседней страны от возможного государственного переворота, а также выражал беспокойство вокруг туркменского и йезидского меньшинств Ирака.

Безусловно, важнейшим вектором на восточном направлении турецкой международной политики являются отношения с Ираном, ведь это две наиболее мощные в экономическом отношении страны региона, что и определяет их лидирующую роль. . Кстати, критики турецкого «неоосманизма» утверждали, что Иран вообще не встраивается в схему нового устройства региона в силу доминирования в стране шиитского направления ислама. Но отношения Анкары и Тегерана отличаются гибкостью и реализмом. Выразив опасения по поводу ядерной программы Ирана, Давутоглу одновременно ответил отказом на предложения западных союзников о присоединении к антииранским санкциям, что понятно: Иран второй после России поставщик нефти в Турцию. Год назад Давутоглу поздравил шефа иранской дипломатии Мохаммада Джавада Зарифа с достижением временного соглашения по ядерному вопросу, одновременно заявив, что не считает реальной возможность распространения ядерного оружия по региону. Единственный раз трения возникли, когда Турция позволила разместить на своей территории натовские ракеты, нацеленные против сил сирийского президента Башара Асада. Ведь, как известно, Иран поддерживает Асада, а Турция – оппозицию, хотя и делает это очень «дипломатично».

Турция, наряду с Иорданией и Египтом. Принадлежит к тем странам региона, которые имеют дипотношения с Израилем, что однако не означает, что она в своей политике пренебрегает интересами своих единоверцев-мусульман в Палестине. Так , будучи министром иностранных дел Ахмет Давутоглу предпринимал активные посреднические усилия по разрешению конфликта между израильскими поселенцами и сектором Газа. В мае 2010 года, после инцидента с кораблем «Мави мармара» именно Давутоглу сформулировал три условия для нормализации отношений с Израилем – официальные извинения Тель-Авива за этот инцидент, компенсация семьям жертв случившегося и прекращение морской блокады Газы. Израиль принес официальные извинения за случившееся в марте 2013 года, а в нынешнем году было окончательно оформлено соглашение о выплате компенсации. Только неоднозначные события в Египте помешали выполнению третьего условия.

Турецкий министр иностранных дел также высказывался и по вопросу аль-Кудс-Иерусалима, призвав прекратить мучения его арабских жителей и сохранению исламского культурного наследия священного города.

Как уже говорилось выше, слова и действия главы турецкой дипломатии на западном, европейском направлении опровергают мнение о некоем «панисламизме» действующего премьер-министра Турции. Именно Давутоглу был автором декларации о поддержке вступления Турции в ЕС. По его инициативе было создано министерство по делам евроинтеграции, которое до 2013 года возглавлял Эгмен Багиш, а в 2013-2014 гг – Мевлит Чавушоглу, ставший, кстати, министром иностранных дел в нынешнем правительстве Турции.

В одной из своих статей, посвященных политике Турции по отношению к ЕС Ахмет Давутоглу писал, что вступление его страны в Евросообщество позволит установить тесные связи с балканским и средиземноморскими регионами, а также внести вклад в борьбу с бедностью в Северной Африке, используя связи как с исламским миром, так и с ЕС. По мнению автора, Турция с ее мультикультурной идентичностью и историческим прошлым, столь же мультикультурным, естественным образом несет ответственность за мир и стабильность во всем мире. Кроме того, членство Турции в ЕС позволит качественно повысить уровень экономического взаимодействия и безопасности внутри сообщества.

Серьезной проблемной точкой на европейском направлении турецкой политики являются отношения с Грецией и кипрский вопрос. В отношениях с Грецией Ахмет Давутоглу не раз выражал беспокойство положением с реализацией прав турецкого меньшинства и мусульман в этой стране. По кипрскому вопросу министр иностранных дел предлагал решение в формате создания на острове двух независимых государств – греческого и турецкого, но все подобные предложения резко отвергались Афинами. В то же время, Ахмет Давутоглу очень аккуратно высказался по статусу бывшей мечети, а ныне музея «Айя-София», заявив, что в этом вопросе следует уважать принципы международного права, заметив одновременно о необходимости соблюдать права мусульман, живущих в Греции.

Если же говорить о том месте, какое занимает в турецкой внешнеполитической системе Россия, то, в первую очередь оно определяется первостепенной экономической важностью для Турции нашей страны. Поэтому, несмотря на разногласия по таким вопросам, как сирийский конфликт и вхождение Крыма в состав РФ (Анкара официально объявляла о непризнании результатов крымского референдума и целенаправленно поддерживает проукраински ориентированную крымско-татарскую общину), эти разногласия не никогда не принимали и вряд ли примут острую форму.

Во внутренних делах Ахмет Давутоглу всегда шел в русле деклараций и действий своего шефа, экс-премьера Реджепа Эрдогана. Это было и во-время волнений летом прошлого года на площади Таксим , и грянувшего осенью 2013 года коррупционного скандала в «конспирологической оболочке» утверждений о попытках создания сторонниками известного мусульманского ученого Фетхуллаха Гюлена некого «параллельного государства». А позиции Эрдогана (а значит и Давутоглу) были в этих вопросах достаточно жесткими, в отличие, скажем ,от более мягкого и либерального подхода к ним их бывшего однопартийца Абдуллы Гюля.

Так почему же именно Ахмет Давутоглу оказался три месяца назад вторым лицом Турции, с возможной перспективой стать первым. Утверждения о том, что Реджеп Эрдоган, став президентом страны, просто перераспределит значительную часть реальных полномочий в свою пользу, представляются не совсем обоснованными. С точки зрения права это довольно сложно превратить президентский пост в Турции из сугубо представительского в обладающий реальными полномочиями. Кроме того, Эрдоган уже достаточно много сделал для политической и экономической эволюции страны, и имеет полное право почивать на заслуженных лаврах. Конечно, с президентского поста можно осуществлять общее политическое и идеологическое руководства, однако вся практическая политика и руководство экономикой ныне в руках правительства, возглавляемого Ахметом Давутоглу. Верховная и исполнительная власти в стране сегодня взаимозависимы. Между Эрдоганом и Давутоглу пусть и небольшая, но разница в возрасте есть, и поэтому вполне вероятно, что экс-премьер готовит себе приемника, как по партийной, так и по государственной линии. А лидером вряд ли может быть технократ-экономист, эта роль оптимально для известного, как в национальном , так и международном масштабе политика. Для этого очень хорошо подходит доктор Ахмет Давутоглу.
Исмаил-Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир» специально для Islamnews

Автор: Исмаил-Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

PAPUN 25 Декабря 2014г.
Ответить

Сегодня здесь хочу пожелать Эрдогану;Не спускать паруса!И не размениваться на англо-саксонскую болтовню!Сближение с Россией,-это сегодняшний путь Турции!И ещё одна маленькая,но значимая детель;Не плохо было б повернуться лицом к Армении..Из слов нашего досточтимого Пророка(мир);Нет не ошибающихся,и нет не кающихся.,не исправляющихся среди Мусульман!

PAPUN 02 Декабря 2014г.
Ответить

Нет.,как туриста из России.Там к мусульманам относятся примерно так же как и в России.,особых превилегий нет.Цены и быт тама то же примерно такие же как и у нас,кожа и золото малость дешевле,-глобализация!Бензин вот дорогой,-89 руб.литр,было позапрошлым летом.Турки живут в основном упакованно,нет такой большой разницы меж бедными и багатыми.,как у нас.Работа то же такая как и у нас,в городе Самсун местная братва красит машины,-2 тыс.баксов с кузова иномарки.Ездят там они в основном на немецких тачках,там они дешёвые.Крепкий немецкий джип типа Опеля или БМВ можно взять за2-3 тыс.баксов!Думаю с ...
Читать дальше

Кылчык 01 Декабря 2014г.
Ответить

Тебя пожалели, как МУСУЛЬМАНИНА?

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить

Я в этой кухне турецкой политике особо не разбираюсь,я вот одно скажу;Турки к россиянам относятся весьма доброжелательно,это при одном условии;если у вас есть бобосы!Если ж у вас онных нет,то вам придётся весьма сложно.Вот прошлым летом остался я в Турции без денег,ну меня хоть пожалели,через российского консула в Трабзоне упросили капитана забрать меня в Россию.,в Сочи!

PAPUN 25 Декабря 2014г.
Ответить

Сегодня здесь хочу пожелать Эрдогану;Не спускать паруса!И не размениваться на англо-саксонскую болтовню!Сближение с Россией,-это сегодняшний путь Турции!И ещё одна маленькая,но значимая детель;Не плохо было б повернуться лицом к Армении..Из слов нашего досточтимого Пророка(мир);Нет не ошибающихся,и нет не кающихся.,не исправляющихся среди Мусульман!

PAPUN 02 Декабря 2014г.
Ответить

Нет.,как туриста из России.Там к мусульманам относятся примерно так же как и в России.,особых превилегий нет.Цены и быт тама то же примерно такие же как и у нас,кожа и золото малость дешевле,-глобализация!Бензин вот дорогой,-89 руб.литр,было позапрошлым летом.Турки живут в основном упакованно,нет такой большой разницы меж бедными и багатыми.,как у нас.Работа то же такая как и у нас,в городе Самсун местная братва красит машины,-2 тыс.баксов с кузова иномарки.Ездят там они в основном на немецких тачках,там они дешёвые.Крепкий немецкий джип типа Опеля или БМВ можно взять за2-3 тыс.баксов!Думаю с ...
Читать дальше

Кылчык 01 Декабря 2014г.
Ответить

Тебя пожалели, как МУСУЛЬМАНИНА?

PAPUN 01 Декабря 2014г.
Ответить

Я в этой кухне турецкой политике особо не разбираюсь,я вот одно скажу;Турки к россиянам относятся весьма доброжелательно,это при одном условии;если у вас есть бобосы!Если ж у вас онных нет,то вам придётся весьма сложно.Вот прошлым летом остался я в Турции без денег,ну меня хоть пожалели,через российского консула в Трабзоне упросили капитана забрать меня в Россию.,в Сочи!

Яндекс.Метрика