Слив евростандарта (часть 4)

Просвещение оказалось неспособным искоренить средневеково-христианские представления о гигиене

Просвещение оказалось неспособным искоренить средневеково-христианские представления о гигиене

Теги:


2
08 Марта 2016г. (28 Джумада аль-уля)


Слова с приставкой евро вызывают трепет и благоговение у народных масс из «третьего мира». В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «евроремонт», «евромотель», «евроокна», и даже ласкающий слух либерала «евромайдан». Азербайджанский политолог и публицист Теймур Атаев решил не выпадать из тренда и посвятил научно-популярный цикл евростандарту чистоты и гигиены.

Зарисовки о гигиеническо-бытовых нюансах европейской жизни периода Средневековья, Возрождения и Просвещения



Продолжение части 3

 Ренессанс продвигает гигиену вперед? 

Под Возрождением принято определять период в европейской культуре, заступивший на смену Средневековью и предшествующий Просвещению. В Италии его рождение падает на начало XIV в., а в остальной части Европы (в основной массе) – на XV-XVI  вв. Одним из знаковых признаков этого исторического этапа, наряду с зарождением капиталистической формы хозяйствования и возникновения буржуазии, стало развитие науки. Открытия в сфере астрономии, медицины и др. областях начали подводить общество к новому восприятию мирового пространства и Вселенной. Этот нюанс, накладываясь на расширение кругозора, вызванного кругосветными путешествиями и их результатами, способствовал изменению отношения в обществе к миру в целом. Значительную роль в развитии процесса, в частности, роста культуры, сыграло книгопечатание: в 1440 г. Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Наряду же с подъемом естественно-научных знаний, услилились антицерковные настроения, приводя не только к идеям секуляризации, но и "ревизии"  средневековых норм жизни. Этот момент отчетливо просматривается через призму искусства, в новых  тональностях отражавшего красоту человека, в первую очередь, конечно же, дамы. В Средние века женский пол, в основном, изображался в формате лица или одетым (с прикрытием привлекательных частей тела), с младенцем на руках (Дева Мария, например, в большей степени представала фигурой, лишённой всякой женственности); только лишь ведьмы были на картинах с распущенными волосами и почти всегда обнаженными. В ренессанс же красота начала высвечиваться с позиции "всего" тела. Даже беглый просмотр полотен того времени свидетельствует, как постепенно "непорочные" женские образы видоизменились на представление дам "во всей красе", причем нередко во фривольном виде. Правда, в массе случаев это шло через изображения древних богинь: Афродиты, Венеры и др. – с демонстрацией красоты их тел(76). Как бы то ни было, именно на стадии Возрождения стал возникать как бы ренессанс отношения к Личности; отсюда же – возвращение к завоеваниям античности, с особым пиететом данного исторического этапа перед Человеком. Тут и кроются корни "реанимации" Достоинства любимого творения Всевышнего во всех смыслах, включая отношение к гигиене тела, одежде, поведению и т. д.

Так что не удивительна подготовка в 1485 г. находившимся на службе у герцога Миланского Лодовико Сфорца в качестве архитектора, гидротехника, инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин уникального Леонардо да Винчи проекта идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой: "Отхожие места, конюшни и подобные зловонные помещения должны опорожняться через подземные улицы от одной аркады к другой"(77).

Но к блестящему Леонардо не прислушались, и воз по-прежнему оставался на том же месте. Указом Людовика XII от 1506 г. уборка парижского мусора и его эвакуация была возложена на королевских чиновников. Однако, и это не сыграло. Очередая вспышка чумы 1562 г. привела к появлению в период правления французского короля Франциска I указа об использовании особых корзин для мусора, чтобы избежать его сваливания в кучи в общественных местах. Специальный ордонанс обязывал подметать у крыльца, оставляя "отбросы и прочие нечистоты" в корзинах(68).

Возможно, читатель засомневается: если Ренессанс способствовал росту культуры и новому взгляду на индивидуума, почему власть придержащими так медленно предпринимались шаги в направлении технического содействия в вопросах поддержания гигиены человека в надлежащем виде? Но ведь вполне очевидно, что реализация новшеств – не тот нюанс, который может осуществиться за пару-тройку дней и даже месяцев. Ведь властвовавшие в обществе рутина и косность не могли испариться в  одночасье, перепрофилировавшись в новые веяния. Следовательно, должно было пройти еще немало времени для изменения психологии людей в векторе отношения к  "глобальной" гигиене (как в бытовом ракурсе, так и в подходе к ситуации в инфраструктурном контексте).

Разговор о психологии актуализируется в том ракурсе, что, возможно, в аспекте как бы "свободно-прилюдного" отношения к вопросу собственных и "соседских" нечистот проявляется одна тонкость. Насколько усматривается, в отличие от дней сегодняшних, тема экскрементов и иже с ними, не была "личным" делом, если можно так выразиться, среднестатистического жителя Средневековья. Т. е. этот нюанс, по всей видимости, просто-напросто считался естественным фоном жизни, не вызывая у значительного числа масс какого-то стыда или стеснения. Опосредованно данный нюанс просматривается у знаменитого писателя XVI в. Франсуа Рабле.

По сюжетной линии его произведения "Гаргантюа и Пантагрюэль» сын, рассказывая отцу, как он "после долговременных и любопытных опытов" изобрел "особый способ подтираться", перечисляет опробованные им предметы: бархатная полумаска и шапочка придворных дам; шейный платок; перчатки "моей матери", надушенные ладаном; шалфеем; капустными, виноградными листьями; простынями, одеялами, занавесками, подушками, скатертями, пеньюарами; шерстью, бумагой и т. д.   "Лучшая в мире подтирка", по его словам, "это пушистый гусенок". Вслед за чем Гаргантюа цитирует отцу "надпись", которая "висит у нас в нужнике": "Харкун, Писун, Пачкун! Не раз Ты клал, А кал Стекал На нас. Валяй, Воняй, Но знай: В антоновом огне сгорает, Кто жир Из дыр В сортир, Не подтираясь, низвергает". После чего цитирует стих,  который "читали одной важной даме" (мы приведем лишь одно четверостишие, чтобы еще более не смущать читателя): "Мой зад свой голос подает, На зов природы отвечая. Вокруг клубится вонь такая, Что я зажал и нос и рот". Ну а когда наш герой выдает папе сентенцию: "Незачем подтираться, коли нет дерьма, а дерьма не бывает, если не покакаешь. Следственно, прежде надобно покакать, а потом уж подтереться", отец восклицает: "Ах, как ты здраво рассуждаешь, мой мальчик! Ей-богу, ты у меня в ближайшее же время выступишь на диспуте в Сорбонне, и тебе присудят докторскую степень".

Название этой главы звучит следующим образом: "О том, как Грангузье распознал необыкновенный ум Гаргантюа, когда тот изобрел подтирку". Думается, особых комментариев тут не нужно, если не сказать, что таким вот образом Ф. Рабле высветил значительнейшую проблему общества. Да простит уважаемый читатель приведение данного отрывка, но он, как ничто иное, демонстрирует ситуацию с испражнениями в рассматриваемый исторический период.

В то же время, появление труда Рабле было далеко не случайным, ибо он увидел свет на этапе перехода от средневековой "темноты" к Возрождению. Озвучивая в сатирической форме некоторые черты современного ему общества, писатель, впервые во французской литературе, описывает (пусть и отдельными мазками) элементы идеального социума. На примере "Телемского аббатства" затрагивая и вышеприведенный ракурс: "В каждой уборной" стояло зеркало "такой величины", что "человек виден был в нем во весь рост". Парфюмеры "каждое утро доставляли в женские покои розовую, апельсинную и миртовую воду и вносили туда драгоценные курильницы, от коих исходил дым всяческих благоуханий"(78).



«Новое» в борьбе со «старым»

Но, в целом, мелкие "прогигиенические" шажочки эпохи Ренессанса "окунались" в привычные для того общества рамки нечистоплотности. Так, в Европе продолжали функционировать бани. В  главном этико-педагогическом сочинении крупнейшего учёного периода Возрождения Эразма Роттердамского, написанном в 1518-1533 гг., «Разговоры запросто», в одном из эпизодов говорится о некоем ученом-бенедиктинце, "раз в двенадцать дней" отправлявшегося "в баню очищать почки". Здесь же звучат фразы: "Я сперва подумал, ты из бани"; "Забудь про стыд, и в особенности – с иноземцами. Время старайся проводить в каком-нибудь людном месте, – к примеру – в банях"(79/ а, б).

Электронная еврейская энциклопедия сообщает, что в рамках принятия в 1567 г. Авиньонским церковным собором  ряда постановлений, предусматривающих полное прекращение всех связей между евреями и христианами, последним было запрещено "посещать бани, принадлежавшие евреям"(80).

Серьезный исследователь того периода Эрик Чемберлин (Eric Russell Chamberlin) фиксирует, что, несмотря на "всеобщее пренебрежение гигиеной", большинство домов могло похвастаться" наличием лохани для мытья. В целях экономии горячей воды, ею часто пользовались одновременно два человека(81).

В 1580 г. известный французский писатель и философ Мишель Монтень признавал, что, ознакомившись "почти со всеми прославленными лечебными источниками Европы",  стал "прибегать к водолечению", ибо "ванны оказывают целебное действие". У многих, добавлял он, сохранился обычай ежедневно принимать их. "Я не могу себе представить, – резюмировал Монтень, – чтобы для нас было полезно, когда поры наши закупорены, и на теле образуется корка"(82).

Все популярнее становились духи. В 1533 г., когда юная Катерина Медичи выходила замуж за принца Генриха де Валуа, будущего короля Франции Генриха II, монахами ордена Доминиканцев для нее была создана ароматная вода Acqua della Regina (на основе бергамота, цитрусовых, экзотических специй...)(83).

«Руководство для женщин» (испанский сборник рецептов косметических средств и кулинарных рецептов XVI в.) описывает несколько рецептов изготовления мыла. В частности, раскрывается необходимость пропуска через сито белого сахара или др. ингридиентов. Среди компонентов называются мед, уксус сок лилии, шафран, тмин, имбирь и др. Смесь из составляющих взбивается, а на следующие сутки нагревается (постоянно помешиваясь) в кастрюле с водой, доводимой до кипения. Получившееся делилось на несколько шариков. Для доведения их до состояния мыла предписывалось хранить в состоянии покоя, защищая от попадания солнечных лучей, пока они не станут жесткими. Затем уже эти куски можно было видоизменять на "лепешки"(84).

Мыло применялось чаще, чем в хмурые средневековые годы. Исследователь периодов Средневековья и Возрождения Douglas Biow цитирует отрывок из работы итальянского писателя, филолога Алессандро Цитолини "La Tipocosmia" (1561 г.), где тот характеризует прачку в качестве работницы, владеющей полной информацией о грязном белье, мыле, водной смеси для предварительной стирки, щелочи, стиральной доске, корыте и т. д.(85).

На этом фоне, по словам Э. Чемберлина, как "в правилах этикета и украшениях", так и "в обычной гигиене", север Европы "сильно отставал от юга". В 1568 г. английский лорд Томас Сэквилл не желал принимать у себя кардинала, рисуя жалкую картину жизни в собственных владениях. А когда то все-таки приехал, лорду пришлось одолжить кардиналу свои таз и кувшин для умывания, а самому ходить неумытым. Генрих VII Английский, продолжает Э. Чемберлин, славился тем, что видел свои ноги голыми лишь раз в году, накануне Нового года. Повсеместное использование духов свидетельствует о том, что "вонь часто превосходила все пределы терпимости.

Чистотой же городов "пренебрегали еще больше, чем личной гигиеной". Улицы частенько становились свалкой, и только тот факт, что отходы были органического происхождения, рано или поздно превращаясь в жижу, спасал дороги от полной непроходимости. В процессе разложения "отходы становились густой маслянистой иссиня-черной жидкостью", пропитывавшей почву, пачкавшей фундаменты домов и предоставлявшей щедрую пищу всяческим болезнетворным паразитам(81). Помните, как Марк Твен в своем популярном произведении "Принц и нищий", отражающим события в Лондоне середины XVI в., описывал одного из героев? "Том Кенти, рожденный в лачуге, взращенный в лондонских зловонных канавах, близко знакомый с лохмотьями, нищетою и грязью"(86).

Авторитетный немецкий профессор-гигиенист ХХ в., специалист в области микробиологической диагностики Стефан Винкль приводил выдержку из проживавшего в XVI в. в г. Гота  (расположен в земле Тюрингия, Германия) священника, теолога-лютеранина Friedrich Myconius, который свидетельствовал об использовании средневековыми жителями "ходулей или деревянных башмаков" в качестве средства, помогающего не испачкаться в растекавшейся по улицам зловонной жиже. По его словам, практически все представители местной власти добирались до места заседания в этой высокой обуви (типа сабо). Перед входом в зал они снимали ее, поэтому желающие без проблем могли "подсчитать количество присутствовавших". В подтверждение сказанного Ст. Винкль приводит картину фламандского художника XV в. Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини"(87).

Действительно, на этом первом известном в европейской живописи парном портрете отчетливо виднеются деревянные башмаки (сабо), принадлежащие, как считается, купцу Джованни ди Николао Арнольфини (предположительно, речь идет о периоде его проживания в Брюгге, Бельгия)(88). В преломление к картине тонкость в том, что изображенная пара одета в праздничные костюмы, а на даме – так вообще платье со шлейфом. Согласимся, что обувь купца выбивается из идиллической обстановки. Следовательно, надета она была вынужденно.



Туалет со сливным бачком – лишний?

Повсеместная грязная обстановка уж точно не могла поспособствовать отучению людей от отправления естественных потребностей в любых местах жилых помещений. По словам американского историка Чарльза Панати, "публичные проявления позывов организма" продолжали оставаться "настолько распространенными", что в 1589 г. британский королевский двор официально запретил загрязнять "лестницы, коридоры и шкафы" дворца "мочой и другими нечистотами"(89).

Но дух Возрождения, видимо, пошагово формировал у все большего числа лиц желание жить в чистоте. И в 1596 г. родился прообраз нынешнего туалета, со сливным бачком. Его авторство принадлежит английскому поэту, придворному (и крестнику) королевы Елизаветы I – Джону Харингтону. Причем предыстория изобретения довольно своеобразная. Насколько Дж. Харингтон был талантливым и остороумным, настолько же – грубым и несдержанным, вследствие чего не раз нарывался на неприятности. Так, из-за распространения им среди придворных дам стишков непристойного содержания, им же переведенных, он подвергся ссылке в Уилтшир.

Там он создал труд "Метаморфозы Аякса". В английской транскрипции Аякс – это каламбур на «а jakes», как тогда именовали туалет. Произведение, сопровождаемое чертежами (иллюстрациями), Дж. Харингтон отправил королеве. Актуальность сконструированного им изобретения, который он ласково определил как "изысканный", Дж. Харингтон обосновал необходимостью избавиться от "смертоносного" запаха "вонючего навоза". Вслед за чем детально (с технической точки зрения) описал предмет, включая сидение и сливной бачок. По его утверждению, реализация предложения в обязательном порядке будет способствовать чистоте в месте проживания и даже "получению удовольствия". При этом он не только обрисовал туалет, но, ссылаясь на опыт Древнего Рима, актуализировал ввод в эксплуатацию канализационной системы, в частности,  трубах  ("шлюзы из латуни"), должных "вмещать" воду, поступающую с кухонь (от мытья посуды), мусор (отходы) и экскременты. Все это от частного дома будет поступать в общую канализационную систему, где окажется "перемешанной" с "дождевым потоком"(90).

Как отмечается рядом источников, под личным руководством Дж. Харингтона модель была построена в Стоке. Состояла она из прямоугольной деревянной скамейки с круглым отверстием, с установленным сзади большим квадратном бачке сзади и овальной свинцовой емкостью под скамьей, заполненной водой на высоту около пятнадцати см. Это "хранилище", как называл емкость автор проекта, имело наклон к пробке, к которой прикреплялся длинный стержень с ручкой на конце. При желании опустошить "хранилище" нечистот, нужно было потянуть за ручку, и содержимое сливалось вниз через скрытый канал.

Однако, столь важное приспособление не прижилось, хотя и было благожелательно встречено королевой. По словам английского журналиста, члена палаты общин Британского парламента, мэра Лондона Бориса Джонсона, данный

"преждевременный прорыв, возможно", свидетельствовал "о растущем интересе к чистоте в период после Реформации"(91).

Ну преждевременно, так преждевременно. Хотя, наверное, просто легче было не отказываться от вросшихся привычек. В своем знаменитом дневнике о повседневной жизни лондонцев английский чиновник морского ведомства Сэмюэл Пипс пишет, что когда в один из осенних дней 1660 г. он спустился по хозяйским делам в подвал, то "наступил на огромную кучу экскрементов", в связи с чем осознал: "службы Тернера полны и текут в мой подвал", и "это вызвало мое беспокойство"(92).

В данном контексте весьма ценными представляются свидетельства английского историка и антиквара XVII в. из Оксфорда Энтони Вуда, чьи автобиография и дневники были отредактированы в XIX в. министром по делам Англиканской церкви Эндрю Кларком, известным своим талантом редактора литературных и исторических текстов(93). По результатам наблюдения в 1665 г. за поведением в Оксфорде придворных короля Англии и Шотландии Карла II, бежавших сюда от вспышки чумы в Лондоне, Э. Вуд писал, что, будучи "высокомерными, возгордившимися и наглыми", они с пренебрежением смотрели на ученых, считая их не более, чем педантами. Но при этом, облачаясь "в аккуратную и нарядную" одежду, не чурались "оставлять собственные экскременты в каждом углу", включая "дымоходы, склады, подвалы". В чем А. Вуд видел нечто "звериное"(94).

А пока население не "дозрело" до пользования техническими новшествами, направленными на соблюдение гигиены, в 1665 г. распоряжением лорда-мэра Лондона, сэра Джона Лоуренса на мусорщиков возлагалась задача ежедневно вывозить из домов "сор и грязь". Также предписывалось "как можно более" удалять от Сити и "людных дорог" помойки, "навозные кучи" и "резервуары с нечистотами". При этом конкретизировался строгий запрет "ночным прохожим", да и всем остальным "облегчать кишечник в садах и окрестностях Сити"(95).

Хотя данная ситуация была характерной далеко не только для Великобритании. Как пишет французский историк Эмиль Мань, правивший в XVII в. во Франции Людовик XIII неоднократно приказывал реорганизовывать службу, отвечавшую за уборку мусора и до тех пор оказывавшуюся абсолютно не способной справиться с этим злом. Протяженность мостовых, вымощенных булыжниками или просто щебенкой, увеличивалась, но это касалось проезжих дорог и торговых путей, а жилые улочки "окончательно превратились в места сбора зловонных нечистот". Параллельно, уклонение от  ежедневных подметаний у дома каралось штрафом. Но грязь и вонь не убывали, т. к. ручьи сточных канав продолжали "функционировать"(96).

Посетивший в 1676 г. Краков (Польша) чешский путешественник Бернгард Таннер писал, что этот город "красуется величественностью королевского замка",  великолепной "панорамою храмов и иных зданий", но "внутри" на "улицах загажен грязью и нечистотой"(97).

В свою очередь, выдающийся немецкий историк литературы, беллетрист XIX в. Иоганн Шерр, рассказывая о культуре и нравах немецкого общества сер. XVII в., в преломлении к Берлину и слившемуся с ним в период позднего Средневековья г. Кёлльну, отмечал, что на том историческом этапе в этих двух городах насчитывалось не более 1200 домов, в основном, деревянных и обветшалых. По "грунтовым дорогам бегали свиньи, а придворные, чтобы не утонуть в уличных нечистотах, вынуждены были ходить на ходулях"(98).

На этом фоне Европа подступила к веку Просвещения.



Окончание следует

 

76.Такие разные каноны красоты

http://bodystrong.info/articles/these-different-canons-of-beauty7

77.Леонардо да Винчи. Избранные произведения

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XVI/1500-1520/Leonardo_da_Vinci_2/text5.phtml?id=15755

78.Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

http://www.e-reading.club/book.php?book=83160

79.Эразм Роттердамский. Разговоры запросто

а/http://krotov.info/library/26_ae/aera/zm_20.htm

б/http://krotov.info/library/26_ae/aera/zm_21.htm

80.Авиньон

http://www.eleven.co.il/article/10038

81.Эрик Чемберлин. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура

http://www.e-reading.club/bookreader.php/1006456/Chemberlin_-_Epoha_Vozrozhdeniya._Byt,_religiya,_kultura.html

82.Мишель Монтень. Опыты

http://psylib.ukrweb.net/books/monte01/txt094.htm

83.Acqua di Colonia Santa Maria Novella for women and men

http://www.fragrantica.com/perfume/Santa-Maria-Novella/Acqua-di-Colonia-11417.html

84.Manual de Mujeres

http://www.biblioteca.org.ar/libros/71402.pdf

85.См. Douglas Biow. The Culture of Cleanliness in Renaissance Italy

https://books.google.az/books?id=vvkj1wC8aTcC&pg=PA14&lpg=PA14&dq=encyclopedic+La+tipocosmia+(1561)+and,+in+the+process+of+pilfering,+immediately+zeroes+in+on+the+%22lavandaia,&source=bl&ots=zRK_03eMlj&sig=8REaIzh2tNNv0pIZbEMDIW2Jrok&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjh1OKVzcnKAhUh83IKHQPIC4sQ6AEIGzAA#v=onepage&q=encyclopedic%20La%20tipocosmia%20(1561)%20and%2C%20in%20the%20process%20of%20pilfering%2C%20immediately%20zeroes%20in%20on%20the%0%22lavandaia%2C&f=false

86.Марк Твен. Принц и нищий

http://www.e-reading.club/book.php?book=56028

87.Stefan Winkle. Die Verseuchung der mittelalterlichen Stadte (Umweltverschmutzung von einst)

http://www.collasius.org/WINKLE/04-HTML/ma-seuchen.htm

88.Secret of the "Arnolfini Portrait

https://www.youtube.com/watch?v=VgqFQP0EfkI&ebc=ANyPxKo-1Md6h6Vt2Xe2oYjiTsIuO6QmvRDfX1ebDjhOS8y8dKSUAEaXa0C-1sU1yQWRhBdu3UsXLjlgwRee21dYny3HHbXQ2g

89.Charles Panati. Extraordinary Origins of Everyday Things

http://www.e-reading.club/bookreader.php/1025263/Panati_-_Extraordinary_Origins_of_Everyday_Things.html

90.The metamorphosis of Ajax. A new look at a stale subject by Sir John Harington

http://www.exclassics.com/ajax/ajax.txt

91.Борис Джонсон. Лондон по Джонсону. О людях, которые сделали город, который сделал мир

http://mreadz.com/new/index.php?id=339127&pages=40

92.Samuel Pepys Diary 1660 – extracts

http://www.pepys.info/1660/1660.html

93.Anthony Wood. English antiquarian. Written by: The Editors of Encyclopedia Britannica

http://www.britannica.com/biography/Anthony-Wood

94.The Life and Times of Anthony Wood, Antiquary of Oxford, 1632-1695 Described By Himself Collected from His Diaries and Other Papers; 1632 – 1663, With Illustrations, Vol. 1 by Andrew Clark

https://archive.org/stream/lifetimesofantho02wooduoft/lifetimesofantho02wooduoft_djvu.txt

95.Даниэль Дефо. Дневник чумного года, содержащий наблюдения и воспоминания о самых замечательных событиях как общественных, так и сугубо личных, произошедших в Лондоне во время последнего великого испытания в 1665 году

http://lib.ru/PRIKL/DEFO/defoe_journal.txt_with-big-pictures.html

96.Эмиль Мань. Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII

http://malech.narod.ru/evr35.html

97.Бернгард Леопольд Франциск Таннер. Польско-литовское посольство в Московию

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Tanner/text1.phtml?id=1408

98.Johannes Scherr: Deutsche Kultur – und Sittengeschichte. Band II. Das Zeitalter der Reformation

http://gutenberg.spiegel.de/buch/deutsche-kultur-und-sittengeschichte-band-ii-das-zeitalter-der-reformation-7700/4

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Трансплантант реальности 09 Марта 2016г.
Ответить

И прошу прощения,но по моему,если б у нас в обществе не присутствовал элемент Ислама то,-всё к тому и шло..

Трансплантант реальности 09 Марта 2016г.
Ответить

Ну по моему пик того"слива пришёлся на наши девяностые когда.,нам в массовом порядке пытались навязать педарастию и педофилию..

Яндекс.Метрика