Нормы общения и этика речи

«Скажи: «Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!»».
Коран (67:23)

«Скажи: «Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!»». Коран (67:23)

Теги:





3
07 Июня 2015г. (19 Шабан)
Всевышний Аллах сотворил человека в прекрасном облике, дав ему зрение и слух, наделил его разумом, способностями обучаться и возможностями добычи.

Всевышний сказал: «Скажи: “Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!”». Коран (67:23)

А также Всевышний сказал: «Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами?» Коран (90:8-9)

Задачей языка является выражение своих нужд и доведение информации до других путем речи и произношения.
Всевышний сказал:


«Всемилостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться». Коран (55:1-4)

А также Всевышний повелел человеку уделять внимание своим высказываниям, так же как и своим поступкам, и поэтому кем-то из мудрецов было сказано: «Кто посчитает свою речь – действиями, тот будет мало говорить».

Всевышний повелел человеку говорить только истину, и то, чем Он будет довольствоваться, а также следить за всеми словами, выходящими из его рта.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, кто-то из вас может произнести слово, которым будет доволен Аллах, но он даже и не представляет, какой степени оно достигает, и Аллах за это слово предпишет ему Своё довольство до Судного Дня. И поистине, кто-то из вас может произнести слово, которое прогневит Аллаха, но он даже и не представляет, какой степени оно достигает, и Аллах,за это слово предпишет ему Свой гнев до Судного Дня» .

Такова цена слова в исламе, поэтому мусульманин придерживается благочестия в речи точно так же, как и в еде и питье, и сторонится пустословия и всего того, что не несет в себе пользу, так же как сторонится явно и очевидно запретного и сомнительного. Да и как ему не быть таковым, когда он олицетворяет сказанное Всевышним: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». Коран (50:18)

А также слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Кто верует в Аллаха и Последний День, то пусть говорит благое или молчит» .

Перечислим некоторые нормы этики речи:

1 – при разговоре с людьми нужно подбирать наилучшие слова и выражения и отвечать на то, что слышит от них, проявляя воспитанность.
Всевышний сказал: «Их научили благим словам и наставили на путь Достохвального». Коран (22:24)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Защитите себя от адского огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдёте и этого, то с помощью доброго слова!»

2 – При разговоре не стоит говорить быстро для того, чтобы слушающий успевал внимать речи и осмысливать содержание слов и то, что под ними подразумевается.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не говорил так быстро и неразборчиво, как это делаете вы».

А также: «Поистине,Ппророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил (так), что, если бы кто-нибудь (захотел) посчитать (его слова), то непременно сделал бы это».

А также: «Речь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была ясной и разборчивой, которую понимал всякий, кто слушал его» .

3 – Разговаривать с собеседником нужно на уровне, который он понимает, в соответствии с его уровнем знаний и образованностью, иначе он может воспринять высокопарные слова как насмешку над ним или будет некомфортно себя чувствовать.
Абдулла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил:


«Не говори с людьми о том, что не смогут постичь их умы, чтобы не смутить кого-то из них» .

А также Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Говорите с людьми о том, что они знают » .

4 – Нужно стараться не погружаться в темы разговора, в которых собеседник не сведущ, или же затрагивать те темы, в достоверности которых есть сомнения, или, более того, не известно ничего, кроме предположений, потому что предположения являются наиболее лживой речью.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:


«Остерегайтесь предположений (в речах), ведь истинно предположение является наиболее лживой речью» .

5 – Следует остерегаться много говорить, если, конечно, того не требует такая ситуация, как ответ на вопрос или же назидание, или же призыв к совершению одобряемого или запрету порицаемого, или же призыв к пути Господа.

Всевышний сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» Коран (4:114)

От Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите много речей, кроме упоминания Аллаха, ведь, поистине, множество речей, кроме упоминания Всевышнего Аллаха, указывает на черствость сердца, а ведь дальше всех от Всевышнего Аллаха находятся те люди, чьи сердца черствы» .

6 – Следует сторониться пустых разговоров, болтовни и бесполезных речей.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного». Коран (23:1-3)

7 – Никогда не стоит необдуманно говорить что-либо. Прежде чем что-то сказать, следует подумать и поразмыслить о последствиях, которые могут нести слова.

8 – Следует сохранять молчание, когда говорят старшие, знатные, более знающие и уважаемые люди, слушая их внимательно.

9 – Прежде чем начать говорить, нужно подождать, пока закончит речь говорящий, не прерывая его;, в месте собрания разумных людей двое не говорят одновременно. И не стоит перебивать человека, чтобы исправить его или же опровергнуть сказанное им, а уж, тем более, с целью насмешки над его словами.

Всевышний сказал: «Говорите людям приятное» Коран (2:83)

А также сказал: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом» Коран (29:46)

10 – Не стоит повышать голос и разговаривать громче, чем это требуется, сторонясь криков, шума и раздражения.
Всевышний сказал: «Соразмеряй же свою поступь и умеряй голос, ибо самый неприятный звук – это рев осла». Коран (31:19)

11 – Следует соблюдать спокойствие во время разговора и быть улыбчивым, и не быть мрачным или хмурым, глядя в лица людей.
От Абу Ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый раз когда разговаривал, улыбался» .

12 – Следует сторониться сквернословия и грязных выражений, потому что верующий человек не может быть непристойным и похабным.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает непристойное и не сквернословит»

13 – Во время разговора следует сторониться часто произносить клятвы, кроме как при необходимости.
Всевышний Аллах сказал: «Оберегайте же свои клятвы». Коран (5:89)

14 – Следует сторониться клятв созданиями, какими бы они ни были, будь то Пророк (мир ему и благословение Аллаха), ангелы, кааба, отец и т.д.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Послушайте! Воистину, Аллах запретил вам клясться своими отцами. Кто хочет поклясться, то пусть клянется Аллахом или же молчит» .

Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что: «(Однажды) он услышал, как какой-то человек сказал: “Нет, клянусь Каабой”, и тогда Ибн Умара сказал ему:”Не клянись ничем, помимо Аллаха, ведь, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Тот, кто поклянется чем-либо, помимо Аллаха, тот совершит акт неверия или многобожия”» .

15 – Нужно приучить язык часто просить прощения у Аллаха за каждый плохой поступок или прегрешение.
Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой язык неприлично выражался в отношении моей семьи, но не переходя на других, и я спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал мне: “Как часто ты просишь прощения своим грехам у Аллаха?” Поистине, я каждый день прошу прощения у Аллаха по сто раз!»

16 – Необходимо следить за языком и хранить его от того, что может быть пагубным и запретным, в следующем:
а) Ложь, как всерьез, так и в шутку, потому что ложь является одним из серьезнейших и больших грехов.
б) Хула, это такое упоминание человека за его спиной или в его отсутствие, которое бы ему не понравилось.
в) Распространение сплетен.
г) Бесплодные и непродуктивные споры и бесполезные разговоры.
д) Проклятия, наговоры, поношение, клевета, ругань и задевание чести кого-либо.
е) Порочение чего-либо или кого-либо, презрительные высказывания в адрес какого-либо создания.
ж) Частые шутки и смех и вызывание смеха у других, так как это может привести к тому, что это станет нормой и обычаем и приведет к потере уважения и стыдливости.
з) Издевки и насмешки над людьми.
и) Чрезмерная похвала и чрезмерные почести, достигающие грани лести и лицемерия.

Сообщается, что Укба бин Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил: ”О Посланник Аллаха! Что может привести к спасению?” Он ответил: ”Предохраняй свой язык (от всего, что может обернуться против тебя), считай дом твой достаточно просторным для тебя (будь чаще дома, находя причины быть ближе к Аллаху, ощущая влечение к его подчинению) и плачь о своих грехах (сожалея о них и раскаиваясь)”» .

«(Однажды) я спросил: “О Посланник Аллаха! Расскажи мне о том, чего мне стоило бы придерживаться?” Он ответил: “Скажи – мой Господь Аллах, и проявляй стойкость.” Я спросил: ”О Посланник Аллаха! Из-за чего ты больше всего опасаешься за меня?” И он взялся за свой язык, и сказал: “Вот это!”» .

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Zarina 07 Июня 2015г.
Ответить

актуально!

damiroff 07 Июня 2015г.
Ответить

"Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!" (с) ма ша Аллах, хорошая статья.

Яндекс.Метрика