Народный эксперт - о карикатурах, "фигне и аде"

В блогосфере на днях обсуждался занятный случай. Таджикский водитель популярно и доходчиво объяснил пассажирке (блогеру), почему нельзя изображать Пророка (не подозревая о том, что это объяснение на следующий день "всплывет" на самой популярной русскоязычной площадке и станет предметом вдумчивого анализа населения).

"Таджикский водитель вез меня сегодня, говорит: "Я убийства в Париже не поддерживаю. Но изображать пророка нельзя. Ни Мохаммеда, ни Иисуса. Зря православные портрет пророка дома держат". – "А почему все-таки нельзя-то?" – заерзала я. "Нельзя. Так сказано". – "Понятно, что сказано. Но почему? Какое этому объяснение?" – "Ну вот представь. Сходил мужик в туалет по…рать. Не помылся, …опа у него грязная. И вот встал он с грязной …опой перед портретом пророка. И осквернил его. И попадет за такую фигню в ад", – изложила итоги теософского диспута автор поста.

Население к такой версии отнеслось с пониманием: мол, водитель Оксфордов не заканчивал, как мог, так и объяснил. Многие, кстати, ему поверили.

Но, уточняет эксперт IN Абдулла, на самом деле, причина запрета на изображение Пророка гораздо глубже.

"Испокон веков (в частности, до Пророка Мухаммеда), в предыдущих религиях и вероисповеданиях люди изображали образы, ваяли статуи и поклонялись им, заменяя ими Всевышнего. Иисуса начали изображать, его изображение превратилось в божество. В той же допророческой Аравии делали статуэтки, памятники выдающимся людям, пророкам, праведникам и поклонялись им. Постепенно про пророков забывали и начинали обожествлять статуи. То есть Творца миров они подменяли тем, что сами сотворили, обожествляя эти рукотворные образы, которые для последующих поколений становились богами", – отметил эксперт.

В исламе любое изображение выдающихся личностей было запрещено именно для того, чтобы впоследствии оно не превратилось в обожествленные предметы поклонения.

"Ислам не приемлет такой подход потому, что человек уходит от реального поклонения Всевышнему, создателю мироздания, концентрирует свое внимание на статуэтках и изображениях, которые он сам изваял. И поклоняясь тому, что сам слепил, человек становится язычником или многобожником. В этом основной смысл запрета изображений и изваяний в исламе. Пророк тоже это строго запрещал. Основная проблема, которую решал пророк – это отведение людей от многобожия (изображения различных, в основном, одушевленных предметов – людей, животных, которым затем поклонялись, забывая о первоисточнике), к единобожию", – напомнил комментатор.

По словам Абдуллы, человеку духовно продвинутому проще воспринять Всевышнего в его непостижимости, прочие же тянутся к чему-то осязаемому, доступному для понимания, и этим испокон веков пользуются жрецы, предлагая массам такие объекты.

В то же время, мусульмане не отрицают, что физический объект может переносить божественную энергетику. "Может, что-то такое и есть, но это не является основой. В исламе есть черный камень – он находится в Каабе, он появился до Пророка, который относился к нему с почтением, хотя особо уточнял, что нельзя этому камню поклоняться или его обожествлять. Считалось, что этот камень послан людям Всевышним", – пояснил эксперт.

Вообще же тема изображений в исламе весьма сложна и многогранна, и единства мнений о том, какие изображения приемлемы, а какие – нет, в экспертной среде не существует.

Так, некоторые полагают, что даже "сэлфи" с друзьями – это харам. "Нет сомнений в том, что фотографировать одушевленные предметы является запрещенным, даже относится к большим грехам. Из-за встречающихся по этому поводу жестких угроз в текстах Пречистой Сунны. Так как, в этом есть уподобление Аллаху в сотворении одушевленного предмета, и оно является средством, приводящим к соблазну, искушению, даже во многих случаях к многобожию. И грех этот охватывает всех: того, кто собственноручно фотографировал, кто поручил ему это дело, кто помогал ему или же был причиной этого поступка. Потому что они являются помощниками друг друга в этом греховном деле", – утверждают некоторые эксперты.

Некоторые законоведы утверждают: запрет должен распространяться лишь на статуи и не видят ничего зазорного в фотографии.

Египетский муфтий середины прошлого века шейх Мухаммад Бахит в своей фетве так разъяснял эти нюансы: поскольку фотография – это результат мгновенного улавливания фотоаппаратом образа реального объекта, то в данном случае нет причины для запрета. Запретными считаются те изображения людей и животных, источник которых не существует в реальном мире, а придуман художником, чье намерение заключается в попытке имитации созданий Аллаха, что не относится к фотографированию. Главное, чтобы во всем этом не было элемента возвеличивания или чего-либо, что угрожает вере. Необходимость в использовании фотографий более насущна, чем разукрашенная одежда, которую исключил из запрета Пророк (Мир ему).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Umar2014 17 Января 2015г.
Ответить

"Россия 24" сообщила о первом митинге мусульман в России в поддержку Пророка (асв) и против шарлюх, который прошёл в Ингушетии. МашаАллах.А Исламньюс молчит. Иногда такую ересь транслируете хоть стой хоть падай, а тут молчите.

Umar2014 17 Января 2015г.
Ответить

"Россия 24" сообщила о первом митинге мусульман в России в поддержку Пророка (асв) и против шарлюх, который прошёл в Ингушетии. МашаАллах.А Исламньюс молчит. Иногда такую ересь транслируете хоть стой хоть падай, а тут молчите.

Яндекс.Метрика