Этика пробуждения от сна


Пробуждение после сна является великим знамением из знамений Бога, указывающим на могущество Всевышнего Аллаха. Оно схоже со знамением воскрешения человека после смерти, поэтому Аллах назвал сон смертью, а пробуждение – воскрешением и оживлением. Всевышний сказал:


«Аллах успокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». Коран (39:42)

А так же, Свят Он, сказал:
« Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением».Коран (25:47)

Пробуждение после сна является возобновлением жизни после её прекращения. И открытием новой белой страницы, которую человек заполняет в течение дня, начиная со своего пробуждения ото сна и заканчивая вхождением в состояние сна. И этот лист сохраняется в книге его дел, чтобы в День Расчета быть продемонстрированным ему.

Всевышний сказал:
«Он – Тот, Кто усыпляет вас ночью и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали».
Коран (6:60)

Аль-Хасан Аль-Басрий, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Всякий раз с зарёй нового дня непременно взывает взывающий: "О, сын Адама! Я новое создание, и я являюсь свидетелем твоим деяниям. А потому запасись у меня (деяниями), ведь я не вернусь вновь до Дня Воскресения"» .
А также он сказал:
«О, сын Адама! Ты – это всего лишь определенное количество дней, и каждый раз по прошествии дня уходит часть тебя» .

Таким образом, если пробуждение ото сна является началом ежедневной однообразной жизни, то мусульманину следует начинать этот день и свои деяния со связи со своим Господом, упоминанием Того, Кто дает ему средства к существованию, и благодарностью Тому, Кто управляет его благосостоянием и взял на Себя его сохранность и заботу о нем во время его сна. Всевышний сказал:

«Скажи: «Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью?» Но они отворачиваются от поминания своего Господа». Коран (21:42)

В эти первые часы нового дня, когда разум бывает ясным, интеллект пылким, а тело энергичным, человек планирует свой день, думая о том, что ему нужно совершить из благодеяний, которыми будет доволен Всевышний Аллах, и которые вернутся благом и добром как для него самого, так и для всех остальных людей.
И вот она, совокупность исламских адабов, связанных с этой темой:

1 – нужно прилагать старание в том, чтобы пробуждение ото сна было ранним, до наступления рассвета, чтобы извлечь максимальную душевную пользу, приобрести здоровые привычки, воспользоваться этим чистым временем для поклонения и обучения.
Всевышний Аллах, описывая поклонение набожных людей, сказал: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении». Коран (51:17-18)

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Приступайте к поиску удела и нужды с раннего времени. Поистине, раннее утро – это благодать и успех» .

2 – Нужно, чтобы первым, что приходит в сердце, в мысли и на язык, было поминание Всевышнего Аллаха и Его единства вместе с произношением молитвы из тех, что приводятся из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Всевышний сказал:
«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом». Коран (76:25)

В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Какой бы из рабов ни сказал в момент возвращения ему Аллахом его души: "Нет Бога, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и хвала, и Он Всемогущ (способен на всякую вещь)", то непременно Всевышний Аллах простит ему его грехи, даже если их будет столько же, сколько морской пены» .

От Хузайфы ибн Аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал:
«Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) укладывался спать, говорил: "О, Аллах! С именем твоим я живу и умираю", а когда просыпался, говорил: "Хвала Аллаху, который оживил нас после того, как умертвил нас (ввел в состояние сна), и к нему воскресение"» .

3 – После пробуждения следует поспешить сразу к очищению, совершению омовения и молитвы (намаза), и сделать эти деяния открытием нового дня после поминания Аллаха (зикра) и мольбы (ду’а), и стараться избегать отвлечения на другие, посторонние дела.

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда кто-либо из вас засыпает, Шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них (и говоря): “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если (человек) проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, и если он совершит омовение, развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, то с этим уже будут развязаны все его узлы, и он проснётся утром бодрым и довольным, иначе же он встанет после сна в дурном расположении духа и будет вялым» .

4 – После пробуждения нужно избегать пребывания в постели, ворочаясь в ней, навлекая мысли и сон и погружаясь в фантазии.

5 – Нужно остерегаться проявления лености при подъеме на молитву по причине холода, усталости или сонливости, потому что все это – ложные ощущения, внушаемые нафсом (душой), повелевающей зло, ведь всё это пропадает вместе с противоречием ей.

6 – Нужно сторониться возвращения ко сну после появления зари или же оттягивания выполнения молитвы, когда есть достаточно времени, ведь это является наущением Шайтана, направленным на то, чтобы мусульманин упустил своевременное совершение утренней молитвы.

Всевышний Аллах, описывая поклонение верующих людей, сказал: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили».
Коран (32:16)

7 – Нужно после пробуждения помыть рот и почистить зубы с пользой для здоровья и для сохранения зубов и ухода за ними. Лучше всего это делать сиваком или щеткой с зубной пастой, как это обычно делают, для освежения полости рта и защиты зубов.
От Хузайфы, да будет доволен им Аллах, передается, что:
«Поднимаясь ото сна, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, старательно растирал полость своего рта сиваком» .

8 – Нужно сохранять спокойствие и тишину во время движений после подъема, чтобы не причинять неудобств и беспокойства как семье, так и соседям.

9 – Нужно остерегаться выходить из теплого помещения в холодное место, особенно сразу после пробуждения, без предусмотрительного облачения в теплую одежду.

10 – Нужно стараться проявлять мягкость, доброту и не повышать голос, когда будешь будить остальных, и не забывать напоминать спящим об Аллахе и том, что молитва лучше сна. И если кто-то не смог сразу проснуться, нужно оставить его в покое, а через некоторое время вернуться к нему с новой попыткой разбудить его.

11 – Нужно открыть двери и закрытые окна в спальне, чтобы проветрить помещение.

12 – Нужно прибрать постель после проветривания и собрать постельные принадлежности с одновременным поминанием Аллаха, и не следует оставлять постель и принадлежности в неподобающем виде, так как будет некультурно и непорядочно, чтобы мусульманин полагался в таких делах на других, особенно в выполнении своих личных ежедневных обязанностей и личных делах.

Из книги "Исламская этика"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика