Юсуф аль-Кардави о целях шариата

Юсуф аль-Кардави
"В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру" Хадис

Юсуф аль-Кардави (или Йусуф Ал-Карадави) является одним из самых известных и видных мусульманских законоведов современности. Без преувеличения можно сказать, что он – основатель особого богословско-правового мышления внутри современного ислама. Недаром коллективная монография, посвященная ал-Карадави, названа «Глобальный муфтий» (Global mufti) – более точного определения личности ал-Карадави не найти. Ведь одна из составляющих его многогранной деятельности – издание фетв по различным богословским, социальным, экономическим и политическим вопросам, беспокоящим мусульман всего мира. Здесь мы не будем рассматривать все аспекты его религиозно-правовой мысли – это не входит в нашу задачу. На наш взгляд, ал-Карадави, чье имя в последние годы пользуется особым вниманием СМИ, интересен не только как известный публичный проповедник, популярный ведущий программы «Шариат и жизнь» или мыслитель, на идеи которого ориентируются мусульманские политические движения , но и как создатель правовой теории, которую он сформировал на основе теории целей шариата.

Богослов принадлежит к тому поколению мусульманских мыслителей, которое сильно разочаровалось во внутренней и внешней политике постколониальных правительств арабских национальных государств. После поражения ряда арабских стран в 1967 г. в Арабо-израильской войне ал-Карадави и сходные с ним религиозные деятели окончательно пришли к мнению, что национализм (панарабизм) в арабских странах себя исчерпал, ему больше нечего предложить мусульманским обществам, кроме военных поражений, колониальной зависимости и диктатуры. Поэтому следует отказаться от исчерпавшей себя идеи и построить гражданское общество на основе исламских концепций и ценностей . Ал-Карадави и такие его современники и единомышленники, как Фахми Хувайди, Мухаммад Амара и Рашид ал-Ганнуши, занимают «среднюю позицию» на пути построения исламского общества. Это означает, что, с одной стороны, они обособляют себя от радикалов и экстремистских движений, которые ведут вооруженную борьбу с целью создания «исламского халифата». Но с другой стороны, они критикуют силы, призывающие к отказу от шариата и секуляризации мусульманских обществ (либералов-западников, марксистов и националистов). Подобная позиция получила в мусульманском мире название васатийа. Сегодня у нее довольно много последователей среди рядовых мусульман, студенчества, интеллигенции и богословов. Идеологи васатийи призывают к умеренности в религиозных и светских вопросах. Они уделяют особое внимание обсуждению проблем, касающихся ислама и современности, а их интеллектуальные проекты служат ориентиром для мусульманских политических движений. Главное, что их интересует, – это поиск адекватных ответов на вызовы модернизации и глобализации. Они пытаются доказать, что ислам не противоречит современности, демократии и правам человека, что возможно построение гражданского общества на основе исламских ценностей. Наряду с этим они считают, что возможна исламская модернизация, не импортированная извне, а возникшая внутри ислама, на основе исламских принципов, концепций и ценностей. Сторонники васатийи далеко не последнюю роль в реформировании мусульманских обществ отводят новому прочтению источников исламского права. В частности, в своих работах ал-Карадави утверждает, что фикх будущего должен быть динамичным, гибким и способным эффективно реагировать на любые правовые ситуации. Он называет его «фикхом, неразрывно связанным с реальной жизнью» (фикх ал-ваки).

В этом отношении ал-Карадави продолжает реформаторские традиции, заложенные Мухаммадом Абду и Муха́ммадом Раши́дом Ридой развитые их учениками, а именно Мухаммадом Шалтутом, Мухаммадом 'Абдаллахом Дразом, Мустафой Абу Зайдом, Мухаммадом Мустафой Шалаби, Мухаммадом Абу Захрой и др. Все эти законоведы середины XX в. старались развить исламское право к меняющимся условиям, защитить его от критики националистов и секулярно настроенной интеллигенции и показать, что его нормы могут быть успешно встроены в законодательную систему национального государства. Теория целей шариата благодаря своим особенностям активно использовалась для этих задач.

Можно сказать, что ал-Карадави создает фикх, в основе которого лежит теория целей шариата. Именно поэтому его часто называют ал-факих ал-макадидй или ал-муджтахид ал-макасиди («законовед, методология которого основана на теории целей шариата»). Примечательно, что в своей книге «Введение в изучение исламского права» после рассмотрения статуса Корана и сунны в качестве источников фикха ал-Карадави опускает другие источники и сразу переходит к объяснению «целей шариата». Он задается вопросом: «Разве может быть так, что законы Аллаха бессмысленны и не имеют цели, что Аллах разрешает, запрещает, предостерегает или одобряет, не преследуя какую-либо цель? Иными словами, имеют ли предписания Аллаха цели, которые понятны для людей?» Ал-Карадави отвечает, что, конечно же, смыслы, мудрость и цели законов Аллаха возможно понять с помощью разума, и «подавляющее большинство ученых мужей этой уммы сошлось во мнении о том, что законы Аллаха преследуют определенную цель». Ал-Карадави добавляет: «Каждому исследователю известно, что нормы исламского права (аш-шариа ал-исламийа) основаны на соблюдении интересов (масалих) людей, защите их от вреда и достижении для них наивысшего блага».

Богословско-правовые работы ал-Карадави говорят о том, что он много лет работает над созданием фикха, в основе которого лежит теория целей шариата. Результаты многолетних теоретических наработок он представил в ряде книг, в частности в книге Дираса фи фикх макасид аш-шара'а («Исследование о понимании целей шариата») . Ал-Карадави пишет, что фикх, построенный на соблюдении целей шариата (фикх ал-макасид), включает в себя все другие разновидности фикх. По его мнению – это самый важный и эффективный фикх, так как он «основан на постижении мудрости, тайн и смыслов, которые содержит текст (насс), а не на слепом следовании буквальному значению текста». Он предлагает называть цели шариата – «мудростью шариата (хикма аьи-шари'а), или «конечными целями предписаний исламского права». Отметим, что под целями шариата ал-Карадави понимает не только (и не столько) цели отдельных норм фикха, а совокупность всех целей ислама, его доктринальных положений и предписаний нормативного характера.

Разъясняя те или иные аспекты теории целей шариата, ал-Карадави ссылается на средневековых богословов, в основном – на труды ал-Газали и аш-Шатиби. Однако он не следует за ними, а переосмысливает их идеи, предлагая собственное толкование. В частности, он считает возможным выйти за рамки традиционной классификации целей шариата, предложенной ал-Газали. Ал-Карадави говорит, что «Довод ислама», обсуждая принцип маслаха, который он назвал «воображаемой основой» в своей книге ал-Мустасфа, заложил основы теории целей шариата, и мусульмане уже много веков пользуются именно его теорией. Согласно классификации ал-Газали цели шариата служат удовлетворению человеческих потребностей, которые подразделяются на три «уровня»: «необходимые потребности» (дарурат), «насущные потребности» (хаджийат), «потребности, улучшающие жизнь» (тахсинийат). Однако ал-Карадави уверен, что можно использовать иной способ познания и классификации целей шариата . Он считает, что цели шариата намного шире и разнообразней, чем их видели средневековые богословы. Один из способов, согласно ему, – это размышление над айатами Корана и текстами сунны, где ясно указываются цели Божественного закона. Например, в 57-м айате 25-й суры ал-Карадави видит указание на то, что достижение справедливости – это цель всех монотеистических религий. А цель предписания 7-го айата 59-й суры не только справедливое распределение военных трофеев среди малоимущих, но и борьба с монополией.

Из введения к книге «Цели шариата»
Кямаль Гасымов

Автор: Кямаль Гасымов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 09 Февраля 2015г.
Ответить

"Ученые наследники пророков" Пророк Мухаммад (С)

Muslim321 04 Февраля 2015г.
Ответить
-4

Заблуждения Кардави http://ahlubida.blogspot.nl/2014/12/blog-post_24.html

РМ2013 02 Февраля 2015г.
Ответить

Если бы ВСЕ в мире жили согласно Корану, Сунне, законам шариата - то рай наступил бы уже на Земле!

Muslim321 04 Февраля 2015г.
Ответить
-4

Заблуждения Кардави http://ahlubida.blogspot.nl/2014/12/blog-post_24.html

РМ2013 02 Февраля 2015г.
Ответить

Если бы ВСЕ в мире жили согласно Корану, Сунне, законам шариата - то рай наступил бы уже на Земле!

Яндекс.Метрика