Почему народ, ратовавший за исламистов, выбрал их оппонентов

Арабская весна в Тунисе
Интересный поворот в тунисской политике, связанный с победой на президентских выборах "осколков старой гвардии" в лице Беджи Каида Эс-Себси, заставил аналитиков рассуждать над причинами этого явления и над феноменом исламистов во власти в целом. Почему люди сначала голосуют за происламски ориентированных кандидатов, а спустя некоторое время отдают свой голос их противникам?

Актуальность этого феномена сейчас налицо. Наметилась тенденция: многие молодые люди со всего мира все больше вдохновляются темой Исламского государства. Молодежь, которая болезненнее других реагирует на несправедливость, надеется, что ИГ эту справедливость восстановит, причем "быстро, дешево и сердито". Но так не бывает, и новейшая история Туниса – тому доказательство.

Именно в Тунисе, как все помнят, произошла первая "арабская весна", послужившая катализатором прочих аналогичных процессов. После свержения в Тунисе диктаторского режима народ вышел на улицы с происламскими лозунгами, желая делегировать власть новой, ответственной, не запачканной заигрыванием с Западом политической силе. При этом народные массы проклинали лидеров-"марионеток Запада, высасывающих народную кровь", поддерживающих свои режимы службами безопасности, финансируемыми и контролируемые Западом, и так далее. Народ Туниса, как и все, жаждал справедливости и полагал, что никто, кроме исламистов, не сможет ее воссоздать в полной мере – ведь именно ислам, в отличие от Госдепа, ассоциируется с божественной справедливостью. Люди рассуждали так: те, кто связан с исламом, обязаны обеспечить народу лучшее будущее, а от тех, кто продался Западу, коммунистам или кому-то еще, одни беды.

Но исламистов в Тунисе было очень мало: большинство из них во времена репрессий и диктатуры убежали из страны, и к тому моменту не один десяток лет жили за границей, в Англии, во Франции. Тот же лидер происламского движения "Ан-Нахда" Рашид аль-Ганнуши, которого как одного из лидеров исламской организации в свое время приговорили к смертной казни, почти четверть века жил в Лондоне. Там они интегрировались в западное общество, работали, занимались бизнесом. Но после свержения диктатора их начали призывать в Тунис, для построения справедливого исламского государства. На первых же выборах исламисты Туниса набрали подавляющее большинство голосов, а потом вдруг начались проблемы.

В числе вернувшихся был и Ганнуши, прошедший (в отличие от многих мусульманских лидеров) хорошую управленческую школу на Западе. Он не выступал с радикальными лозунгами, но заявлял о необходимости свободы и демократии (и сейчас продолжает это делать). Изначально он не стремился к власти, хотя мог бы стать президентом страны, по одной простой причине: как европейский прагматик, проживший четверть века на Туманном Альбионе, он понял, что все не так просто, как думают, например, "халифатчики" из ИГИЛ, убежденные, что для построения государства достаточно автомата.

Сначала Ганнуши столкнулся с большой кадровой проблемой. Потом начался саботаж старой номенклатуры, которая начала создавать сложные экономические условия, вставляла палки в колеса новым властям в различных секторах, от коммуналки с перебоями электричества до более глобальных вещей. Старые кадры были связаны с прежним режимом и коррумпированной системой управления, у них находились основные рычаги управления страной. А среди вернувшихся было мало "крепких хозяйственников", готовых немедленно разрулить все накопившиеся проблемы. И эти экономические проблемы начали проявляться в полной красе. Помимо саботажа старой номенклатуры, проблемы создавал и Запад, не желавший видеть исламистов у власти и прилагавший немало усилий для дискредитации их управленческих методов.

Да, народ получил свободу, спецслужбы и силовики перестали прессовать людей, диктатор ушел, но экономика дала трещину, да и общая безопасность стала ослабевать. И люди задумались: того ли они хотели? Исламисты апеллировали к долгожданной исламской справедливости, но этого оказалось недостаточно. Выяснилось, что нужен еще и реальный опыт управления страной. Народ с приходом новой власти желал получить не только свободу, но и более высокий уровень жизни.

[caption id="attachment_445114" align="alignleft" width="300"]Rached-Ghannouchi1 Возвращение Рашида Ганнуши на родину[/caption]

А исламисты во главе с Рашидом Ганнуши поняли, что власти нужно брать столько, сколько можешь вынести, и это, с их минимальным кадровым резервом, оказалось нелегкой ношей. Решить же кадровую проблему людям, десятилетиями проживавшим до этого за рубежом, тоже было непросто. Кроме того, многие их потенциальные соратники пали жертвой режима еще при диктатуре – иными словами, ставить было физически некого. И они были вынуждены уступить позиции, хотя народ фактически вручил им президентство, правительство и парламент. Вехи отступления таковы: сначала Ганнуши не пошел в президенты, отдав этот пост Монсефу Марзуки (либеральному диссиденту), затем передал правительство технократам, а после и управление парламентом. Тем самым Тунис избежал участи соседей в Ливии, Египте, Сирии и т.д.

В конце концов, на последних выборах президента страны победил номенклатурщик-представитель старой гвардии Беджи Каид Эс-Себси, набравший 55,7%. Увидев отсутствие у исламистов возможности обеспечить желаемый уровень жизни, тунисцы сделали ставку на "старое доброе прошлое". Ганнуши удержал часть недовольных этой ситуацией народных масс от проявлений гнева, призвав уважать выбор большинства, тем более что выбор был осуществлен с помощью вполне демократических процедур, которых в Тунисе ранее не наблюдалось. Причем следует отметить: исламские политические процессы в Тунисе происходят в довольно мягкой форме, чего не скажешь, например, про Египет, Ливию, Сирию, Ирак или Йемен.

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абдульазиз 25 Декабря 2014г.
Ответить
-1

Мухамед Саляхетдинов констатировал факты и все правильно написал.

forrum2008 24 Декабря 2014г.
Ответить

Современная реальность такова, что государствам - одиночкам трудно выжить в одиночку и они обязательно попадают в чью либо "сферу интересов", в данном случае все разрозненные арабские государства находятся в зависимости от запада, но у них не хватает политической воли объединиться по типу евросоюза в единое большое мусульманское - исламское государство. Поэтому, на мой взгляд т.н. исламистам в Тунисе не удалось выполнить намеченные задачи, им просто не дали это сделать. В эпоху глобализации только объединенные в одно целое государство может процветать и вести свою собственную политику.

Gazag 24 Декабря 2014г.
Ответить

Все намного проще, как и в Египте, саудовские гиены купили обещаниями завалить дешевыми кредитами страну. Ихваны для аравийских монархов пострашнее, чем светский либерализм

Абу Ханифа 24 Декабря 2014г.
Ответить
-2

Какой умный саляхединов. Всех определил и поставил на своё место. Но... Не вам господин саляхединов определять кто есть кто. Вся ваша дермократия это идол современных неверующих, а выборы и прочее подвергается манипуляции и подкупу. Будет на земле Шариат Аллаха!!! Несмотря на все потуги таких "умеренных" и прочих служителей тагута! Это произойдёт по очень простой причине - это Воля Господа Миров! Милостивого Милосердного!!!! Аллаху акбар!!!!

Абдульазиз 25 Декабря 2014г.
Ответить
-1

Мухамед Саляхетдинов констатировал факты и все правильно написал.

forrum2008 24 Декабря 2014г.
Ответить

Современная реальность такова, что государствам - одиночкам трудно выжить в одиночку и они обязательно попадают в чью либо "сферу интересов", в данном случае все разрозненные арабские государства находятся в зависимости от запада, но у них не хватает политической воли объединиться по типу евросоюза в единое большое мусульманское - исламское государство. Поэтому, на мой взгляд т.н. исламистам в Тунисе не удалось выполнить намеченные задачи, им просто не дали это сделать. В эпоху глобализации только объединенные в одно целое государство может процветать и вести свою собственную политику.

Gazag 24 Декабря 2014г.
Ответить

Все намного проще, как и в Египте, саудовские гиены купили обещаниями завалить дешевыми кредитами страну. Ихваны для аравийских монархов пострашнее, чем светский либерализм

Абу Ханифа 24 Декабря 2014г.
Ответить
-2

Какой умный саляхединов. Всех определил и поставил на своё место. Но... Не вам господин саляхединов определять кто есть кто. Вся ваша дермократия это идол современных неверующих, а выборы и прочее подвергается манипуляции и подкупу. Будет на земле Шариат Аллаха!!! Несмотря на все потуги таких "умеренных" и прочих служителей тагута! Это произойдёт по очень простой причине - это Воля Господа Миров! Милостивого Милосердного!!!! Аллаху акбар!!!!

Яндекс.Метрика