Рамадан связал Москву с Крымом

Фатма Джаппар исполняет традиционные крымскотатарские нашиды (илахи)

Фатма Джаппар исполняет традиционные крымскотатарские нашиды (илахи)

Теги:

0
24 Июня 2015г. (07 Рамадан)
Московский «Шатер Рамадана» стал не только местом проведения благотворительных ифтаров (разговений), но и значимым культурным мероприятием, которое может посетить любой желающий, независимо от вероисповедания. На всем протяжении священного для мусульман месяца Рамадан гостям предлагают познакомиться как с кухней, так и с культурой разных народов, исповедующих ислам.

Накануне шатер превратился в частичку Крыма: о древней крымской земле и ее жителях читались стихи, пелись песни и возносились молитвы Всевышнему. А помимо разнообразных яств украшением стола стали ароматные татарские лепешки, специально доставленные самолетом из Крыма.

Вечер открыл заместитель муфтия Крыма Эсадулла Баиров. Выступая с приветственным словом, мусульманский деятель отметил, что его соотечественники восприняли вхождение Крыма в состав РФ с радостью и надеждой. «Мы очень рады, – подчеркнул он, – что мусульмане Крыма стали еще ближе 20-миллионной российской умме. Мы также надеемся, что вся последующая история Крыма в составе РФ будет такой же ясной, как крымское небо».

Заместитель муфтия выразил благодарность организаторам, отметив, что «Шатер Рамадана», который проводится уже 10 лет, играет большую роль в деле сближения мусульман».

Символично, что центральной фигурой вечера стал Исмаил Гаспринский, выдающийся российский и крымскотатарский просветитель, деятельность которого пришлась на конец 19 – начало 20 веков. Идеи Гаспринского сыграли большую роль в том, что мусульмане осознали себя неотделимой частью России. Спустя много лет эта идея еще раз прозвучала уже из уст президента Владимира Путина.

«Сегодня идеи Гаспринского, как никогда, востребованы в России», – сказал заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин. Напомним, что недавно увидела свет Социальная доктрина российских мусульман. Доктор Полосин является одним из разработчиков этого документа, который уже назвали историческим. Примечательно, что ряд положений доктрины – о необходимости модернизации ислама, об использовании исламского фактора для укрепления потенциала России и т.д. во многом созвучны с идеями Гаспринского.

«Для меня Исмаил Гаспринский всегда был российским ученым, – признался Али Полосин. – В русской литературе он занимает особое место, в том числе как мэр русского города Бахчисарай.  Сегодня его пророческие идеи о российском исламе и месте ислама в российском обществе находят свое воплощение в жизнь. Поэтому возвращение И.Гаспринского ко всем мусульманам России – я бы так сказал, – это символ того, что последователи ислама стали современнее, направили свои усилия на решение социальных проблем».

В рамках мероприятия был показан фильм Ахмада Макарова о Гаспринском. Как рассказал сам автор, картина снималась в 2013 году, до решения о воссоединении Крыма с Россией. Помощь в его создании оказал Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, учрежденный при содействии государства. По словам Макарова, «это еще раз доказывает искренность россиян по отношению к своим крымским соотечественникам».

«Гаспринский имеет много заслуг, а его идеи востребованы по сегодняшний день, – отметил создатель фильма. – Он стал первым издателем общероссийской мусульманской газеты «Терджеман», способствовал развитию исламского образования и сближения российских мусульман. Кроме того, он выступал за то, чтобы брать все лучшее из российской культуры. Иными словами Гаспринский был первым идеологом интеграции последователей ислама в российское общество».

Особо проникновенным было выступление крымскоттарского активиста и ученого Адили Эмировой. «Я родилась в 1933 году. 18 мая 44 года была в этих страшных вагонах, которые отправлялись в никуда, – рассказала она. – 25 лет назад вернулась в Крым и работаю профессором на кафедре крымскотатарского и турецкого языкознания. Занимаюсь также русской филологией. Я приехала в Москву для участия в конференции по проблемам языка, где буду выступать с докладом о новом статусе крымскотатарского языка. Мы надеемся, что этот статус поможет нам идти по пути возрождения крымскотатарского языка как части культуры нашего народа».

Адиле Эмирова прочитала свои стихи о Крыме:

Всё вернулось на крỷги своя,
Хоть казалось, навечно, навечно
Изгоняли. Но жизнь быстротечна –
Я вернулась в родные края.

Я вернулась. И снова, как прежде,
Пряно пахнет сосновый лес,
И бездонное око небес
Озаряет лучами надежды.

И сбылúсь все мои мечты!
Даже камни твои мне милы.
Я целую родные могилы.
Это ты, моя родина, ты!

Никогда, никогда, никогда,
Никогда я тебя не покину!
А Аллах позовёт – всё отрину
И останусь с тобой навсегда.

Также в рамках культурной программы прозвучали традиционные крымскотатарские нашиды  (илахи) в исполнении москвички Фатмы Джаппар, а также любимая песня крымских татар «Эй гузель къырым» (О, прекрасный Крым).

Здесь же в шатре расположилась познавательная выставка самобытной культуры и предметов быта крымских татар.

Вечер Крыма в «Шатре Рамадана» прошел при полном аншлаге, равно как и ифтары, посвященные другим народам. Как рассказал ИА IslamNews руководитель проекта «Шатер Рамадана», глава Духовного управления мусульман Москвы имам Ильдар Аляутдинов, ежедневно шатер принимает около 800 человек. Обслуживанием гостей занимаются 50 мусульманских волонтеров.

Помощь в организации вечера республики Крым оказал Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика