Социализация ислама согласно тезисам Путина

Муфтий Фагим Шафиев (справа)  считает важным координацию деятельности с чиновниками и обществом

Муфтий Фагим Шафиев (справа) считает важным координацию деятельности с чиновниками и обществом

Теги:

2
08 Февраля 2016г. (28 Раби ас-сани)
Президент Путин в своих уфимских тезисах сформулировал несколько важных задач относительно реализации исламской политики. Одна из которых – открытие исламских культурных центров. В этом смысле культурный центр мусульман Саранска, осуществляющий свою деятельность при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, стал пилотным проектом. О том, как сегодня работает этот центр, мы поговорили с его руководителем – муфтием Фагимом Шафиевым. Как рассказал собеседник агентства, исламскому центру в Мордовии удалось не просто заручиться расположением чиновников, но и использовать административный ресурс в своих проектах. И этот опыт действительно может и должен быть востребован в других регионах России.

- Как возник проект создания именно исламского центра? Почему сегодня недостаточно просто мечети?

- Наш Исламский культурный центр был основан в начале 2014 года. Пока собственное здание, расположенное в Саранске, находится в стадии реконструкции, арендуем временное. По окончании строительных работ в ИКЦ  разместятся: библиотека с разнообразным книжным фондом и высокотехнологичным информационным оснащением, музей исламской культуры, многофункциональный конференц-зал, учебные аудитории, информационно-издательский центр, комната раннего развития детей, центр творческого развития, молельная комната, небольшой спортивный зал и столовая. Таким образом, здание будет делиться на несколько функциональных блоков – образовательный, культурный, досуговый, ритуальный. То есть люди будут приходить к нам (и сейчас уже приходят) по самым разным причинам, тогда как мечеть посещают только, чтобы прочесть намаз. Жизнь человека многообразна и необходимо создавать духовную коммуникацию. Развернуться на своей площадке рассчитываем уже в ближайшее время!

- Каковы основные цели и направления деятельности вашего центра?

- В первую очередь это осуществление социально-культурных функций, направленных на сохранение и развитие исламской культуры, искусства, науки и образования. Во-вторых, содействие укреплению мира и дружбы между народами России, а также профилактика любого рода негативных явлений на национальной и религиозной почве. Таким образом, своей деятельностью стараемся охватить как можно больше населения, а приоритет отдаём более уязвимым категориям – молодёжи и пожилым людям, мигрантам и осуждённым.  Всё, что делается ИКЦ, делается под патронажем Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

- Используете ли вы опыт культурных центров других конфессий: православных, иудеев? Что из их опыта кажется вам наиболее интересным?

- В Мордовии до открытия ИКЦ существовал лишь один культурный центр (Поволжский центр культур финно-угорских народов), в то время как по России такая форма работы весьма распространена и динамично развивается. В своей республике, в ближних регионах налаживать конструктивные контакты стараемся со всеми. Всем есть чему учиться! Не раз пересекаясь на совместных мероприятиях, советах и совещаниях с представителями православного и иудейского духовенства могу сказать точно, что между нами нет противоречий – идём путём мирного сотрудничества.

- Что вы вкладываете в понятие "социализация ислама", о необходимости которой сказал президент в Уфе?

- Для меня и моих коллег ИКЦ – не просто название организации и помещение, это направление деятельности и образ жизни. Традиционный для мусульман образ мышления сегодня просто необходимо рассматривать через призму современности. И речь идёт не о компромиссах с совестью, а о компромиссе с окружающими людьми. Закрываясь в четырёх стенах и отрицая общепринятые нормы поведения, можно отторгнуть даже тех, кто идёт к вам с миром.

Молодёжь – движущая сила общества, потому важнейшей задачей считаем налаживание диалога с молодёжью религиозной и не религиозной. Мы постоянно встречаемся на спортивных, творческих площадках, просто за чашкой чая. Являемся организаторами ежегодного республиканского межнационального турнира «Кубок Единства», участие в котором принимает и наша собственная футбольная команда.

Много совместных проектов с национальной культурной автономией татар Мордовии. Лишь в 2015 году мы провели круглый стол «Татарское село: национальная самобытность и вера», открыли выставку мусульманской каллиграфии египетского художника, успешно провели ифтары и благотворительную акцию на Курбан-байрам, охватившие несколько регионов Поволжья.

Работаем и с особым контингентом – осуждёнными. Наши имамы постоянно посещают исправительные учреждения, проводят духовные беседы, читают лекции. ИКЦ содействует строительству мечетей и оборудованию молитвенных комнат при колониях, оснащает специализированной литературой, оказывает необходимую материальную помощь освободившемся. Около года действует горячая телефонная линия: оказываем как духовно-нравственную поддержку, так и правозащитную консультацию.

Отрадно осознавать, что волонтёрский актив ИКЦ постоянно растёт, нам хотят помогать и это очень важно! Россия – родина многонационального народа, и мы должны быть дружной семьёй, чтобы её защитить и обогреть.

- Реализация уфимских тезисов Путина – это задача исключительно самих мусульман, или ей должны заниматься и власти. Как строятся ваши отношения с местными властями, какие совместные проекты вы реализуете?

- Думаю, построение гармоничного общества – общее дело. Представителей ИКЦ воспринимают, к нам прислушиваются и везде ждут.  В настоящий момент подписаны соглашения о долгосрочном сотрудничестве с республиканским Министерством по национальной политике, Управлением Федеральной миграционной службы, ЗАГСом. Регулярно взаимодействуем с Администрацией Главы, Государственным комитетом по делам молодёжи, военкоматом, Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарёва. Наши добрые инициативы всегда бывают тепло встречены, а мероприятия посещают первые лица. Причём происходит так не только в Мордовии, но и в других регионах, где мы работали – в Пензенской и Самарской области, в Татарстане.

Все свои мероприятия мы стараемся координировать с властями, ищем заинтересованных партнёров среди общественников. Помимо тех проектов, которые я уже упоминал ранее, Исламский культурный центр инициировал Межрегиональную научно-практическую конференцию «Роль Темниковских татарских мурз в истории государства Российского», Конкурс чтецов Священного Корана среди осуждённых мусульманского вероисповедания, Научно-практическую конференцию «Россия победит терроризм!», Республиканский турнир по греко-римской борьбе к Дню рождения Пророка, Республиканский молодежный форум «Мордовия – наш общий дом», переросший в последствии Межрегиональный проект «Россия – наш общий дом» в Пензе, Самаре, Казани, Саранске. Системную просветительскую работу ведём в СМИ, интернете и социальных сетях.

Как член Общественной палаты республики и ряда общественных советов, понимаю насколько важно быть всегда открытыми, готовыми к сотрудничеству и вовремя идти на контакт со всеми – это позволяет решать проблемы наиболее эффективно и даже предупреждать их возникновение. Мы, верующие люди, к государству относимся с большим уважением. В партнёрских отношениях со всеми категориями общества видит и власть. Всем нужна ответственная, деловая молодёжь, и если  раньше инициатива была наказуема, то сейчас, наоборот – поощряется.

- Некоторые чиновники могут понимать социализацию ислама как его ассимиляцию. Об этом говорит проблема запрета платков в школах, которая остро стоит в вашем регионе. Как вы пытаетесь решать вопросы, которые являются принципиальными для верующего человека?

- Действительно, по наивности и неграмотности часть молодых мусульман попала под влияние деструктивных религиозных течений. Раньше уезжали в Афганистан, сейчас – в Сирию, некоторые даже целыми семьями… Эти факты, накопленные за последние десятилетия, не могли не отразиться, мягко говоря, опасениями в отношении религиозной части татар республики. Сегодня нам удалось убедить властей, что платок является не только религиозным атрибутом, но и частью национального костюма мусульманских народов России и не противоречит светскому характеру образования и школьной формы. Вопрос хиджаба, как мне кажется, со стороны республиканских властей не был главной проблемой и решился компромиссом. Главным же, что их беспокоит, является идеологическая составляющая в некоторых мусульманских сёлах республики. Доходит до полного игнорирования и отрицания общегосударственных устоев национальных традиций. Вот что впоследствии реально приводит к крайним убеждениям. Аллах дал нам и родителям девочек силы пройти эти испытания, и надеемся, что эта проблема сейчас в прошлом.

- Что бы вы назвали главным достижением работы исламского культурного центра? Нужно ли реализовывать проект в других регионах России?

- Подобно тому, как человека характеризуют его поступки, учреждение, работающее с людьми, характеризуют проведённые им социально значимые мероприятия. Весь минувший год для ИКЦ прошёл под знаменем Межрегионального молодежного форума «Россия – наш общий дом», который наш коллектив проводил на средства как раз государственной поддержки. При содействии региональных властей, общественных и религиозных организаций в четырёх регионах страны мы постарались создать атмосферу многонационального колорита, где представители разных национальностей презентовали свою культуру, угощали гостей чаем с национальными сладостями, участвовали в обучающих семинарах и мастер-классах. В программу входили выступления творческих коллективов с использованием национальной символики и костюмов, песни на родных языках, выставки изделий декоративно-прикладного творчества и народных ремесел, спортивные соревнования.

Хочется подчеркнуть, что наша активность сегодня нисколько не пугает ни представителей государственной власти, ни общественность. То, что мы делаем лишь мизерная часть того, что можно сделать.

Сегодня вокруг ислама много стереотипного мышления, но весь негатив уходит в небытие, когда мусульмане своими делами и хорошим отношением доказывают обратное! Нужно вести не оправдательную риторику, а показывать кто мы такие на деле.

По России отдельными мусульманскими общинами и управлениями делается очень многое, но не всегда хватает более системного подхода и креатива. В основном они ограничивают социализацию ислама в рамках обрядов и ритуалов. Многим полезно было переформатировать свою работу. Создание организаций подобных нашей, с аналогичными целями и функционалом, отразилось бы славным имиджем ислама в целом.

SONY DSC

SONY DSC

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Азат Шамсутдинов 27 Марта 2016г.
Ответить
-6

ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА КОНФЕРЕНЦИЯ [Татарская газета] [Добавить запись] Irek Bikkinin: МУФТИЙ МОРДОВИИ РАШИТ-ХАЗРАТ ХАЛИКОВ: «ОБЯЗАННОСТЬ МУСУЛЬМАНИНА – ДАВАТЬ ОТПОР НАГЛЕЦАМ!» Газета «Ислам в Мордовии» (№11, стр.1-4) МУФТИЙ МОРДОВИИ РАШИТ-ХАЗРАТ ХАЛИКОВ: «ОБЯЗАННОСТЬ МУСУЛЬМАНИНА – ДАВАТЬ ОТПОР НАГЛЕЦАМ!» Эта история началась в 2006 году, когда все общины Духовного управления мусульман Республики Мордовия готовились к важному событию – проведению очередного съезда. Появился человек, Фагим Шафиев, недоучившийся студент из Саудовской Аравии, работавший в исламском колледже в Казани,

Азат Шамсутдинов 27 Марта 2016г.
Ответить
-6

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1006.--c7TfLzMxQ_mpXsNGtRweigh7l8AIqG4o-nNEL4gkc_IBxYAIvrKSTlFN1KrIUsYkrqT8ZKwA3NavLspvCic9g4KvcXdeFYDkQqkjX5nq4.97d0977c84e6675115e071d15a42ed3985aa2b88&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9ZA7Np24Z20t470I-vJO_GIiNhWIhYNH5g&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxdjlxSERrNUJKQjA4MDNLYXFiLV9vLVpJakVvYTVkZ21objluRmtvLVB2Rk1WVlh4Umcya2Q0T3hNUFpETU52bkVMRllWamg3RFBuaVVPX1VDV2U3SDJYSzkyd01iZ1pXNU9SX2VTcGlSUHEwZ0s2TnpZNC1vWmMxeTFSZDdUaFVn&b64e=2&sign=2b3d7be4e735142c3a5819cfeb537599&keyno=0&cst

Яндекс.Метрика