С мандатом от Аллаха...

Преемственность поколений в ИГ

Преемственность поколений в ИГ

Теги:

3
22 Сентября 2015г. (08 Зу-ль-хиджа)
От нас ли истина?

Как-то Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) произнес, что "не истина оценивается по людям, а люди оцениваются по истине". Прекрасные слова, не правда ли? Однако, насколько они понимаемы нами? Хотя, быть может, и понимаемы, но пропускаемы ли через себя с точки зрения нашего отношения к самим себе, собственному окружению, да и просто к действительности?

Как часто мы себя видим самыми соблюдающими, наиболее справедливыми и правильными. И даже если прекрасно осведомлены о собственных недостатках, не то, что закрываем глаза на них, а находим им вполне "оправдательную" причину. Но те же минусы "напротив", в нашем понимании, недопустимы, неверны (не верны), неправильны.

Мало того, в последние годы немалая часть приверженцев Ислама уверенно и безоговорочно лишь свое видение жизни (собственное поведение и взгляд на мир) считают единственно верным (истинным) в аспекте поклонения Всевышнему. Безусловно, оставайся это мнение внутри данного человека или группы лиц, никаких проблем. Но ведь сие убеждение приводит к дозволению не просто открыто осуждать собственное (и не только) окружение, но и претендовать на вынесение решений по вершительству судеб масс людей.

"Что есть истина?", – задал вопрос Понтий Пилат пророку Исе (Иисус), промолвившему о своем приходе в мир для свидетельствования об истине (Библия, Ин 18: 37-38). Раскрывая же посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, о ниспослании Корана "с истиной", Всевышний призвал его поклоняться Ему, "очищая перед Ним веру" ("Толпы": 2). При этом Создатель раскрыл, что Он

"глаголет истину", наставляя "на прямой путь" ("Сонмы": 4), а "ниспосланное" является истиной, ведущей к дороге Творца ("Саба": 6). Что, опять-таки, сродни библейскому: "Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина" (Библия Пс 118: 137-144).

Таким образом и Ветхий, и Новый заветы в "истинном" ракурсе высказываются тождественно Корану, что совершенно не случайно: Господь-то направил Книгу Мухаммаду "с истиной в подтверждение" Таурата (Тора) и Инджила (Евангелие) ("Семейство Имрана": 3; "Трапеза": 46).

Тонкость тут – в разъяснении Аллахом человечеству истины ("Хадж": 5) посредством ее подтверждения "своими словами" ("Добыча": 7), в частности, проведением водораздела между нею и ложью ("Гром": 17). Мы бросаем истину в ложь, конкретизирует Всевышний, а та разбивается и исчезает ("Пророки": 18). Здесь под особым углом и читаются глубокие слова Али, опосредованно призывающие задуматься, может ли кто из смертных оценивать поведение (образ мыслей, жизни) творений Всевышнего, да еще по истине?

Вопрос этот совершенно не праздный, ибо исходит он из отсутствия факта наделения Аллахом кого-либо, включая пророков, правом быть экзаменатором своего собрата. Основная причина вполне ясна всем – лишь Милостивый и Милосердный Создатель – единственный в этом и следующем мирах Судия всех и каждого. Но, насколько усматривается из Откровения, тут может фигурировать такой тонкий нюанс, как констатация Господом факта, что некоторые могут выносить суждения по вопросам, о которых у них нет "никакого знания", ибо они "следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину" ("Звезда": 28).

Объективная истина и человеческие суждения

В целом, под истиной обычно понимается точное и достоверное отображение реальности в знании. Говоря другими словами, истина – это соответствие наших взглядов, убеждений, мнения об объекте (субъекте) объективной действительности.

Говоря об исследовании истины, знаменитый Аристотель (IV в. до н. э.) называл это как легким, так и трудным делом, что исходит из невозможности "достичь ее надлежащим  образом". Правда, добавлял философ, когда друг на друга "складывается" восприятие каких-либо моментов со стороны рассуждающих "поодиночке", получается "заметная величина"(1).

Конечно, с этим не поспоришь, т. к. какой бы значимой не была проявляющаяся величина, она далеко не есть истина.  Но тогда как быть, отпарирует кто-то из читателей, с фактом наличествования аксиом, зафиксированных, в том числе, и в Коране? Без сомнений, объективная истина существует, и Аллах довел ее до нас. Согласно тому же Аристотелю, "истину говорит" считающий "разъединенное разъединенным и связанное – связанным", а ложное – думающий "обратно тому, как дело обстоит с вещами"(2).

Здесь разговор как раз об истине объективной, существующей вне и независимо от нас, скажем, в контексте законов природы. В ракурсе чего констатация древнегреческим мыслителем того, что "все истинное должно во всех отношениях быть согласно с самим собой"(3), не кажется спонтанной. Так как объективная реальность (реальная истина) в аспекте той же природы есть проявление предусмотренной Всевышним общемировой гармонии, когда (и где) все происходит благодаря "рассчитанному порядку" ("Милосердный": 5). К слову, в вышеизложенном контексте рассуждал и Гегель (XVIII-XIX вв.), проводивший тождественность между объективной достоверностью и истиной(4).

В свою очередь, один из первых значимых раннехристианских апологетов Иустин Философ (II век) писал, что свои взгляды о бессмертии души, наказаниях в следующей жизни и "подобных предметах" философы черпали "от пророков", благодаря которым они могли "понять и излагать" собственные мысли. Но хотя у каждого из них "есть  семена истины", эти ученые "не точно выразумели их"(5).

Наверное, со сказанным невозможно не согласиться, поскольку в свете вышеизложенных пунктов речь идет об эмпирическом (чувственном) формате жизни. А это можно лишь ощущать или безоговорочно верить (на основе слов Всевышнего). Следовательно, любая конкретизация в данном направлении со стороны людей – только одно из семян истины, пусть и исходит она из попытки осознать сказанное Господом.

Правда, это далеко не возбраняется, ибо Всевышний все время призывает разуметь сказанное Им, попутно предоставляя нам свободу выбора. Но, как формулировал Рене Декарт (XVII в.), "для оценки истинности наших суждений" нам нужно не столько "насиловать нашу свободу воли", сколько "приспособить свой интеллект к более ясному пониманию, за которым всегда последует вывод"(6). Блестящее определение, особыми красками проявляющееся в преломлении наших умозаключений о ком-либо.

Вполне очевидно, что формирование истины не может являться скоротечным процессом, если не сказать одномоментным. Значит, путь к истине подразумевает некое подобие движения, в основе которого изучение (познание) "предмета интереса". А ежели это так, каким образом некто (пусть и во множественном числе) может вынести собственный "вердикт" (заключение) в отношении одухотворенной личности, появившейся на свет благодаря творчеству Величайшего? Будем объективны к самим себе – так ли уж каждый из нас лишен субъективности в те или иные моменты? Действительно ли мы мыслим однозначно в верном направлении, пусть и прошли приличную школу жизни, считая себя знающими и опытными?

Ну а если, покопавшись в себе, мы искренне сумеем ответить на эти вопросы (даже не произнося их вслух), то сказанное праведным халифом Али ("Не истина оценивается по людям, а люди оцениваются по истине"), приобретает особую значимость, в особенности в сегодняшние дни. Когда отдельные лица и структуры возомнили себя чуть ли не "спасителями" Ислама, наделив себя правом вершить судьбами людей, вплоть до лишения их жизни.



1.Аристотель. Метафизика. Книга вторая

http://bibliotekar.ru/ar2.htm

2.Аристотель. Метафизика. Книга девятая

http://bibliotekar.ru/ar9.htm

3.Аристотель. Первая Аналитика. Глава 32

http://www.proza.ru/2012/06/10/1543

4.Г. В. Ф. Гегель. Феноменология духа

http://www.lib.ru/FILOSOF/GEGEL/fenomen.txt_with-big-pictures.html 

5.Иустин Философ. Апология

http://predanie.ru/iustin-filosof-muchenik/

6.Декарт Р. Против "Четвертого размышления". Об истине и лжи

http://sci-book.com/filosofi/protiv-chetvertogo-razmyishleniya-istine-49193.html

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Amin26 22 Сентября 2015г.
Ответить

Неплохая статейка. Немного может отойду от темы, хотелось бы вот что узнать. Если у нас (мусульман), ин ша Аллах, будет государство, то что в нём будет нового? Я так думаю, что список поступков, за которые предусмотрено наказание (он же Уголовный Кодекс), будет начинаться со "статьи" об убийстве? Не будет заводов по производству алкоголя. Но, учитывая, что люди его употребляющие всё же останутся, сам алкоголь никуда не исчезнет из некоторых домов. Коррумпированность - это проблема личная, которая вряд ли исчезнет моментально... Что кардинально! нового появится в "чисто" мусульманском...
Читать дальше

Яндекс.Метрика