От греха до покаяния

Промедление с покоянием опасно для души

Промедление с покоянием опасно для души

Теги:




0
14 Февраля 2015г. (24 Раби ас-сани)

Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и
удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай
(Вырывающие": 40-41)



Наверное, есть темы, которые всегда будут актуальными для уммы. Для всех ее членов. Потому что в них – наша жизнь. Думы. Сомнения. Переживания. Как я живу? Соответствует ли мой образ жизни предписанному Всевышним? Почему не удается соблюдать постулаты полностью и однозначно? Почему, почему, почему? Сколько же этих почему, нередко съедающих нас изнутри и не позволяющих безмятежно отойти ко сну...

Одна из таких тем – фактор покаяния.

Наши излишества – против нас самих?

Покаяние... Сколько раз мы пропускали это определение через свои душу, сердце, мозг, чувствуя потребность его осуществления. Пропускали и пропускаем. Осуществляли и продолжаем осуществлять. Потому что надеемся, что принимающий покаяния Аллах простит нас.

Ну вот, подумает кто-то из читателей, сейчас в очередной раз последуют попытки обосновать чуть ли не предусмотренность грехов, с допустимостью последующего прихода к покаянию. Ну почему так сразу в глаз, ежели вопрос идет не об обосновании, а о неоднократном (и это действительно так!) желании разобраться в происходящих в нашей жизни нелицеприятных (мягко говоря) нюансах?

Да, дьявол не дремлет. Да, будучи сильными и проявляющими неимоверную волю в труднейших вопросах, мы вдруг оказываемся поразительно слабыми в каких-то иных аспектах жизнедеятельности. Но разве тут дело в попытках обелить себя или "научно-теологически" доказать невозможность протекания жизни только так, а не иначе? Речь-то, в реалии, о внутреннем недовольстве собой, своим поведением и действиями, когда об определенных шагах ни с кем не поделишься. Просто-напросто не позволишь себе.

Но Бога не обманешь, да и в мыслях такого нет по сути. Отсюда – искренние попытки, наряду с мольбами к Всевышнему о прощении, разобраться в подводных нюансах, приводящих к проблеме, не позволяющей иногда полностью выпрямиться. Без сомнений, будь все легко и просто, Коран не фиксировал бы приукрашенности для людей любви "к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами" («Семейство Имрана»: 14). Т. е. соблазнов – масса, к тому же все они – вокруг нас и вполне доступны. Но, что интересно,  тяга у человека может проявиться к какому-нибудь одному ответвлению греха. Отсюда – формирование у верующего внутренней потребности уловить (ощутить), как бы изнутри, что же, все-таки, подталкивает его в объятия определенного греха, если он осознает(!) свою "некачественность" из-за попадания в тиски соблазна?

Тонкость тут в том, что при этом верующий не просто отправляет предписанный пятикратный намаз, а имеет потребность к этому, как к важнейшему столпу Ислама. Параллельно этот же "верующий нарушитель" искренне стремится следовать другим постулатам. Не из-за того, чтобы данными действиями "закрыть" (ну, или, притупить) греховные деяния, а вследствие наличия в сердце реальной веры.

Но спокойствия как не было, так и нет. И это совершенно не удивительно на фоне фиксации Откровением, что, осуществляя мерзкие поступки или несправедливости, мы поступаем "против самих себя" ("Семейство Имрана": 135). К тому же Коран говорит о лицах, излишествовавших "во вред самим себе" ("Толпы": 53).

Вполне возможно, что одна из глубинных мыслей, заложенных в этих аятах, проявляется (в т. ч.) в констатации сложностей при определенных поступках созданий Господа для самих же верующих. Не случайно ведь в обоих случаях Всевышний предоставляет надежду своим творениям на лучшее будущее. В частности, для помянувших Аллаха и попросивших прощения попадание в Райские сады не исключается ("Семейство Имрана": 136); параллельно Господь призывает не отчаиваться в Его милости, ибо Аллах, будучи Прощающим и Милосердным, "прощает все грехи" ("Толпы": 53).

Однако, и здесь мы не черпаем легкости, т. к. в контексте обещаемого Аллах говорит о неупорствующих в совершаемом и воздаянии тружеников! А можем ли мы себя считать таковыми, если периодически продолжаем падать в пропасть какого-либо соблазна?

Через стыд – к покаянию?

Известный богослов XIV в., видный представитель ханбалитской школы мусульманского права Ибн Кайим аль-Джаузия писал, что в случае отсутствия в сердце печали "при совершении греха" и его  переполнения радостью, человек должен "поставить под сомнение" свою веру, т. к. "живое сердце всегда печалится от грехов", а мертвому – "нанесение ран" боли не причиняет(1).

Возможно, так оно и есть, но не слишком ли данная формулировка, все же, жестка (жестока) по отношению к рассматриваемому? Разговор-то, повторимся, идет вовсе не о спокойно окунающихся в омут своей страсти. Вернее, они окунаются, но разве свободным для них оказывается последующее плавание по жизни – возвращение, так сказать, "в семью, в коллектив"? Отнюдь. В том-то все и дело. Испытываемые согрешившими мучения иногда не поддаются описанию. Они ведь будто лишают организм чего-то важного, живого. Пусть грехи такого рода – между верующими и Аллахом. Пусть верующие ссылаются на собственную слабость, невозможность удержать себя и т. д., но легче ли от этого?

Вот здесь осуществляющие нарушения нередко чувствуют, что приносить покаяние с каждым своим проступком становится сложнее и труднее. Стыд сковывает тебя, и ты думаешь про себя: "Сколько же можно, а если завтра снова в кольцо?". Но не дьявольские ли это ухищрения, отодвигать нас от покаяния, тем более что Создателю ведомо все и вся, включая происходящее в нашем внутреннем мире?

Очень красиво на сей счет высказывается Эльмир Кулиев, отмечая, что
медля с покаянием, мы позволяем грехам пустить корни глубоко в сердце, а вымаливая прощение за часто повторяемые грехи, только обманываем себя, лишаясь стыда. Пристращаясь к греху, пишет ученый, мы позволяем ему стать частью нашей души, и если такое происходит, то принести искренне покаяние невероятно трудно. Т. к. отказ от такого греха равносилен вырыванию части души, а на такое способен не каждый(2). Блестящая формулировка, не правда ли? Грех – часть души. Мы будто уже не просто свыкаемся с ним, а смыкаемся, продолжая скатываться в пучину, из которой возврат к Свету с каждым днем становится все затруднительнее.

Как элегантно высказывается на этот счет поэтесса Вангелия:

Есть много дел… не опоздать бы,
Задумал… надо бы успеть,
Не опоздать … мне дописать бы…
Доплыть, доехать, долететь.
Дела в быту – все напускное…
Незавершенка… ерунда…
Пустяк – в сравнении с покаянием,
Вот тут не дай Бог опоздать(3).

Хорошо, конечно, если происходит остановка. А когда до нее все дальше и дальше и ты вдруг осознаешь, что конечной станции не предвидится, т. к. твое движение осуществляется по нескончаемому кругу? В фильме "Бог не умер" звучит очень интересная мысль: "Твой грех как тюремная камера. Комфортная, чистая и кажется, какой смысл из нее выходить? Дверь широко открыта, но однажды время выйдет и она захлопнется. Тогда будет уже слишком поздно". Невозможно не согласиться, притягивающий грех сладок. И еще как. Но мы же не хотим захлопывания двери.

Однако, поспособствовать становлению остановки реально конечной (с точки зрения невозврата к греху) может наше вхождение вглубь причин, не позволяющих нам полностью затормозить. Если наш позыв к греху возникает не из-за желания воспротивиться Богу и не вследствии преследования цели испробовать на вкус запретное (тем более что оно, грубо говоря, уже попробовано), значит, скорее всего, нам чего-то не хватает.

Но тогда по какой причине, воскликнет некто, считающий себя знатоком всех хитросплетений человеческой жизни, раз и навсегда не положить конец этой причине? Не разрубить окончательно узел, подталкивающий нас к периодическому поиску того, что...? Проблема, однако, именно в этом. Разрубить одним движением получается не всегда, т. к. узел – на то и узел, что может состоять из массы противоречий с подводными рифами и надводными ветрами, с дополнительно проявляющимися сдерживающими факторами.

Кто бы сомневался, что будь мы беспечны, то без особых угрызений совести плыли бы по греховному течению. Но наши мозг, сердце и душа, Слава Аллаху, не позволяют этого. И это сохраняет нас на плаву жизни, предоставляющей надежду на положительный результат. "Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним" ("Худ": 3), призывает Коран. Мы просим и раскаиваемся. Продолжая надеяться.


1.Ибн Кайим аль-Джаузийя. Мадарижу ас-саликин
http://al-hekmah.com/?p=6572
2.Эльмир Кулиев. Когда прежней веры больше нет
http://e-minbar.com/success-secrets/kogda-prezhnej-very-bolshe-net
3.Вангелия. Покаяние
http://www.inpearls.ru/comments/638190

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика