Шариат не запрещает мусульманам поздравлять немусульман

Поздравление человека - знак уважения к нему

Поздравление человека - знак уважения к нему

Теги:

2
13 Января 2015г. (22 Раби аль-авваль)
В ночь с 13 на 14 января в России по традиции наступает Старый новый год. Русская православная церковь в первый день Старого Нового года отмечает еще и праздник обрезания Иисуса Христа, которого мусульмане считают одним из величайших пророков. Много споров ведется вокруг того, можно ли, согласно шариату, поздравлять немусульман с Новым Годом. Фетвы на сей счет разнятся: одни их авторы считают это разрешенным, другие – запретным или порицаемым, причем все приводят аргументы в пользу своего суждения.

Многие из сторонников запрета ссылаются на фетвы великих ученых Ибн аль-Кайима и Ибн Таймии, которые жили в эпоху нападений монголов на мусульман и войн, приведших к враждебности между мусульманами и немусульманами. Именно тогда появились суждения о том, что мусульмане не должны поздравлять немусульман с их праздниками. Но если бы отношения между сторонами в тот период были мирными, суждение на эту тему было бы иным.

Однако ученые, запретившие мусульманам поздравлять христиан с Новым годом, забыли, что во многих арабских странах проживают миллионы христиан, что арабский мир в целом является колыбелью христианства, а наша веротерпимая религия велит нам благодетельствовать им. Они – наши соотечественники и наши соседи, у которых есть соответствующие права. Одно из прав соседей заключается в том, чтобы мы говорили им добрые слова, а поздравление христиан с их праздниками относится к проявлению благодеяния к соседу. Ислам разрешил нам даже обмениваться подарками с немусульманами. Более того, согласно общему мнению улемов, мусульманам можно есть мясо забитых ими животных и жениться на их женщинах: все это является средством укрепления национального единства между мусульманами и христианами.

С другой стороны, много последователей ислама живет в немусульманских странах, как это имеет место в Российской Федерации, где проживает свыше 20 миллионов мусульман, являющихся коренными жителями страны и связанных с ее историей на протяжении столетий. Они составляют неотъемлемую часть общества и не являются иммигрантами, как в странах Европы. Мусульмане проживают в разных уголках страны, а в некоторых ее республиках они составляют большинство населения. Российская конституция гарантирует им право на выполнение ими всех религиозных обрядов. Российское руководство проявило заботу о том, чтобы мусульмане страны были связаны с исламским миром и являлись его неотъемлемой частью: Россия получила статус наблюдателя в Организации исламской конференции (ныне – Организация исламского сотрудничества). Поэтому как может мусульманин не поздравлять своего соседа-христианина с его праздниками. Кстати, многие улемы, придерживающиеся срединной линии в Исламе, подтвердили, что к немусульманам, с которыми мусульман связывают особые социальные узы (соседям, товарищам по учебе и коллегам, супругам и родственникам), следует быть добрыми и приветливыми, чтобы завоевать их симпатии.

Следует также отметить, что в современной России, как это было в Советском Союзе, Новый год не является религиозным праздником. СССР вообще не признавал богооткровенных религий, тем не менее, государство отмечало этот праздник. Более того, в 1971 году генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев ввел традицию краткого новогоднего обращения к советским народам, которое транслировалось по радио и телевидению, и в котором глава страны поздравлял граждан с праздником и отмечал достижения минувшего года. Этот обычай сохранялся при президенте СССР Михаиле Горбачеве, ему следовали Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

В свете этого многие улемы – сторонники срединного пути в Исламе – не видят никаких шариатских препятствий к тому, чтобы на Новый год мусульманин желал своим соотечественникам-немусульманам доброго здоровья, успехов и т. п. и обменивался с ними подарками, так как этот праздник является общественным, а не религиозным.

В ходе всех своих посещений России генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых и заместитель президента Европейского совета по фетвам и исследованиям шейх Али аль-Карадаги неизменно призывал российских мусульман жить в гармонии и мире с окружающим их светским обществом, быть его активными членами и не замыкаться в своем узком кругу, тем более, что их религиозные права и свободы уважаются. Поэтому и они, говорил шейх аль-Карадаги, должны уважать законы и права государства, коль скоро они не противоречат достоверным и истинным шариатским текстам, быть примером в соблюдении порядка, дисциплины, гигиены и эстетических норм.

На международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности», состоявшейся 6 марта 2014 года в столице Дагестана Махачкале, он издал фетву, разрешающую российским мусульманам отмечать праздники вместе с их соотечественниками-немусульманами и поздравлять, ибо благодетельствовать им нам велел Всевышний в Своей Священной книге: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых!» («Испытуемая»: 8).

В связи с тем, что многие российские мусульмане из различных слоев общества просили шейха разъяснить им, разрешает ли шариат им поздравлять своих соотечественников-христиан с Новым годом, он издал фетву о необходимости укреплять социальные и человеческие связи между мусульманами и немусульманами и разрешении поздравлять их с нерелигиозными праздниками. Вот текст этой фетвы:


Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и мир господину нашему Мухаммаду, посланному как милость для миров, и роду его и сподвижникам его.

Фетва о необходимо крепить социальные и человеческие связи между мусульманами и немусульманами и о допустимости поздравления с нерелигиозными праздниками

Несомненно, что Ислам своим Великим Писанием (Священным Кораном), сунной своего досточтимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его благоуханным житием призывает к справедливому отношению и благодеянию к немусульманам, если они не сражаются с нами. Всевышний сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых!» («Испытуемая»: 8). Всевышний повелел нам также жить с ними в мире и разрешать все проблемы с помощью дружелюбного диалога: «… и препирайся с ними тем, что лучше» («Пчёлы»: 125). Всевышний сказал: «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим» («Паук»: 46). Ислам также постановил крепить социальные и человеческие узы между мусульманами и немусульманами, особенно с обладателями писания. Поэтому он разрешил жениться на их женщинах (таким образом, обладательница писания становится матерью для мусульманских детей, ее родители – их дедами и бабками, а ее братья – их дядями, и между ними установились отношения родства). Он также разрешил нам есть их пищу, а им – делить пищу с нами. Все это нужно для укрепления социальных уз.

С этой точки зрения следует смотреть на вопрос о поздравлении с такими праздниками, как Новый Год. Новый Год не является христианским религиозным праздником: это обычные торжества, которые устраивают светские люди на Западе и на Востоке. Устраиваются эти торжества не в церквах, а на улицах и в других общественных местах. Рождество господина нашего Христа (мир ему) произошло не в начале года, однако относительно дня его рождения нет единого мнения. Священный Коран упоминает, что госпожа Марйам (мир ей) во время родовых схваток пришла к стволу плодоносной пальмы, и Всевышний сказал ей: «И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые. Ешь, и пей, и прохлади глаза!» («Марйам»: 25–26). Из этого некоторые улемы сделали вывод, что роды были не зимой. Даже христиане расходятся между собой в этом вопросе. Так, западные христиане говорят, что Христос родился 25 декабря; восточные же христиане утверждают, что это произошло в январе. В Евангелии от Луки из повествования о Рождестве Христовом можно понять, что он родился в начале зимы – в то время, когда пастухи были на поле. Это же утверждает епископ Барнс. Британская Энциклопедия (т. 5, стр. 642–643) отмечает, что в 340 году отцы Церкви постановили отмечать этот праздник в день зимнего солнцеворота 25 декабря. Д-р Пик в своем комментарии к Священному Писанию (с. 727) пишет, что Христос родился в августе. Д-р Джон Авира в своей книге «Словарь Священного Писания» пишет, что финики поспевают в еврейский месяц Элул, что соответствует августу и сентябрю.

Кроме того, поздравление – ни вербально, ни юридически – не является свидетельством того, что поздравляющий радуется празднику или принимает веру того, кого он поздравляет. Это всего лишь проявление социального общения, способ сделать приятное своему коллеге или соседу, средство сближения между людьми и поддержания мирного сосуществования между ними.

Так, мусульмане, живущие совместно с немусульманами (как это имеет место в России и других странах), поздравляют своих соседей, коллег и знакомых из числа немусульман с этими праздниками. Это не означает совершение ими соответствующих религиозных обрядов, а относится к совершению добрых дел, которые мусульманам велел совершать Аллах. Однако это допустимо лишь при условии, что поздравляющий своим поздравлением не поддерживает порицаемых действий, которыми сопровождаются эти празднества, не радуется нарушениям шариата, неверию и проявлениям многобожия; что его намерение заключается в укреплении связей между мусульманами и этими людьми на благо исламу и мусульманам данного региона. В свою очередь, они тоже, как правило, поздравляют мусульман даже с их религиозными праздниками, и не зазорно поздравлять их в ответ, следуя вышеупомянутому намерению. Ведь Всевышний сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же» («Женщины»: 86). Однако мусульманину и мусульманке не дозволяется сотрудничать в грехе, участвовать в делах запретных или праздновать то, что содержит в себе запретные дела.

В своей фетве Европейский совет по фетвам и исследованиям заявил: «Является законным поздравлять людей с этим событием, если они –¬ как пишет автор вопроса – поздравляют мусульманина с его религиозными праздниками. Ибо на добро нам велено отвечать добром, а на приветствие отвечать лучшим либо таким же. Сказал Всевышний: "И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же" ("Женщины": 86). Не годится мусульманину быть менее добрым или менее благонравным, чем немусульманин. Мусульманин должен быть еще добрее и благонравнее. В хадисе сказано: "Самая полная вера у того из уверовавших, кто превосходит иных в благонравии". И еще сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Я, воистину, ниспослан для восполнения наилучших нравов"».

Это необходимо, если мы хотим призвать их к Исламу, приблизить их к нему и пробудить в них симпатию к мусульманам, а это – наш долг, и выполнить его можно не сухостью в наших отношениях, а добрым общением.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был добронравен и благожелателен к многобожникам-курейшитам в течение всего периода пребывания в Мекке. И это несмотря на то, что они обижали его и гнали его и его сподвижников. Доходило до того, что они, доверяя ему (да благословит его Аллах и приветствует), оставляли ему на хранение имущество, за которое беспокоились. А он (да благословит его Аллах и приветствует), когда переселился в Медину, оставил вместо себя Али (да будет доволен им Аллах) и велел ему вернуть оставленное хозяевам.

Поэтому мусульманину или исламскому центру не запрещается поздравлять с этим праздником словесно или через открытки, если они не содержат религиозных символов или выражений, противоречащих принципам Ислама, таких, как распятие, так как Ислам отвергает саму идею распятия: «… а они не убили его и не распяли, но это только представилось им» («Женщины»: 157).

Слова поздравления, принятые в таких случаях, не содержат признания их религии или симпатии к ней, но являются обычным проявлением человеческой любезности.

Не возбраняется принимать от них подарки и дарить их в ответ. Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от немусульман, в том числе, от мукаукиса – главы египетских коптов, при условии, что эти подарки не содержали ничего запретного для мусульманина – например, вина или свинины.

Итак, советуем нашим братьям и сестрам держаться исламских нравов и ценностей, то есть быть милосердными, добрыми и справедливыми по отношению к немусульманам, чтобы служить примером для всех.

Аллаху же лучше известно, ибо у Него мы просим помощи,
И последнее наше слово: хвала Аллаху, Господу миров,
И да благословит Аллах и приветствует
Господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его.

Мир вам, милость Аллаха и благословение Его!

Писал нуждающийся в своем Господе
Шейх д-р Али Мухиддин аль-Карадаги,
Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых,
Заместитель Президента Европейского совета
по фетвам и исследованиям

Автор: Луай Юсеф

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абдульазиз 13 Января 2015г.
Ответить

"Лыко, мочало, начинай сначала" (с). Что касается первой части абзаца - это все рано что поздравлять с многобожием, с прелюбодеянием, с употреблением спиртного и т.п. Тем более что праздновать вместе - это сидеть вместе с употребляющими спиртное и получать за это такой же грех как они : "На международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности», состоявшейся 6 марта 2014 года в столице Дагестана Махачкале, он издал фетву, разрешающую российским мусульманам отмечать праздники вместе с их соотечественниками-немусульманами и поздравлять,.." Что касается вто...
Читать дальше

Абдульазиз 13 Января 2015г.
Ответить

"Лыко, мочало, начинай сначала" (с). Что касается первой части абзаца - это все рано что поздравлять с многобожием, с прелюбодеянием, с употреблением спиртного и т.п. Тем более что праздновать вместе - это сидеть вместе с употребляющими спиртное и получать за это такой же грех как они : "На международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности», состоявшейся 6 марта 2014 года в столице Дагестана Махачкале, он издал фетву, разрешающую российским мусульманам отмечать праздники вместе с их соотечественниками-немусульманами и поздравлять,.." Что касается вто...
Читать дальше

Яндекс.Метрика